Женское равноправие – модная тема, которая с особым размахом начинает обсуждаться накануне Международного дня солидарности трудящихся женщин – так на самом деле называется «праздник», отмечаемый 8 марта. «Нарушение прав женщин» видят и в Православной Церкви. Как же, ведь православная христианка не может быть священником (извините, священницей), ей закрыт вход в алтарь, в браке она подчинена мужу… Да уж, действительно дискриминация. А так ли это? Есть ли в Православной Церкви дискриминация по полу? Какова роль женщины в Церкви? И что сказать неправославным и неверующим по поводу женского священства? На эти вопросы мы попросили ответить пастырей Русской Православной Церкви.
«У мужчины и женщины различающиеся
назначения в жизни»
– Исходя из того, кто есть христианка и что есть Церковь, думаю, что дискриминации в Церкви по половому признаку как таковой не существует. Другой вопрос: не встречаем ли мы порой людей, которые полагают, что женщина – существо если не второго, то не совсем первого сорта? Таких людей мы встречаем. Безусловно, такого рода взгляды никак христианскими не назвать.
У мужчины и у женщины немного различающиеся назначения в жизни. Так, мужчина не может быть матерью. Матерью может быть только женщина. Но женщина не может быть священником – им может быть только мужчина. Говорит ли это о дискриминации? Нет. Это говорит о разном замысле Творца в отношении мужчины и женщины. Но любой человек – и мужчина, и женщина – призван к достижению высшего совершенства, для человека возможного. И в Царстве Небесном, среди не только святых людей, но и высших горних чинов, пребывает Божия Матерь – Женщина по рождению и по естеству, – и Она выше всех.
Протоиерей
Сергий Правдолюбов:
– В Церкви нет дискриминации по полу. У женщины есть совершенно удивительное, отличное от мужчин состояние – материнство! Это очень трудно представить себе мужчине. Это такая высота, какую до конца постичь, видимо, невозможно. Святитель Афанасий Ковровский, священноисповедник, как-то сказал: «Когда я смотрю на молодую мать с ребенком на руках, я вижу в ней образ Пресвятой Богородицы». Другой священномученик написал своим детям из Соловков: «Довольствуйтесь тем, что есть». Матерь, сестра, жена – какая глубина и благодать в этих словах! А общественно-административное участие в организации церковной жизни может ли заменить эти три богоданных служения? Зачем искать другого и пренебрегать тем, что дано?
В монашестве нет принципиального отличия в подвиге мужчины и женщины. Особенно если вспомнить, что большая часть монахов-мужчин в древности не имела священного сана, даже игумены монастырей. И когда игумен Савва был возведен в иерейский сан – это было так необычно, что он навсегда стал именоваться «Саввой Освященным», в отличие от многих других игуменов, не получивших священного сана.
А печение просфор, умение искусно пошить облачения и пелены, петь на клиросе и управлять хором, читать на службе и множество других трудов в устроении церковного совершения богослужения, включая возможность в старости, получив благословение архиерея, даже входить в алтарь и подавать кадило священнику!
Поэтому роль женщины в Церкви многообразна и многополезна, только при условии соблюдения сокрушения сердечного, послушания священнику и решительного отрицания природного желания властвовать и распоряжаться всеми и во всем.
– Мне кажется, что в современной церковной жизни существует дискриминация мужчин. Шутка (улыбается). У нас женщины занимают многие ключевые посты служения, начиная с центрального церковного аппарата до церковных СМИ. Я уже не говорю про иконописцев, регентов. Часто теперь уже и преподавателей духовных школ, и семинарий, и университетов наших.
Когда говорят о дискриминации, то вопрос сводится к тому, что у нас нет женского священства. Да, женского священства нет и не будет, потому что для Православия священство – это не род административного служения и личного жизненного призвания, но соотнесение этого служения с первосвященством Господа Иисуса Христа. А второе Лицо Святой Троицы – Бог Слово – воплотился, по неизвестной нам причине, но известной совету Пресвятой Троицы, как Бог Сын. Это данность, из которой Церковь Православная всегда исходила, исходит и будет исходить.
