«Я не мог оставаться в церкви с исковерканным богослужением»

Беседа с Робертом Джеклином – православным мирянином, в прошлом – католическим священником

Роберт Джеклин на протяжении десяти лет был священником римско-католического ордена Тринитариев (орден Пресвятой Троицы), основанного в XII веке. Он служил в штатах Джорджия, Огайо и на юге Калифорнии. С разрешения Рима он оставил священническое служение и женился. Позднее перешел в Православие. О стремительном падении духовной жизни в Католической церкви после II Ватиканского собора и иных нестроениях, которые побудили его покинуть Католицизм, и о своем пути к Церкви Православной – его беседа с журналистом « Ancient Faith Radio».

Современная католическая месса с участием клоунов Современная католическая месса с участием клоунов

– Роберт, вы воспитывались в традиционной католической семье?

– Я родился в городе Питтсбург штата Пенсильвания. Мой отец был римо-католиком; моя мать – греко-католичкой, но, выйдя замуж за отца, стала римо-католичкой. У меня есть два брата и сестра. В детстве было немного опыта Восточной литургической жизни: ходил с дедушкой и бабушкой на службы к греко-католикам, и мне они очень нравились. Но все же прежде всего я воспитывался в римско-католической традиции.

– Учились в католических приходских школах?

– Да, и еще в католической подготовительной школе. Затем я два года служил, а когда служба закончилась, мне захотелось направить свою жизнь по особенному пути. Поступил в семинарию, где два года изучал философию, а потом четыре года теологию.

– Преподавали ли вам восточную патристику?

– Восточную патристику нам преподавал в течение семестра один член общины – католик восточного обряда по происхождению. О чем он, кстати, никогда не задумывался, пока не стал послушником: ему пришлось просить разрешение для вступления в наш орден. Меня так захватил этот курс! Нахлынули воспоминания о дедушке и бабушке, но прежде всего это было первое глубокое знакомство с Востоком. Конечно, мы говорим сейчас о восточно-католических церквях.

– Мы их называем униатскими.

– Верное название. Но этот курс дал мне прекрасные базовые знания.

Символ ордена тринитариев Символ ордена тринитариев

– Вы были рукоположены в священника ордена Тринитариев. Почему выбрали этот орден?

– Мы были миссионерами, и я чувствовал, что именно этим хотел заниматься. Родители, правда, желали, чтобы я стал епархиальным священником: был ближе к дому и мог бы чаще с ними видеться. Я же хотел принадлежать миссионерской группе священников и братьев, поэтому присоединился к ордену.

– Вы говорили, что вам пришлось столкнуться со многими переменами, связанными с решениями II Ватиканского собора, – и в частной жизни, и в вашем священническом служении. Можно ли сказать, что вы выросли католиком формации до-соборной, до II Ватикана?

– Да.

– Но ведь вы знали, на что идете, становясь священником после II Ватиканского собора. Хотелось бы, чтобы вы рассказали о тех переменах, которые оказались самыми разрушительными – и для вашей духовной жизни, и для жизни всей церкви.

– Когда меня рукоположили в 1968 году, «Novus Ordo Missae»[1] еще не был введен, поэтому первый год я служил мессу половину на латыни, половину на английском. Но со временем изменения в богослужении не только стали беспокоить верующих – люди просто перестали чувствовать себя комфортно на мессе и не считали нужным на нее приходить. Это пагубно сказалось на нашей общине. Радикальные изменения коснулись и устройства ордена: я был свидетелем того, как многие из моих собратьев крайне разочаровались и ушли, подчас без официального разрешения Рима, и некоторые женились. Я видел разрушение моей общины. Для меня это было печальнее всего, потому что 18 лет это была моя жизнь, мой дом, моя семья – и вот все трагически распалось.

Заседание II Ватиканского собора Заседание II Ватиканского собора

– А почему переход от латыни к английскому видится столь контрпродуктивным?

Новый чин изменил мессу до неузнаваемости! Она стала похожа на протестантскую

– Если бы они взяли Тридентскую мессу и перевели ее с латыни на английский, то не было бы особых проблем. Но новый чин изменил мессу до неузнаваемости! Если бы, к примеру, католик, умерший в 1945 году, пришел на мессу в 1972 году, он бы ее не узнал!

– Независимо от языка?

– Независимо от языка. Традиционная Тридентская месса была полностью уничтожена. Если помните, чин «Novus Ordo» был составлен при участии восьми протестантских священнослужителей. Им разрешили внести свой вклад в составление новой мессы. Все строго католическое, все связанное со старой мессой было отброшено!

Интересно, что после моей женитьбы среди наших друзей появилась одна лютеранка. Вскоре она вышла замуж за католика. После их свадьбы мы были приглашены на торжество, и она призналась мне: «Ваша (католическая) служба такая красивая! Она напомнила мне нашу лютеранскую службу!» Видите, как сильно была испорчена месса за каких-то несколько лет.

Папа Иоанн-Павел II принимает благословение от языческой жрицы Папа Иоанн-Павел II принимает благословение от языческой жрицы
– Мне рассказывали, что будущие папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, несмотря на их нынешнюю репутацию консерваторов и традиционалистов, в то время были в числе молодых новаторов, много сделавших для преобразования традиционного Католицизма и оттеснивших таких традиционалистов, как монсеньор Марсель Лефевр. Так ли это?

– Да, это так.

– Расскажите об этом подробнее.

И Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI были частью прогрессивного, реформаторского движения в церкви

– Будущий папа Бенедикт XVI, в то время отец Ратцингер, был теологом из так называемой «Рейнской группы». И он был прогрессивным деятелем. Как признается сам понтифик, он поддерживал то, как проходил собор, как принимались документы и формировалось новое богословие церкви. Отец Ратцингер участвовал во всех тех переменах. Молодой епископ из Польши – будущий папа Иоанн Павел II – тоже был прогрессивным. Они оба открывали дверь к новому. Как говорил папа Иоанн XXIII: «Мы должны открыть окна, чтобы впустить немного свежего воздуха в церковь». Архиепископ Лефевр был традиционалистом. Они притесняли его и тех отцов, которые его поддерживали. Да, говорю совершенно искренне, что они оба – Иоанн Павел II и Бенедикт XVI – были частью прогрессивного движения в церкви того периода.

– Не многие видят их в таком свете теперь.

– Тем не менее, это так. Бывает, что человек делает что-то и приходит от этого в восторг, но с течением времени он видит плоды своих трудов, начинает задумываться и пересматривает свою деятельность с самого начала. Именно так и произошло с двумя предыдущими понтификами.

– Я где-то читал признание папы Бенедикта, что II Ватиканский собор зашел слишком далеко.

– И это всё равно, что «запирать дверь конюшни, когда лошадь уже украдена».

– Когда джин уже выпущен из бутылки.

– А каковы последствия!..

– Достаточно посмотреть на удручающую статистику по Католической церкви за последнее время.

– Количество священников, монашествующих и мирян сократилось в ужасающих размерах. Если до II Ватиканского собора считалось, что регулярно посещают мессу как минимум 65% католиков, то сегодня это от одной четверти до одной трети католиков – 25–33%.

Мать Тереза молится индусу Ганди Мать Тереза молится индусу Ганди

– Я видел и такую ошеломляющую статистику: сегодня 65–70% католиков считают, что Евхаристия – всего лишь символ. Одно из самых фундаментальных, бессмертных учений ранней Церкви – о том, что в Евхаристии преподаются истинные Тело и Кровь Христовы. И в это не верит подавляющее большинство современных католиков…

– Увы, это именно так.

– Число католических средних школ и университетов сократилось, и этот список можно продолжать.

Число католичек, делающих аборты, равняется числу женщин-некатоличек, делающих аборты. Это довольно пугающая ситуация

– Кроме того, согласно исследованию, проведенному четыре-пять лет назад, число католичек, делающих аборты, примерно равняется числу женщин-некатоличек, делающих аборты. Это довольно пугающая ситуация. По всем этим причинам я стал понимать, что церковь, в которой родился и воспитывался, больше не является Церковью. Стало быть, ту духовность и религиозность, в которой я вырос, мне надо искать где-то еще.

– Что же в итоге побудило вас к действию: какое-то особое событие, кризис или все вместе?

– Это было все в совокупности. Но еще и событие: сексуальные скандалы в Католической церкви, вспыхнувшие в 2000 и 2002 годах.

– Сколько лет к тому времени вы были уже священником?

– К тому времени я уже не был священником.

– Понятно, вы оставили священство еще раньше. А слышали ли вы о чем-нибудь подобном в годы вашего священства или учебы в семинарии?

Кардинал Бернард Лоу, покрывавший католических священников-педофилов его архидиоцеза Кардинал Бернард Лоу, покрывавший католических священников-педофилов его архидиоцеза
– Нет, ничего не слышал и не знал, и это было хорошо и плохо одновременно. Когда вспыхнул педофильский скандал с кардиналом Лоу в Бостоне в 2002 году, я был крайне опустошен и не мог поверить в услышанное. Особенно меня разозлило то, что епископы нашей страны (как и в других частях мира) ничего не делали, а только перемещали этих священников с прихода на приход, из школы в школу, разрешая им продолжать служение. Епископы скрывали их преступления, и я не мог больше оставаться в этой церкви. Вот одна из причин, почему я обратился к Православию. Никто не говорит, что этого совсем нет в Православной Церкви, но в Католической была просто эпидемия. По моему мнению, Католическая церковь и католические епископы в США тогда полностью потеряли моральный авторитет.

– Как был воспринят ваш уход? Вы были не первым, кто ушел, но как к этому отнеслись иерархи?

– Я встретился с главой ордена и сказал, что собираюсь в отпуск, чем ошеломил его. Ясно помню ответ: «Но Боб, у нас на вас были такие большие планы». Я ответил, что мне надо подумать, побыть вне общины и сделать перерыв в служении. Он решил, что это всего на год, и хоть и нехотя, но отпустил меня. Через девять месяцев я позвонил и сообщил главе ордена, что уже не вернусь и что прошу освободить меня от обетов, чтобы снова стать мирянином. Это не было встречено благосклонно. Причиной его недовольства был тот факт, что они, как оказалось, собирались сделать меня заместителем главы провинции Западного Побережья – самым молодым во всей огромной провинции. Вот такие у них были «большие планы» на меня. Мы расстались с ним не в очень хороших отношениях, но теплое, дружеское общение сохранялось со многими моими бывшими собратьями-священниками.

– Оставив священство, вы встретили свою супругу и вступили в брак в Католической церкви как полноправный католик?

– Да.

– И вы оставались верным католиком впоследствии? Расскажите об этом.

Он читал анафору по-своему, используя слова, которых нет ни в одном католическом служебнике!

– Да. В одном из приходов в Сан-Диего моя жена Пег и я возглавляли катехизаторскую программу, в которой обучалось 1500 детей. У нас была необычайно активная деятельность в этом приходе. Но произошла одна неприятная история. У нас был близкий друг-священник, который преподавал в Международном университете в Сан-Диего. Он приезжал и совершал мессы в нашем приходе, потому что нам не хватало священника. Но мы стали замечать, что он читал анафору по-своему, используя слова, которых нет ни в одном католическом служебнике! Так продолжалось какое-то время. Наконец мы с женой посмотрели друг на друга и решили: «Продолжать это больше не можем». После мессы мы встретили его на улице, обняли и сказали: «Прости нас, но мы не можем больше сюда приходить из-за того, что ты делаешь». Это был конец моего посещения месс по новому чину.

