Почему со временем охладевает вера?

Ответы пастырей

Многим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня оно сухо, молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Так продолжается день, другой, третий, месяц… И вдруг пронзает мысль: веры… нет?! Насколько естественно – или, наоборот, противоестественно – такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период? Своими советами делятся пастыри.

«Благодать возвращается, если человек ревностен»

Игумен Нектарий (Морозов):

– Наверное, дело здесь не столько во времени, сколько в том, усерден ли и постоянен человек в своей христианской жизни.

Когда благодать отходит, так Господь человека испытывает

Когда человек каким-либо делом занимается, старается в нем преуспеть, по истечении времени он в нем как раз преуспевает, и чем больше времени проходит, тем больший приходит опыт, большее мастерство, умение. То же самое можно сказать и о жизни христианской. Если человек начал этой жизнью жить и воспользовался теми благодатными дарами, которые Господь подает тому, кто только-только к Нему обратился, а затем, утрачивая рвение, теплоту сердечную, не подъемлет того труда, с которым должна быть сопряжена христианская жизнь, то естественно, наступают и охлаждение, и какое-то внутреннее опустошение. Но если человек трудится, и трудится ревностно, то происходит нечто другое: у него периодами бывает некое состояние, когда ему кажется, что благодать отошла от него, но на самом деле это время, когда Господь человека просто испытывает, и благодать действительно скрывается. Но если человеку потрудиться, если человеку быть постоянно бодростным и ревностным, то благодать возвращается, и человек вновь испытывает и радость от своей христианской жизни, и утешение, и какое-то удивительное ощущение полноты бытия. А если в этот период человек по малодушию, по непостоянству оставит свои труды и рвение, то не избежать охлаждения, и тогда требуются очень-очень большие усилия для того, чтобы вновь к доброй христианской жизни вернуться.

«Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности»

Игумен Лука (Степанов):

– Мне это мало знакомо. «Охлаждение веры» – это, видимо, признание того, что не свои грехи – причина всяческих нестроений в душе и в жизни, но что, мол, Церковь ошибается, а я – хороший! «Куда мы пойдем? У Тебя глаголы Вечной Жизни», – сказали Христу апостолы, когда Он обличил их сердечное смущение вопросом: «Не хотите ли и вы от Меня отойти?» Думаю, у кающегося, стремящегося, по совету святителя Феофана Затворника, стяжать «дух непрестанного самоукорения» могут быть грехи многие и разные, но разочарования в богооткровенной нашей православной вере почти не бывает. Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности.

«Чтобы преодолеть охлаждение, найди тех, кому еще труднее, и начни помогать им»

Иеромонах Димитрий (Першин):

– Увы, охлаждение в вере приключается с нами ежечасно, а точнее – ежесекундно. Вот я проснулся и решил, что прочту утренние молитвы. Но тут же приходит мысль о неотвеченных письмах, о пыли, которую надо бы протереть… – и куда-то подевалась моя решимость. И суета поглотила мою душу без остатка. И в середине дня я ловлю себя на том, что молитвы так мной и не прочитаны. Или вот пришел я на богослужение, включился в происходящее, едиными усты с хором и духовенством обращаюсь к Богу, но вдруг вспоминаю о том, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, и начинаю думать над тем, как бы их помирить. Или о том, подешевеет или подорожает нефть. Или о том, что австралийские пингвины мельче антарктических. Почему это происходит? Как я оказался на стороне далече? Потому что удобопреклонен ко злу. Не сосредоточен. Рассеян. Так же и на более длинной дистанции. Ведь и в духовной жизни справедлив афоризм о том, что можно так долго идти навстречу себе, что совсем разучишься ходить. Из серии мелких подмен рождается привычка ко греху, страсть, зависимость – и вот уже человек сам не свой. Не он, а за него принимает решение его хотелка. По мысли одного из афонских подвижников позапрошлого века, наши страсти становятся для нас бесами. И именно они застят Небо. Они врастают в нашу природу и безбожно искажают ее. И мы становимся карикатурой на себя самих. Эту жуткую фантасмагорию учиняет с человечеством враг нашего спасения, желая досадить Творцу. И всё, что нам остается, осознав, во что мы вляпались, – это вновь и вновь вставать и обращаться к Нему с мольбой о незаслуженной нами милости.

Бывает, впрочем, что охлаждение в вере связано с тем, что человек устает бодаться с дубом – с теми внешними обстоятельствами, которые, как ему кажется, препятствуют ему свидетельствовать о Христе. Скажем, Сергей Фудель, отстрадавший в сталинских лагерях более двух десятилетий, вспоминал, как его отец протоиерей Иосиф Фудель на старости лет утратил свое пастырское горение, все больше времени стал уделять чаепитиям в кругу друзей. И связано это было с тем, что ему не удавалось преодолеть всю ту рутину, весь тот бесконечный бумаговорот, которого требовала от духовенства Церковь в Синодальный период ее существования.