«И мужчина, и женщина – Божии
творения»
– Дискриминация по половому признаку существует в сообществе людей. Самых разных людей. В том числе околоцерковных и церковных. Но утверждать, что в церковной идеологии есть основания для дискриминации женщины, мы не можем, потому что, в новозаветном понимании, во Христе мужчины и женщины имеют одинаковый статус Божьего творения. И в самом библейском откровении говорится о том, что Бог создал мужчину и женщину по образу и подобию Своему. А Одна из представительниц женского пола поднялась вообще на недосягаемую высоту. Выше ангелов, архангелов, херувимов, серафимов! Это Пресвятая Дева Мария. И наряду со святыми мужчинами мы почитаем святых жен. Открыв православный календарь, мы найдем и мужские, и женские имена во множестве. Так что сама наша традиция не дает оснований для дискриминации женщин по половому признаку.
– Жены-мироносицы, апостолы апостолов, по выражению Иоанна Богослова, – что же выше?!
Апостол Павел говорит: «Женщина да не учит», но он же сказал, что примером своей жизни, образом благочестия, благородным обликом она сделает то, что не под силу слову.
Кто выше? – Тот, кто достигает цели. Какая еще дискриминация?
«Равенства в принципе быть не может, и это
не дискриминация»
– Никакой дискриминации в Церкви, конечно, нет, потому что дискриминация – это ущемление одних и возвышение других. Есть просто те задачи и те особенности каждого пола, которые в нас заложил Господь. Эти задачи и особенности есть в нас независимо от того, где ты живешь, в какой культуре ты воспитан. Потому что в принципе никакого равенства, никакого равноправия мужчины и женщины нет и быть не может.
Сколько феминистки и борцы за права женщин усилий приложили, добиваясь равноправия, но достигли не очень больших результатов. Почему? Потому что в любой стране у мужчины и женщины совершенно разные права и обязанности. В нашей стране, например, более ста лет пытаются бороться за равные права мужчин и женщин. И что же? Можно по пунктам перечислить, что никакого равенства и равноправия у нас нет. И это не воспринимается как дискриминация, это – данность, причем совершенно нормальная.
Итак, по пунктам.
Первое: у мужчин и женщин в России разный возраст выхода на пенсию: женщины выходят на пенсию гораздо раньше мужчин.
Второе: в России конституционно определена всеобщая воинская обязанность – но на женщин она не распространяется: женщины в армии служить не обязаны.
Третье: в случае развода дети почти всегда остаются с матерью, исключения редки. Только когда мать, например, алкоголичка или наркоманка, ребенок остается с отцом. А некоторые мужчины после развода хотели бы воспитывать своих детей, годами добиваются этого через суд; бывает, что в отчаянии пытаются выкрасть детей у бывшей супруги. Но наше государство почти всегда на стороне матери.
Четвертое: в большинстве видов спорта мужчины и женщины соревнуются отдельно. Мужчины и женщины не боксируют, не борются друг с другом, штангу они вместе не поднимают, в футбол они вместе не играют, в шахматах они соревнуются отдельно… И так почти во всех видах спорта.
Ставится вопрос о дискриминации женщин, но если на все вышеназванные ситуации посмотреть глазами мужчины, то можно скорее увидеть дискриминацию мужчин. Но никакого ущемления чьих бы то ни было прав тут нет. Просто у каждого пола свои функции. Функции прекрасные, замечательные.
И пятый пункт касается непосредственно женщин: во всем мире почти 99 процентов руководителей фирм, заводов, нефтяных компаний, банков, всевозможных предприятий – словом, руководителей всех уровней – от директора фабрики до главы государства – это не женщины, а мужчины. И очень незначительный процент – это женщины. Во всех странах, даже в супердемократических и суперфеминистических. Это можно счесть дискриминацией, но… кто же женщинам в странах с развитой демократией, где к женщинам и их правам очень трепетно относятся, мешает занимать руководящие посты? Почему пропорция такая: больше 90% руководителей – мужчины, остальные – женщины, а не наоборот?