Что же было нам делать? У нас двое детей, которых мы воспитывали в вере. И случилось так, что я в газете прочитал об Обществе святого Пия X. Я знал, что оно было связано с архиепископом Лефевром, но мало слышал об этой организации и о самом архиепископе, кроме того, что он был вроде диссидента. Позвонили в колледж в Канзасе и получили адрес в Карлсбаде, где они проводили мессы. Приехали к ним и сразу почувствовали себя как дома. И мы были частью этого движения традиционалистов с 1980 по 2001 год.

Архиепископ Марсель Лефевр Архиепископ Марсель Лефевр
– Объясните нам, пожалуйста, что представляло собой традиционалистское движение. Было ли оно викариатством Католической церкви, или оно было вне Католической церкви?

– Это очень интересная история. Католическая церковь рассматривала это движение как находящееся вне ее. Лефевр был епископом Дакара (Сенегал). Он также был апостольским визитатором всей Северной Африки, членом Конгрегации отцов Святого Духа[2] и ее главой. Он видел, как жители Северной Африки теряли веру в связи со всеми переменами, которые принес II Ватиканский собор, и поэтому сказал: «Я не могу это продолжать». И еще он сказал: «Вы знаете, что я собираюсь сделать: уйти на покой и обосноваться в какой-нибудь маленькой квартирке, где смогу частным образом совершать мессу и спокойно дожить свой век». Несколько семинаристов подошли к нему: «Мы слышали о вас и о том, что вы сторонник традиционной мессы. Мы хотим узнать традиционную мессу, обучиться на священников и затем ее служить».

– В то время служение традиционной Тридентской мессы на латыни запрещалось Католической церковью или нет?

– Тридентская месса была, можно сказать, упразднена. Разрешалось совершать только мессу по чину «Novos Ordo». Лефевр собрал этих молодых людей в Риме и стал сам их обучать. Со временем их число увеличилось, и он стал искать место, где бы они получили хорошее католическое богословское образование. Архиепископ поехал в Швейцарию и, с помощью своего друга, смог выкупить старый монастырь, который уже давно опустел. Там он организовал свою первую семинарию.

– Сколько лет ему тогда было?

– Ему было где-то около 70. Лефевр умер в 1991 году в возрасте 81 года[3]. Когда в Риме услышали о семинарии, то сначала обрадовались. Они прислали туда визитаторов, чтобы проверить, не происходит ли там что-либо несовместимое с верой. Но визитаторы ничего такого не нашли и вернулись в Рим с положительным отчетом, какую замечательную работу проводит Лефевр. Но местные, особенно французские епископы, были им недовольны, потому что он привлекал к себе множество семинаристов, в том числе и из их семинарий. Им не нравилась идея традиционной мессы, поскольку они всецело были преданны официальному Риму. Епископы сильно надавили на Ватикан, и тот осудил Лефевра. Ему сказали, что он больше не имеет права ни набирать семинаристов, ни рукополагать священников и должен закрыть свою семинарию. Тогда его временно запретили, надеясь, что таким образом движение сойдет на нет.

– Каждый римско-католический епископ канонически имеет право рукополагать священников? Не должен ли он для этого просить разрешение у священноначалия?

– Не должен. Но проблема в том, что у архиепископа не было своей епархии. Он не был епархиальным епископом. Скорее, был «епископом-бродягой». Его семинария была своего рода «международной семинарией», не закрепленной за каким-либо городом или районом. Итак, его запретили, но движение не сошло на нет. Оно еще больше укрепилось. Семинаристов приходило все больше и больше, он рукополагал 20–25 священников в своей семинарии ежегодно, в то время как другие европейские семинарии рукополагали только 2–3 в год. Ситуация дошла до критической точки 29 июня 1988 года. Лефевр долго просил у Рима разрешение на рукоположение традиционного епископа, то есть такого, который мог бы ездить по миру, посещать приходы традиционалистов, совершать конфирмацию над детьми, рукополагать священников. Рим постоянно повторял: «Хорошо, мы сделаем это в будущем…»

– Рим запретил его, но он продолжал служить?

– Совершенно верно.

Папа Иоанн-Павел II и языческий жрец Папа Иоанн-Павел II и языческий жрец

– То есть он был на пути к расколу.

– Церковь называла его «непокорным». Но в 1988 году Лефевру пообещали епископа. Рим говорил примерно так: «Мы поставим его в марте… В апреле… В мае… Нет, подождем до августа». И Лефевр ответил: «Мне осталось жить недолго. Я уже очень стар и боюсь, что после меня не останется епископа, который продолжит исполнять мою работу, и мое дело умрет со мной». Он вместе с одним бразильским архиереем посвятил четырех викариев. Но у них нет юрисдикции. Они могут только разъезжать в миссионерских целях и совершать традиционные таинства. Вот в это время Рим отлучил Лефевра, отлучил четырех епископов, всех священников, и миряне тоже думали, что их отлучили.

– О Боже!

– Но это движение все равно продолжало расти…

– Кем вы и ваша семья считали себя в то время? Вы были членами церкви официального Рима или традиционалистами?

– Мы были традиционалистами.

– А вы были отлучены от церкви в то время?