Потому что мужчина от природы – глава, лидер, руководитель. Он Богом таким создан. У женщины иная роль, иные приоритеты: сначала – семья, дети; потом – всё остальное.
Теперь о роли женщины в Церкви. Роль у нее совершенно прекрасная – с первых веков христианства. Это диакония – социальное служение, помощь нуждающимся, бедным; это и «тыловая» часть, когда женщины служили апостолам, христианским общинам своим умением, искусством. В церковном искусстве женщины очень преуспели, да и в пении, в рукоделии – в чем угодно.
Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!
Апостол говорит: «Женщина в церкви да молчит» (ср.: 1 Кор. 14: 34). О чем тут речь? – О проповеди в храме. Но никто и никогда не запрещал женщинам проповедовать, катехизировать, просвещать. В воскресных школах, в подготовке к крещению на наших приходах в основном женщины трудятся. Можно и миссионерской работой заниматься. Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!
Вопрос о кажущейся «дискриминации» – это вопрос о женском священстве. Об этом надо отдельно и много говорить. Тут скажу только вот о чем. Есть сферы жизни, в которых видеть женщину абсурдно. Женщина может стать офицером. Но я ни разу не видел, хотя с военными много общаюсь, женщину-генерала или маршала. Не тылового, сидящего в Генштабе, а генерала боевого, в «горячих точках». Не видел! Женщина-военачальник, участвующая в боях – не как медсестра или врач, а как полководец… Или женщина-дальнобойщик, женщина-лесоруб… Юридически это возможно, и, конечно, всякое в жизни случается, но – зачем?
Священник – это образ Самого Христа в Церкви. Разве Христос – женщина? И этим все сказано.
Стоит напомнить, что именно христианство освободило женщину, возвело на невиданный до того времени уровень. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, Господь сказал Адаму: «Проклята земля от твоих дел», а Еве: – «Муж будет господствовать над тобою» – потому что жена злоупотребила своей свободой. Но это было сказано до пришествия Христа. А с пришествием Христа началась новая эра. История всего дохристианского мира, особенно Востока, – униженное, рабское положение женщины. Там к женщине относились чуть-чуть получше, чем к домашней скотине. Христианство по-иному относится к женщине. Апостол Петр говорит: «Оказывай жене честь как сонаследнице благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).
Христианство освободило женщину. И нынешнее положение женщины – это, можно сказать, итог того уважительного отношения, которое пошло из христианства.
У каждого пола свои права и свои обязанности, и это совершенно нормально. И даже самое светское государство не может женщину полностью уравнять в правах с мужчиной. Это просто невозможно.
«Святость в равной степени дарована и
мужчине, и женщине»
– Конечно, женщина не равноправна в Церкви по отношению к мужчине. Но можно ли называть это дискриминацией? Вряд ли. Слово «дискриминация» всё-таки предполагает какое-то унижение и использование, манипуляцию по половому признаку. Вот когда мужчине и женщине за одну и ту же работу платят разную зарплату – это явная дискриминация. Когда дисциплинарное отношение к мужчине и женщине разное – скажем, мужчине можно поститься легче, а женщине требуется больше поста, более суровые к ней предъявляются требования по исполнению заповедей, – вот тогда бы была дискриминация. Наоборот, для женщины существует больше послаблений во время беременности, кормления и проч. Так что с этой точки зрения в Церкви нет дискриминации. Но есть разные права.
А обязанности перед Богом по исполнению заповедей и Евангелия одинаковые. Перед Богом мужчины и женщины равны, как об этом пишет апостол Павел: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, между социальным положением, – но всё Христос. Спасение в равной степени даровано и мужчине, и женщине, святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине.
Замечательно, что в служении мирянском – в служении милосердия, в служении материнства – женщины дадут мужчинам большую-большую фору. Как и в служении мироносническом. Это один из любимых пасхальных праздников – день жен-мироносиц. И в этом огромный залог и огромный потенциал женского служения Богу.