– Нет, миряне все же не были отлучены от церкви. Даже богословы Ватикана это признавали. Они подтверждали, что по-прежнему действенны наши таинства и мы по-прежнему «исполняем наше обязательство», посещая воскресную мессу.

Выступления индуистов перед римским папой Выступления индуистов перед римским папой

– Поясните, как таинства остаются действительными у священника или епископа, который был официально отлучен Католической церковью.

– Действительными считаются таинства, совершаемые священником или епископом, который был правильно (канонически) рукоположен или хиротонисан.

– С точки зрения механического возложения рук?

– Именно. Каждый из четырех епископов и все священники «правильно» рукоположены и хиротонисаны. Они рукоположены и хиротонисаны не «юридически» и не «по закону». Но каждая месса, которую они служат, действительна, и каждое совершаемое ими таинство действительно.

– Это сложный вопрос в Католической церкви ввиду ее особого понимания апостольского преемства. По сути, нельзя отлучить от церкви епископа, который был правильно хиротонисан, даже если он ушел из католицизма?

– У отлученного епископа не отнимается апостольская благодать совершать таинства и рукополагать. Если он рукоположен и хиротонисан, то это на всю жизнь.

– И, следовательно, таинства действенны.

– Да. Вот пример из моей жизни. Меня освободили от обетов бедности, целомудрия и послушания, то есть я стал мирянином для церкви. Но в случае чрезвычайной ситуации, например войны, стихийного бедствия, я все еще могу совершать мессу или отпускать грехи, если больше некому будет это делать. Во мне как бы осталось священство, поскольку Католическая церковь верит, что рукоположение совершается на всю жизнь.

– Как вы думаете, не поэтому ли иерархи Католической церкви в свое время (под давлением) признали таинства Восточной Православной Церкви действительными?

– Именно так.

Папа Павел VI с митрополитом Гелиополисским Мелитоном Папа Павел VI с митрополитом Гелиополисским Мелитоном

– Все тот же механический взгляд они перенесли на православных.

– То же самое и со старокатоликами, потому что это относится к апостольскому преемству.

– В двух словах, как и почему католики не считают таинства англикан действительными?

– Потому что ординал Англиканской церкви для рукоположения священников и посвящения епископов был так изменен, что больше не отражает истинную жертвенную власть священников, как это издревле видела Церковь, и поэтому Католическая церковь не считает англиканские рукоположения действительными.

– То есть эта таинственная передача апостольской власти через возложение рук была нарушена?

– Да, поэтому, грубо говоря, когда в Англии в XVI веке умер последний католический епископ, рукоположенный до разрыва с Римом, это был конец. Ведь каждый последующий епископ был посвящен через новый ординал.

– Спасибо за объяснение. Наша Православная Церковь понимает апостольское преемство по-другому, не как механическое возложение рук. Но вернемся к вам. Вы были в движении традиционалистов, а что случилось потом?

– Я очень тяжело заболел в 2001 году. Был не в состоянии куда-либо ходить, но почему-то меня привлекла православная церковь, которую я видел, двигаясь по автостраде. Посетил эту церковь несколько раз и был просто покорен. Словно снова попал в детство и оказался в храме моих дедушки и бабушки во время Литургии, хотя в моем случае службы служились на английском, а у дедушки и бабушки они служились на церковнославянском. Было ощущение, что Бог привел меня в эту церковь, и я продолжал в нее ходить. В июне 2003 года наконец решился принять Православие и присоединился к Церкви через миропомазание.

В православном храме Америки В православном храме Америки

– Здесь мне хотелось бы обратить внимание вот на что. Вы родились и выросли римо-католиком, обучались в католических школах, окончили семинарию и поступили в орден Тринитариев. Стали священником, католиком-традиционалистом. И в итоге оказались в местном приходе Православной Церкви. Должны были быть проблемы, с которыми вы боролись!

– Мои мысли и решение были очень просты. В Католической церкви папа всегда являлся объединяющим фактором. Но я увидел своими глазами, что в Католичестве больше этого не осталось. Все страны мира теперь имеют Конференции католических епископов. Папу как объединяющий фактор заменили этими Конференциями, которые во многих случаях установили свои собственные правила, часто противоречащие тому, что говорит Ватикан.

Я сказал себе: «Больше не верю, что папа является объединяющей силой в церкви». И в Православии меня привлекло, помимо прочего, отсутствие объединяющей личности, если можно так выразиться. Православная Церковь едина в вере и не обязательно едина в юрисдикции.

– Были ли у вас другие вопросы, касающиеся духовности, благочестия? Видите ли отличия в почитании Богородицы в Восточной Церкви и в Западной?

– Уверяю вас, почитание Богоматери куда более органично и целостно явлено в православном богослужении, нежели в католическом.

– Сейчас или еще до II Ватиканского собора?

Духовность в Православной Церкви не юридическая – в католицизме она именно такая: это видно по исповеди

– Так было еще до II Ватиканского собора… Сколько раз мы вспоминаем Божию Матерь на православной службе! Такого в католической службе просто нет. Это во-первых. А во-вторых, духовность в Православной Церкви не юридическая во многих отношениях. В католицизме она именно такая. В Православии основное внимание направлено на единение человека с Богом. Например, если вы хотите исповедаться в Католической церкви, то заходите в храм и объявляете: «Я пришел на исповедь!» Затем вы оглашаете свои грехи, и не только чем согрешили, но и сколько раз. И это очень важно. Вы говорите священнику не «Отче, в последнее время я стал обманывать чаще, чем раньше», а «Я солгал 12 раз». Исповедь в Православной Церкви – это скорее процесс исцеления души, по моему мнению. Здесь нет чувства «законничества». Тут более «открытая» духовность.