Дискриминацией может казаться отсутствие в Православной Церкви женского священства. Но это не должно восприниматься как дискриминация, потому как тогда дискриминацией должно восприниматься и то, что мужчина не может родить, а женщина может. Потому как священническое служение – это отеческое служение. У женщин своя возможность служить Богу и людям. А у мужчин есть другая возможность служения, которой лишены женщины. Эти разные служения дополняют друг друга в нашем стремлении к спасению.
Мы можем говорить о разности, о неодинаковости, о том, что Бог делает вообще нас разными в смысле природном – мужчин и женщин, чтобы мы друг другу служили и друг друга восполняли. Но никак не о дискриминации.
«Иерархия – не дискриминация, а залог
гармонии»
– Конечно, такой дискриминации не существует. Иногда даже хочется женщин унять в церкви, бывает такой момент, знаете ли. О дискриминации женщин в Церкви говорят нецерковные феминистки, вроде Марии Арбатовой, и всякие христианские модернисты. Таким не нравится, что Бог сначала сотворил Адама, а потом из адамова ребра сотворил Еву. Им бы очень хотелось, чтобы Бог, образно говоря, взял в руки две горсти земли и одновременно вдохнул бы в них жизнь, чтобы равенство было между мужчиной и женщиной.
В Церкви существует иерархия – небесная и земная, а на иерархии вообще держится всё. Иерархия такая: Бог – мужчина – женщина. Причем в том, что женщина находится на месте после Бога и мужчины, нет ничего дискриминирующего. В иерархии все занимают свое место служения, которое почетно и возвращает достоинство человеческое, и женское достоинство здесь не умаляется.
У женщин в Церкви есть свое служение, которое не может выполнять мужчина, и наоборот, соответственно. Женщина – помощница мужчины, и в этом нет никакой дискриминации, потому что без помощника не может выжить тот, кому помогают. Они поэтому равны на самом деле: помощница-женщина равна мужчине по своему достоинству, данному Богом. А иерархия существует для того, чтобы всё выполнялось в гармонии и благообразии.
И если для кого-то Причастие - лишь часть Литургии, то для меня - воздух. Реже, чем раз в неделю причащаешься - и силы слабеют, дух смущается, от Бога удаляешься... Присутствовать на Литургии и не иметь возможность причаститься - это пытка. "Пейте от нея вси" - сказал Господь, и Он не делал оговорок: "А ты подожди, пока физиологически будешь готова". И кровоточивую исцелил, между прочим. Слава Богу, священники на нашем приходе идут по пути икономии и благословляют причащаться в любой день цикла, по самочувствию и желанию. Препятствием к Причастию могут быть наши грехи, но никак не физиологические особенности, с которыми нас создал Господь.
"Только 6 дней в месяц подожди, а остальные - причащайся хоть каждый день, если благословят! Ходить в храм, прикладываться к святыням, исповедоваться - можно! Нельзя ТОЛЬКО причащаться. И что же это - непомерно тяжёлый запрет?"
Кто сидит в декрете или в домохозяйках - тем, конечно, причаститься "хоть каждый день" не проблема. А те, кто работают в режиме стандартной пятидневки, имеют возможность причаститься только в воскресенье. Одно воскресенье в месяц из-за критических дней выпадает при любом раскладе. Вот сейчас из-за гормональных сбоев цикл сместился и выпадает каждое второе воскресенье... Два дня в месяц причащаться - это далеко не "хоть каждый день"...
"...Ясно и не вызывает сомнений лишь одно, что первыми причащаются монашествующие, а затем те, кто в стихарях и подрясниках. Апостольские постановления четко говорят об этом:
«… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, АСКЕТЫ, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума».
Именно «народ по порядку», а не изначально мужчины, а затем женщины.