– На Востоке «практическому мистицизму» разрешается быть в Церкви. Не всё может вместиться в систематическое богословие…

– Я очень люблю мистическую сторону в нашей православной вере. Это можно всё время видеть в нашем приходе: как люди реагируют на иконы, молитву, Евхаристию. Такая мистическая, «домашняя» духовность, и ее так приятно наблюдать.

Католический священник проводит занятия йоги Католический священник проводит занятия йоги

– И у нас до сих пор сохранились древние традиции богослужения и молитвы: молитвенное правило, Иисусова молитва – это не то же самое, что «розарий» у католиков. Мы сохранили всё это в неизменном виде. Уверен, что в кругах католиков-традиционалистов всё еще придерживаются этих традиций, но порой, разговаривая с современными католиками, сомневаешься, понимают ли они, что значит быть истинным католиком.

– Не думаю, что они всё еще понимают это. Сам папа Бенедикт признал, что последние 40 лет катехизация в Католической церкви была ужасной. То есть сейчас живет много католиков, которым за 40 и 50 лет, и они не имеют духовного фундамента.

– Яркий пример: 65–70% католиков не верят в истинное присутствие Христа в Евхаристии.

– И что же они передадут своим детям?

– И, конечно, ключевой фактор – это понимание апостольского преемства как передачи всей веры, какой она была нами получена. Поэтому мы не можем быть православными и при этом не верить в истинное присутствие Христа в Евхаристии.

После II Ватиканского собора духовность изменилась, богослужение изменилось, церковь изменилась

– Конечно. И хотя многие католики сегодня говорят, что между Католической церковью до и после II Ватиканского собора нет никакой разницы, на самом деле она есть – и очень существенная. Духовность изменилась, богослужение изменилось, церковь изменилась. Если в наши дни зайти во многие новые католические храмы, то не почувствуете атмосферу святости. Придите в наш приход – и почувствуете дух святости сразу, уже при входе. Это нельзя опровергнуть. И чувство святости ощущают все.

Иллюзионистская месса Иллюзионистская месса

– Мы понимаем Литургию как общее дело верующих… Участие людей в союзе…

– Это то, что Католическая церковь пытается делать всё время после II Ватиканского собора: участие, участие, участие… Но оно не возымело большого эффекта. В некоторых приходах очень хорошо, но по большей части – нет.

– Хотел бы в заключении оговориться, что целью нашей беседы была отнюдь не критика Римо-католической церкви, как это может кому-то показаться. Мы просто хотели разобраться, почему вы решили оставить католичество и перейти в Православие.

– Это правда. И еще, Кевин, хотел бы сказать, что моя семья остается в лоне Католической церкви. Пока я один в семье принял Православие, а мои жена и дети – католики. Мне по-прежнему очень дороги католики. Это была моя церковь на протяжении 60 лет, но сейчас я чувствую по отношению к этой церкви большую печаль.

С Робертом Джеклином
беседовал Кевин Аллен, Перевел с английского Дмитрий Лапа

Ancient Faith Radio

11 января 2016 г.

Публикуется с незначительными сокращениями.

[1] Новый чин мессы, введенный в 1969 году папой Павлом VI. – Здесь и далее примеч. пер.

[2] Полное название организации: «Конгрегация Святого Духа под защитой Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии».

[3] Неточность: на самом деле архиепископ Лефевр (29.11.1905 – 25.03.1991) скончался в возрасте 85 лет.

Смотри также
«В Православие нужно вжиться» «В Православие нужно вжиться»
Беседа с православным священником Фомой Дицем, в прошлом – католиком
«В Православие нужно вжиться» «В Православие нужно вжиться»
Беседа с православным священником Фомой Дицем, в прошлом – католиком
Священник Георгий Максимов
Может ли человеческое стать фундаментом веры? Как говорить с инославными: твердо стоя в Истине или ища компромиссов? Нужно ли бояться слова «ересь»? В чем миссия православных на Западе?
Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням» Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням»
мон. Корнилия (Рис)
Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням» «Нам надо возвращаться к своим корням»
Беседа со схиархимандритом Гавриилом (Бунге)
Беспрецедентным чудом Господним будет приход всех к византийскому Православию, потому что есть целая культура, которая этому противостоит. Люди должны вернуться к своему собственному Православию, к своим исконным традициям.
Праздник музыки на руинах веры Праздник музыки на руинах веры
Записки из французской провинции
Праздник музыки на руинах веры Праздник музыки на руинах веры,
или Размышление «о соли, потерявшей силу»

(Записки из французской провинции)
Ирина Норман
«А у нас в современной церкви уже не исповедуют и проповедей с амвона не читают – это всё в прошлом», – то ли с горечью, то ли с гордостью сказала старушка…
Комментарии
Андрей 9 августа 2024, 10:06
Cогласен со многими комментаторами, что фотографии подобраны очень осудительно. Будет правильно также добавить фотографии с обычных месс, а то собрали «все грехи», а другого не греховного - не видим. Сейчас существуют общины католиков-традиционалистов, они проводят свои мессы на латыни, в официальных соборах и храмах РКЦ. Да, церковное начальство умалчивает, что такие экстраординарные мессы регулярно служатся, но они служатся и желающие прихожане создают паблики, группы, рассказывают о своей общине и тридентской мессе, продолжают сохранять традицию и другим об этом возвещают. А не убегают, не бросают борьбу. Не осуждаю героя данной статьи, у каждого своя ситуация, но можно было бороться.
Ирина 1 июня 2018, 17:20
Очень сильная и глубокая статья. Меня особенно трогает еще и потому, что мы с мужем перешли в православие из католицизма. Непонятно только одно "... наконец решился принять Православие и присоединился к Церкви через миропомазание." Когда мы переходили, у нас не было второго миропомазания, поскольку в православии признаются таинства римо-католиков. Если же Роберта Джеклина крестили и миропомазали в греко-католической церкви, то в православной церкви его должны были не только миропомазать, но еще и крестить.
Георгий26 декабря 2016, 08:33
Галине Игловской 19.12.16г. Твои суждения Галина,к сожалению, далеки от учения Православной церкви,пропитаны духом даже не католицизма, а протестантизма.Выдергивать цитаты из контекста ,и трактовать их по своему пораженному немощью разуму - пагубное направление. К сожалению , такие тенденции есть и среди модерновых "православных" богословов . И,да в традиционные устои нашей Матери-Церкви грубо и бесцеремонно вторгаются чуждые истинному духу Православия традиции певчества, нарушения Типикона .Имеются так же,возмутительные факты проведения в храмах Бога живого светских мероприятий,которые еслиб проходили где то в другом месте были бы даже не плохи,но проводить в храмах дискотеки это недопустимо .Православные! Бдите!!!
Галина Игловская19 января 2016, 20:14
Ольге от 12 января (извиняюсь, что просмотрела поздно):"сама Мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники...". Простите меня, но мне ваши слова напомнили обличения печально известных лиц более чем двухтысячелетней давности: "Спаси Себя Самого","Других спасал, а Себя Самого не может!" (Мф 27,40;37,42). Более того, история Церкви изобилует примерами, когда святые и иерархи, имевшие духовные дары, в т.ч. и дар исцеления, сами тяжело заболевали и лечились в клиниках- поликлиниках. Ну и что? Призванными Богом все делается по воле Божией, с молитвою и рассуждением."Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал Его, и от Вышнего- врачевание" (Вар.38:1).
Ув. Лариса Воронина! Я не настолько сильна в знании общественно- политической конъюнктуры, как вы, но я свято верю, что, помимо так наз. конъюнктуры целых общественно- экономических формаций живо и действенно во веки веков Слово Божие. Господь Иисус Христос сказал:"Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым" (Мф. 8:11).Ни слова о формациях и странах, и ни о чем ином. Для Бога, кроме святости, ничего более не имеет значение, и Он силен коснуться сердца любого человека, в.т.ч. и западного аристократа,и обратить его к себе, и действовать через него. "Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим.9:16).Ему вся слава. Аминь.
Лариса Воронина18 января 2016, 17:06
Галина И.12 января 2016, 19:00
/перед ней [Терезой] преклонялись правители стран и короли/ Просто конъюктура в те времена была другая: капитализм противопоставлял себя атеистическому социализму и коммунизму. Сегодня СССР нет и кривляться не к чему. Аристократическое меценатство, милосердие к бедным - всё это дела минувших лет. Богатым больше не нужны бедные для спасения души.
Павел16 января 2016, 10:27
Фотографии конечно редакторы подобрали тенденциозно. Тенденциозность - в словаре "пристрастный", "необъективный" Нельзя так делать. Христос сказал: Выньте сначала бревно в своём глазу.
Пишу как православный мирянин.
Владислав14 января 2016, 14:32
Алексей (13 января 2016, 21:00)
Соберитесь прихожанами (чем больше, тем лучше), договоритесь, кто будет разговаривать (кто спокойнее, - кто это умеет), помолитесь, и безо всякого раздражения пойдите к настоятелю и спокойно скажите, что мы прихожане и нас это не устраивает (вообще-то для людей служба, а не для батюшек, они - лишь служители). Если настоятель будет против, то скажите честно, что будете решать этот вопрос с благочинным. Очень большая вероятность того, что если так всё будет сделано, то и к благочинному идти будет не нужно.
Только накануне надо молиться, и чтобы этот разговор не перерос в скандал, договоритесь, что один человек говорит, а остальные про себя молятся. Надо всё с любовью чтобы было. Трудно это, но получится.
Помогай вам, Господь!
Кирилл Анатольевич14 января 2016, 14:05
Где рушится мне кажется истинный облик веры там и рушится жизнь людей .
Фотина14 января 2016, 12:03
Была католичкой, крестили полным чином в Сербской православной церкви' слава Богу. К сожалению, сейчас вижу как католический дизайн уверенно проникает почти в каждый храм - открыточки со сладенькими иллюстрациями и украшения, а еще, к сожалению и чисто католическая любовь к внешним восторженным формам - добавление к Типикону и обычному почитанию святынь восторженности и внешней театральности, - форм присущих униатству
Алексей13 января 2016, 21:35
Интересная статья. Что касается пения, должен признать партесное пение ушло в оперу. В моем сельском приходе поют обычные бабули, которые традицию пения передают из поколения в поколение. Знаете что говорят приезжие? Они разжуют и в у рот покладут. Другими словами споют так, что непонятное слово становится понятным, а антифон музыкой для страдающей души. Но на Рождество случилось следующее. Новый священник привез хор из Воронежа. Они так пели тропарь и кондак праздника, что люди во-первых ничего не поняли и во-вторых так их тянули, что они едва не уснули. Сказать против нельзя, священник не слушает прихожан. Как хочу так и будет. Итог такой - после помазания люди разошлись. Сейчас ждем Крещения и боимся повтора рождественской ночи. Мне рассказывали потом как регент нашего хора карандашом показывала своим певчим какие слова поют певчие. Вот так.
Любовь13 января 2016, 16:49
Уважаемая редакция,
Статья очень интересная и взвешенная. Создается впечатление,что фотографии не отражают посыл и смысл статьи.Было бы справедливо в публикациях давать ссылки на оригинал статьи.
читатель13 января 2016, 15:31
Не знаю как на счет фото с "жрецами" там что угодно может быть, но вот служба с клоунами и фокусниками, это да! Как в цирк или на представление, но только не в храм.
Владислав13 января 2016, 01:51
Елена
> ... Хор должен настраивать на молитвенный лад, а у нас - стоишь на службе и не понимаешь, где ты - в Храме или в театре. ... Подойти и сказать священнику я не могу...
Отчего же? Это можно и ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО сделать, но в духе любви и кротости. Вы же православная - часть общины!
Я сам в хоре пою, и поверьте, большинство людей там ходят "не для людей петь, а для Бога", да иногда ещё и с таким отношением, что "каждая служба - это золотая монетка в помощь поющему на мытарствах"... Такого ужаса хватает; и дело движется слабо без вмешательства батюшки (а в большинстве батюшки стараются не вмешиваться в дела хора), только на личном общении внутри хора малюсенькими шажками получается. Часто хористы - вообще неверующие люди, - воспитанники музучилищ и т.п., ходят по храмам и поют за деньги... Потому молиться за хор надо. И за батюшек тоже.
Спаси, Господи!
Вадим12 января 2016, 22:52
Вадим Olge: Тереза не святая, а обычная добрая женщина, которую использовали в корыстных целях. Образ к себе распологающий, а средства поступали огромные. Для правдоподобности приходилось, что-то делать "благотворительное". Многие попались на эту наживку. Маркетинг: всё продаётся, даже хороший образ, надо только умело преподнести. А понятие святости - это Божественное понятие, по промыслу Божьему открываемое Святой Церкви, а не нам с вами. А нам остаётся молиться о вразумлении, чтобы Господь научил отличать зёрна от плевел и агнцев от козлищ. Чтобы когда прийдёт ВРЕМЯ нам не соблазниться. Простите меня грешного. С Праздником Рождества Христова!
Александр Б12 января 2016, 21:30
у нас в маленьком городке (Вольск) тоже хоры перешли на концертные варианты исполнения,
Хочу предостеречь всех регентов церковных, сёстры братья не губите так легко свои души.
Прошу вас опомнитесь! В какой храм не приду помолится, везде опера и частушки... Простите меня.
Помилуй нас Господи.
Светлана12 января 2016, 20:55
Статья вызывает противоречивые чувства. Кажется, что автор, особенно с фотографиями, перешел ту черту, за которой объективность превращается в пропаганду.
Галина И.12 января 2016, 19:31
Католическая церковь давно идет по пути неправды. Голос Духа Святого говорил в ней через отдельных святых, обличая превозносящихся и призывая к смирению, но Он умолк,скрылся в папских архивах.
На 100% согласна с Ольгой по поводу св. матери Терезы. Пусть грех подписи под фотографией святой останется на совести её автора. Мать Тереза молилась за всех, живых и мертвых, и жила не для себя, а для людей- голодных, обездоленных, попавших в беду. По Завету Христа.Её жизнь- это подвиг. Я читала о ней документальные повести и рассказы, с многочисленными фотографиями, и была потрясена ее делами, ее истинною святостью, которая есть жертвенная, действенная любовь.Она была известна своей христианской жертвенной жизнью, своими милосердными делами во всем мире, перед ней преклонялись правители стран и короли. Бог есть любовь. Есть только одна Христова Истина- сердце, настолько глубоко любящее, милующее и сострадающее, что обливается кровью при виде чужих бед и страданий. Такие сердца горят любовью к Богу и ближним, денно и нощно вопиют к Нему об их спасении. Лжесвятость- это отсутствие любви, хотя бы и с постами и с кучей разных дел. Это подстава, суррогат святости. Только Бог Сам знает всех Своих святых, Он посылает их в мир и действует через них.Не будем превозноситься - открыто и втайне. Ведь даже св. Макарию Великому Господь указал на двух женщин, более близких Богу, чем он, а потом еще открыл ему св. Павла Фивейского.Так что лучше покаяться. "Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла" (Пс. 104:15).
Ольга12 января 2016, 17:28
Приюты Миссии Милосердия, созданные м. Терезой, зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и обезболивающих. Это нельзя было списать на недостаток средств — Мать Тереза получала деньги в избытке со всего мира. Роберт Фокс (редактор медицинского журнала Lancet) ещё в 1996 году отметил, что фонд имеет множество волонтёров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании. Миссия Милосердия не делала различия между излечимыми и неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама Мать Тереза называла свои объекты «Дома для умирающих» (Houses of the Dying). В отличие от условий, созданных в приютах, сама Мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники в Соединенных Штатах, Европе и Индии, что вызвало обвинения в лицемерии от критиков. (открытые источники)
Анна12 января 2016, 15:33
"стоишь на службе и не понимаешь, где ты - в Храме или в театре" - вынуждена согласиться... Да, поют красиво, но от молитвы в самом деле отвлекает :(
olga12 января 2016, 13:19
Я сомневаюсь, что мать Тереза на этой фотографии молится Ганди, она всегда так складывала руки когда обращалась к кому-либо, будь то преступник, ребёнок или президент. Она святая женщина, дай Бог каждому из нас сделать хоть 0,0000001 процента ее добрых дел. У католической церкви много проблем, но не трогайте святых!!!!! Всем мира и добра!
Елена12 января 2016, 12:23
Нужно все силы направить на то, чтобы в нашей Православной Церкви не появилось такого ужаса. Как прекрасны наши службы, воистину это встреча с Богом!
Только вот к сожалению, в последнее время в храм, куда я хожу и который очень люблю стало тоже совершенно невозможно молится! И причина этого, страшно сказать, в хоре!
Хор должен настраивать на молитвенный лад, а у нас - стоишь на службе и не понимаешь, где ты - в Храме или в театре. Особенно, когда берут верхние ноты - хочется зажмуриться! Последний раз, перед причастием, когда вынесли свечу, я пошла писать записки, так даже не могла сосредоточится, потому что была ОПЕРА! ОПЕРА!!! Да, прекрасный голос, да, что-то духовное пел, но мы же в храме, скоро начнется Причастие, надо людям хоть немного сосредоточится, зачем устраивать такие концерты?
Подойти и сказать священнику я не могу, хотя настоятель там очень хороший. Замечательный дьякон, так как там читают Ектенью - я нигде больше не встречала. Это Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке в Москве. Очень жалко будет потерять для себя этот замечательный храм...