По поводу очередности причащения детей, казалось бы (судя по вышеприведенной цитате), тоже вопросов нет, хотя среди священства мнения разнятся. Так протоиерей Дмитрий Смирнов в одной из своих многочисленных передач подошел к этому вопросу очень даже практически: «Дети первые. Для удобства. Гвалта меньше будет». И действительно, как бы ни любили мы своих чад, но благоговейно подходить к Чаше, когда рядом крик и плач, не у каждого получится..."
Иван не требует перемен, он лишь написал, что ему непонятно.Некоторым ревнивым православным чуть ли за каждым сообщением или комментарием видится страх искажения Православия.Тем более комментарии после статьи на православном сайте не являются большой ареной.
1. "Ведь в церковных канонах ни одна буква не написана просто так..." .
2. "...не наказывают так сурово, как полагается по канонам...Время у нас такое."
Так же нет канонов в отношении очередности подхода к Причастию,к елеопомазанию,к святыням.Об этом хорошо пишет известный протоиерей Александр Авдюгин. Кому интересно - можно найти его статью и интернете.Есть рекомендация апостола Павла - первым подходить монашествующим,затем детям(и то, только потому, что они шумят и мешают всем сосредоточиться на молитве), ну а потом уже подходят все кто как хочет.Особенно следят за тем, чтобы пропускали мужчин первыми,пожилые прихожанки,думающие по незнанию, что это и есть церковный закон.Нет канонических запретов Причастия в критические дни, есть только рекомендации,в первые века христианства женщины причащались, по этому вопросу у Святых Отцов разные мнения - кто основательно и убедительно доказывает, что можно причащаться, а кто рекомендует воздержаться в это время.
А обряд может быть разным, до реформы патриарха Никона был другой обряд, например. Вы преподобного Сергия Радонежского тоже запишите в "кочетковцы"?
наташа 9 марта 2016, 12:00 Согласна, целиком и полностью!
Елизавета Петровна 8 марта 2016, 23:00
а я разве говорила о Боге, что Он указывает женщинам?
нет, я говорю о мужчинах. Советы женщине и мужчине в одной и той же ситуации будут разные. Когда мнение не такое как принято, то сразу - плохая.
Петр, мнение священников интересно, по поводу праздников. На 23 февраля никто не жалуется, а сначала тоже ругались, призывали не отмечать....
Этот мир, о котором Вы пишите, создан уже грешными людьми. Богом создан другой мир. И мужчины порой понимают все в свою пользу. Вот с этим я согласна. Причем любые мужчины и верующие и атеисты. Женщина всегда почему-то должна: мыть, убирать, готовить, воспитывать детей, уроки с ними делать. В современном мире мужчина мало, что должен по дому. Дрова рубить и заготавливать на зиму не надо, избу строить тоже, даже, если надо, то для этого есть бригада строителей, и все в этом духе. )) Должен (!!!) только деньги зарабатывать, а потом может на диване лежать. )) Но в былые времена мужчина воспитывал мальчиков, а жена девочек. Сейчас разве так? Все делает женщина. Но все это из-за неправильного понимания ролей в семье, и такая ситуация создана людьми, повторюсь. Но в церкви, как таковой, нет дискриминации женщин.
Алла, все проблемы не в женском священстве! Никто из наших женщин этого и не хочет и не просит! А мужики уже испугались.
А праздник 8 марта - светский, и не дело священников указывать, праздновать его или нет.
А дискриминация есть, и будет всегда, т.к. мир создан для мужчин. Именно они диктуют нам как себя вести, как жить, и не спрашивают нас - а что мы хотим, что ждем, и т.д.
"Смешались в кучу кони, люди". А Церковь-то тут при чем? Это, что Церковь является собственником этого машиностроительного предприятия?
"Если у женщины духовные проблемы и сомнения, то священник скорее всего не обратит на них внимания, отмахнется.Чего бы никогда не сделал, подойди к нему с тем же вопросом мужчина.Ну и войти женщине в церковную жизнь гораздо труднее.Объективно труднее."
Полностью согласна с Вами.
Евгения
"Нет ни слова о запрете причастия во время критических дней, после родов."
Да, это самый не обоснованный и жестокий запрет. А те женщины, что с ним здесь выразили согласие, меня удивляют. Ведь если б было разрешено, то это не было бы обязанностью и кто не хочет, те могли бы и не причащаться, раз плохо себя чувствуют и не имеют желания. А для тех, кто постоянно ходит на все богослужения, старается не пропустить ни одно воскресение, ни один праздник, ни одну важную Великопостную службу, те тоскуют от невозможности даже в праздник причаститься, если на него пришли месячные, вот для таких необходимо разрешение.
Некоторые женщины любят посмиреннословить о своем втором месте, о том что надо смирятся перед мужчинами. Но чаще именно они же достают своих мужей навязыванием веры и именно они же кидаются агрессивно на неправильно, по их мнению, одетых вновь пришедших в Церковь прихожан. И именно они склонны к обрядоверию и не интересуются всей глубиной и красотой Православия.
немногословие и СМИРЕНИЕ.Почему же наши прапрабабушки могли это нести достойно, а мы ропщем?
Потому что последнее время эти чудные качества осмеяны и опорочены!Поэтому и возникает суррогат:
КАК БЫ смиренная,КАК БЫ терпеливая и т.д.А ты пропусти ВСЕХ к Святому Причастию,а сама подойди последней,да сделай это не с ложным,а с подлинным смирением.Кто знает,может только это и будет твоим Спасением... Слава Богу,что Церковь наша стоит нерушимо(и благодаря иерархии тоже).
позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит." (1 Кор.14:34) Как это может быть совместимо со служением?
Из всех комментариев согласна с Наталией от 5 марта в 20-00."Как говорится, дыма без огня не бывает. Значит, тема - болезненная. Раз болезненная - значит, есть в ней какая-то ранящая неустроенность..."
Прочитав комментарии, удивилась агрессивности некоторых комментаторов и стремлению учить смирению.
Христианство освободило женщину. Вопрос: по какой причине до возникновения христианства богобоязненные сверхпорядочные мужчины веками относились к людям с другой физиологией - женщинам чуть-чуть получше чем к домашней скотине? В чём конкретная причина такого скотского отношения к нам, девчонкам, - ве-ка-ми? В нас ли причина и болезнь? Ещё. Вспомним заповедь, данную Господом через апостола Павла - об отношении к нам как к немощнейшему сосуду. Что мешает её соблюдать на протяжении также многих столетий? Наша эмансипация? Феминизм? В нас ли проблема, а? Чего на слабых сваливаете? Вспоминаю, как-то прочитала, как древние иудеи благодарили Бога: "Благодарю, Господи, за то, что Ты создал меня не женщиной". За что они так благодарили? Наверное, множество срвременных мужчин-христиан рады, что они не женщины, и что им не надо иметь ежемесячные проблемы, ходить беременными и рожать в муках, с последствиями для здоровья, переживать климакс и т.д. И при этом пахать наравне с теми, кто от рождения этого не имеет и при этом рассуждает о равноправии. Если бы эта тема не была столь болезненной - не писали бы столько. Значит, нам больно. В женской ли только гордыне дело? Простите, если что не так.
Каждый думает в меру своей испорченности, развитости/неразвитости, счастливости/несчастливости и, конечно же, в меру своего личного жизненного опыта. Или отсутствия такового.
Конечно же, "Сотворим ему ПОМОЩНИКА,соответственного ему."(Быт.гл.2). А что, "долгими зимними вечерами" Богом данные функции ПОМОЩНИКА упраздняются? Беда-то какая.
Алла 5 марта 2016, 13:00
Простите, а где написано, что только мужчина может быть священником? Дайте ссылочку на текст, какой параграф и пункт? Я не спорю, мы просто интересно.