И, к сожалению, сейчас это - распространенное явление. Наверное, регентам, хочется украсить службу, но в итоге, для простых прихожан получается только хуже...
Виталий11 января 2016, 21:09
Очень хорошо сказано Феофаном Затворником на вопрос "Спасутся ли католики" : " Не знаю спасутся ли или не спасутся католики , но если я стану католиком , то точно не спасусь." Возможно , Роберт и пришёл к православию следуя этому правилу , поскольку Господь не мог не откликнутся на его духовный поиск и таинственно наставил его .Живу в Германии и сам являюсь свидетелем воздействия нашей православной службы на католиков ,оказавшихся по разным причинам в нашей церкви . У меня такое чуство возникало , что они действительно переживали встречу Господа со своей паствой .
Мэри Поппинс11 января 2016, 20:33
Католики погибли. Все они- ходячие мертвецы, потому что отринули Христа ради папы.Но для каждого из них сохраняется путь спасительный , через покаяние и воцерковление в Православии.
Алексей11 января 2016, 20:00
"65-70% католиков не верят в истинное присутствие Христа в Евхаристии."
В эти цифры папа включен или нет?! Если узнавать папежников по их делам за последнюю 1000 лет, то папа, вероятно, причастен к этому проценту.
татьяна11 января 2016, 19:41
Больше десяти лет я работала на немецкой фирме в Москве,вот тогда я впервые услышала от них о том,что как прекрасны службы в православном храме!По воскресеньям они ходили на наши службы.Вы бы видели их в понедельник!!!Другие люди.Они тоже католики,которым не нравилось как проходят мессы у них в новом порядке.Благодарю автора статьи ,важная и болезненная тема.
Ольга11 января 2016, 18:20
Страшные фотографии. Я ужаснулась, увидев это.
Наталья11 января 2016, 17:08
Хочется сказать что Второй Ватиканский собор имел не всегда положительные последствия, но Марсель Лефевр не может быть хорошим примером так как он решил создать свою отдельную церковь или братство, то есть это было проявлением непослушания своему духовному начальству.Очевидцы этого раскола говорят, что интегристы напали на церковь Сэн Никола Шардоне в Париже и захватили ее.Так что иногда их действия были насильствинными хоть и были движимыми хорошими побуждениями сохранить традиционную литургию.Кстати интегристы достаточно критично относятся к Православию, хотя их принцыпы должны были бы нас сблизить.Это похоже на явление старообрядчества на Руси.