Попробую вслед за священниками также дать ответ. Discriminatio с латинского значит "различение". Следовательно, между Мужчиной и Женщиной (не полами) в Церкви существует дискриминация. Вот такой ответ. Мужчина и женщина различны, то есть дискриминируемы по замыслу Создателя. Поэтому для мужчины и женщины дискриминация предусмотрена везде. После падения ей сказано, что будет в муках рожать, а ему, что будет потеть, чтобы есть и кормить её и весь род свой. От этих двух заповедей следуют и все последующие различия-дискриминации между мужем/женой. Когда мужика и бабу, в смысле мужчину и женщину объединили в понятии гражданин/гражданка, появился термин "Равноправие". Негодяии его прокачали достаточно хорошо в свое время. Немного позже в 60-х , а точнее в 1967 году появился этот самый, сегодня модный термин "дискриминация по половому признаку". Клонировали его из латыни любители юридического лукавства - англосаксы. Придумали для целей правового оформления нового содомского десятиградия. Не больше и не меньше. Более глупого понятия как "половой ПРИЗНАК" и придумать то сложно, кроме как "однополый брак". А сочетание термина "дискриминация" с понятием "половой признак" - это вершина лукавства наших братьев по плоти - англов, саксов и бритов. Стоит ли идти вслед за чужими надуманными понятиями. Не лучше ли вернуться к древним неполовым понятиям, известным как Мужчина и Женщина и задать вопрос так: Существуют ли различия между Мужчиной и Женщиной в Церкви, в браке, в поле, в беде, в радости...
"Мужчина от природы - ОТЕЦ, ему не нужно быть женщиной. А установление священства для мужчин - это уже от самих мужчин."
Да, От Христа и Апостолов. Вы с ними спорить хотите?
Про "особые дни", когда женщине лучше не бывать в Храме. Что в этом такого? Лично мне это как-то в жизни не мешает. Это правило, как мне видится, существует по снисхождению к женской природе. Раньше постились не так, как сейчас, и служба не полтора-два часа шла. и у женщины работы больше было - водопровода, знаете ли не было, газа и мультиварок тоже. А воды из речки (дальнего колодца) натаскать надо было и обед приготовить на 10-12 человек. И еще в церкви 5-6 часов выстоять. В "эти" дни, когда даже современная медицина говорит, что женщина "нездорова" (не путать со словом "больна")? Положа руку на сердце, кто из оскорбленных этим правилом после такого круговорота дел захочет пойти в церковь? Не на такси поехать, не на маршрутке - а пешочком? Хотелось бы получить честный ответ. :) Понятно, времена изменились, но тем и ценность Церкви, что ее учение не меняется с временами.
А по поводу того, что Богородицу не возможно превзойти - тут нет никаких сомнений. Кто еще может стать Матерью Воплотившегося Бога? Она одна, другой быть не может.
Все понимают и принимают различия между мужчиной и женщиной: физиологическое, психическое, эмоциональное, социальное и т.д., и т.п. Но вот в духовной жизни эти различия абсолютно не учитываются. Да, так исторически сложилось. И души-то у женщины в прежние времена как-то не наблюдалось. И наука психология как что-то серьёзное и аргументированное стала формироваться совсем недавно, чему не все священники обрадовались (я их понимаю).
На собственном примере убедилась, как губительно для женской души, когда её ведут по мужскому духовному пути - с аскезами, с самоотречением и т.д. и т.п. От этого женская и душа, и плоть только чахнет и теряет свою Богом данную женскую наполненность и содержание. Женщина - это цветок. Для чего Бог создал женщину? Чтобы мужчине не было так грустно и одиноко долгими зимними вечерами. Это и целомудрие, и глубина, и игривость, и интуиция, и очарование, и гармония. И много чего ещё. Как священник-мужчина и, тем более, священник-монах поведёт по этому пути женское сердце и женскую душу7 Никак. Он знает только одну дорогу - аскезы, посты, самоограничение, самоотречение и т.д. и т.п. Можно ли что-то изменить внутри той традиции, которую мы имеем сейчас? Не думаю. Но тех женщин, кто это уже понимает, не так уж и мало. И наша женская интуиция ведёт нас дальше. И мы вовсе не хотим в алтарь, это какая-то нелепая фантазия мужчин. Мы хотим просто цвести, благоухать своим женским содержанием и радовать всем эти своего единственного суженого. Как и повелел Господь. Аминь.