Сегодня католическая церковь сняла анафему с епископов интегристов и в разных католических приходах Франции и Италии есть традиционные службы как до Ватиканского собора.

По поводу американских католиков(конечно не всех), они не сильно уважают авторитет папы римского, что может косвенно объяснить скандалы с педофилами и их укрывательство.В данное время в Ватикане после прихода Франциска происходит серьезная Уборка тех кто был замешан в разного рода скандалах.

Статья во многом освещает только негативные стороны католической церкви. Количество верующих католиков на западе уменьшается -это правда,но в Китае и Корее много людей становится христианами благодаря серъезной миссионерской работе в непростых политических условиях.

Сегодня на западе и в мире в общем католическая церковь на равне с православной пытается защитить семью,выступает против законов об однополых браках и суррогатных матерей.

В современном контексте атак со стороны радикального ислама в странах Европы и на ближнем Востоке роль католической церкви очень важна и думаю что православная церковь должна ее поддержать. Не будем искать соринку в глазах соседа и лучше помолимся о спасении других христиан и душах погибающих христиан в Сирии и Африке.Спаси Господи
татьяна11 января 2016, 14:56
Была лет 5 тому назад на Пасху в католическом храме в Германии. Минут 15 ходили кругами священник и девочки подростки( лет 13-15), а потом вынесли трибуну стали отчитываться куда потратили деньги и сколько и вся эта процессия с отчётом заняла 45 минут. Там Бога не было, было разочарование и страшно.
Elena11 января 2016, 13:46
Вадим, справедливости ради следует отметить, что данные безобразия являются единичными и исключительными случаями. Я была католичкой, и за более, чем 10 лет регулярного участвия в богослужениях в нескольких странах ни разу не встречалась с подобным.
Xenia11 января 2016, 12:15
антихрист возьмет власть через католическую "церковь", соеденив все веры в одну, для этого и развязывают сейчас войны повсюду, нынешний "папа"- последний, он готовит трон сатане.

Держитесь Православия и С Pождеством Христовым!!!
Евгенiй Широковъ11 января 2016, 10:31
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Вадим11 января 2016, 10:02
Слушайте, а "иллюзионистская месса", "месса с участием клоунов" (на фотографиях) - это что, реально у католиков на мессе такое бывает? То есть, это не, грубо говоря, приходской праздник после мессы, а именно в ходе мессы такое?!
Inna11 января 2016, 08:45
Супер!!! Отлично и очень правдиво.Спаси Бог автора за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×