Анна, есть такое понятие как порядок и иерархия. Всегда так было и не только в церкви. Что касается причащения, то впереди мужчин могут причаститься только очень маленькие дети. А если по правилам, то сначала причащаются мужчины, потом женщины, а потом уже дети. Нехорошо "ребру" идти впереди того из кого это ребро достали.
В русский семьях в старину, так же было, вначале тарелку с едой подавали старшему мужчине в роду, потом всем остальным мужчинам, затем уже подавали женщинам, а затем уже детям. И ничего в этом страшного и ужасного не было, ибо мужчина хозяин и глава семьи. И попробовал бы кто-либо из домочадцев ложкой в еду полезть впереди главы рода - сразу ложкой по лбу и схватывал.
У меня складывается такое впечатление, что на данном сайте в форумах участвуют очень мало православных,ибо такую чушь которую пишут здесь некоторые "истинно православные" женщины, православная женщина никогда бы не написала.
В нашей стране женщинам руку подают при выходе из автобуса. У нас, не смотря на все влияние "культурного" запада, место в метро женщинам продолжают уступать. Женщинам помогают пальто одеть.
Феминизм только подставил женщин.
Из любящих и ласковых феминизм принудил их надрываться, тащить все на себе…
Даже было бы логично, чтобы особые любители ничего не делать мужского пола его придумали. Но нет, все-таки говорят, что женщины сами придумали… Зачем только не понятно? Наверное, чтобы упахаться
Ну, и? Нам еще в священство захотелось? Видели бы вы этих пфарерш в Германии, хотя бы, - вы бы в эти кирхи никогда больше не заходили. Точно уж, доэмансипировались по самое немогу....
Появились у протестантов женщины-пасторы и что? Может,духовность поднялась у них на небывалую высоту? В Скандинавии уже приучают деток,что нет "он" и "она",а есть "оно". ОНО нам надо, это "безразличное смешение"? Бог создал мужчину и женщину РАЗНЫМИ, а немощные люди пытаются "подправить" БОГА! А нашептывает на ухо тем же феминисткам "сын погибели".Прости,Господи.Кстати,предмет "гармония" очень сложный в музыкальных учебных заведениях.Но при кропотливом труде им можно овладеть в совершенстве.С Божьей помощью.
Половина моей трудовой деятельности была на руководящих местах... Такого насмотрелась, что сейчас с содроганием вспоминаю эти годы.. Не рвите майки, красавицы! Украшайте жизнь и облегчайте ее своим ближним своим (именно своим) женским служением. И читайте притчи царя Соломона.. Вот мудрый был правитель! Все по местам расставил, еще три тысячи лет назад.
Батюшки, простите вы нас, неразумных!
*Так, мужчина не может быть матерью. Матерью может быть только женщина. Но женщина не может быть священником – им может быть только мужчина. Говорит ли это о дискриминации?*
Да, говорит. Мужчина от природы - ОТЕЦ, ему не нужно быть женщиной. А установление священства для мужчин - это уже от самих мужчин.
*И наряду со святыми мужчинами мы почитаем святых жен. Открыв православный календарь, мы найдем и мужские, и женские имена во множестве.*
Да, посмотрите в любом храме - сколько икон св. мужей и сколько икон св. жен? Св. жен практически нет, кроме Богородицы, ну бываю иконы старицы Матроны или св. Ксении, и все.
*Матерь, сестра, жена – какая глубина и благодать в этих словах!*
А мужчину вы бы хвалили бы только за то, что он чей-то муж, отец, брат? Странно, но не говорят и не хвалят. Кстати, терпеть, смиряться и нести свой крест чаще предлагают женщинам :)
А на Небе, да, все равны )))
Моя родня из католиков не могут этого понять. У них "нечистым" считается человек, пропустивший несколько богослужений, такого Священник лишит причастия. О биологических процессах у католиков не спрашивают.