Поэтому причины такого охлаждения могут быть как внутренними, так и внешними. Но надо помнить, что Господь промышляет о нас. И если мы начинаем коснеть и умирать в своем теплохладии, то приходит на нас огненное искушение. Те самые гонения и иные скорби, что встряхивают нас, взбадривают и, как это ни парадоксально, дают нам силы вернуться на узкую тропу.

Мой мизерный опыт говорит о том, что, во-первых, если нас замучило это самое «охлаждение» или если нас обижают и зажимают в клещи, единственное на потребу – найти тех, кому еще труднее, и, не откладывая, начать помогать им. Я сейчас даже не о нищих в переходах говорю. Я о тех, кто болен, у кого на руках малые дети, нет отца, кто просто ждет от нас доброго слова или телефонного звонка, а, может быть, и связи по скайпу. Дело в том, что в небесном банке другие проценты. И грош нашего времени, наших инвестиций и забот конвертируется в тихую радость, а нередко и в ответную помощь нам в наших делах.

Во-вторых, если дело, которое мы делаем, – стоящее, что ж, будем помнить, что, по слову Юрия Шевчука, «Господь нас уважает». А стало быть, надо делать его в простоте сердца, готовясь к худшему, надеясь на лучшее, а там – как Бог даст. Когда идешь сквозь встречную грозу к родному дому, тут уже не до охлаждений – и так кругом всё мокро и противно, – тут надо просто идти.

«Иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся»

Протоиерей Александр Ильяшенко:

– Такое искушение, конечно, бывает. Но надо иметь в виду, что наша жизнь человеческая – это, так сказать, штука полосатая. Периоды подъема сменяются периодами какого-то духовного расслабления. Нужно быть к этому готовым и не впадать ни в какие крайности, не унывать, а понимать, что это период в какой-то мере закономерный вследствие нашей человеческой слабости, но нельзя слабости поддаваться – нужно мобилизовываться и терпеливо и с усердием переносить это время некоего духовного охлаждения, ни в коем случае не соглашаясь с тем, что это навсегда. Лукавый вкладывает такой помысел. И это лукавый помысел, ему верить нельзя. Надо понять, что пусть это грех невольный, но это грех, а ты не хочешь унывать и отступать от Церкви – так иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся Святых Христовых Таин, проси у Господа прощения – и с Божией помощью преодолеешь это искушение.

«Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом»

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Охлаждение наступает, когда происходит привыкание. Так бывает и в супружеских отношениях – примерно через два года супружеской жизни. Так бывает и в вере. Я неспроста поставил это рядом, так как эти состояния очень похожи по природе. Очень часто Священное Писание и святые отцы уподобляли отношения с Богом супружеству. И тут и тут мы имеем дело с трудом, с усилиями.

Чтобы не произошло охлаждения, чтобы вера была все время «в тонусе», в состоянии горения, необходимо следить за следующим.

1. Вера не должна быть формальной, но должна быть живой. Это значит, что мы должны наблюдать за собой: не превратилась ли наша молитва в бездушное вычитывание молитвенного правила? не превратилось ли посещение богослужений в рассеянное выстаивание служб?

Важно наблюдать за собой, чтобы молитва была живой и искренней, чтобы поддерживались не формализованные, но живые отношения с Богом.

Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению

2. Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению. Через что происходит рост? Через постепенное возрастание в молитве, в доброделании, через чтение и размышление над Священным Писанием и сочинениями святых отцов и подвижников веры. Наша вера должна быть источником и животворящей силой нашего личностного роста.

3. Мы должны творчески подходить к вере. Если христианин не имеет христианского «увлечения», вера ему может скоро наскучить. Апостол Павел писал, что все мы имеем свои дарования от Духа Святого и должны их развивать. Кто-то имеет харизму (= благодатный дар) свидетельства о вере, кто-то прекрасный молитвенник, кто-то любит и умеет заниматься социальными проектами и делами. Каждый может найти дело по душе и постепенно возрастать в нем. Как цветы на поляне разные, но каждый цветок по-своему прекрасен, так и каждый христианин уникален и прекрасен в своем.

Если находить в вере ресурсы для реализации заложенных в каждого из нас талантов и способностей, то такая вера наскучить не может.

4. Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом, рассказывать братьям и сестрам, с какими трудностями лично мы столкнулись, знакомиться с их опытом, поддерживать друг друга и проч. Дело в том, что вот уже как полвека открыт такой феномен – «профессиональное выгорание». Такому выгоранию подвержены те, кто занимается с людьми: педагоги, врачи, священники и проч. Много лет психологи пытались подобрать «терапию», которая бы профилактировала и помогала в преодолении такого выгорания и охлаждения к работе. И вот было открыто, что нет ничего лучше, чем собираться в группы и совместно обсуждать, под руководством компетентного специалиста, возникшие проблемы. Эта терапия получила название «Балинтовских групп».

В каком-то отношении подобная методика может помочь и христианам избежать выгорания и охлаждения. Собственно говоря, христиане с древнейших времен собирались вместе и общались, так что это не какое-то новшество, а самое что ни на есть нормальное явление. Как раз ненормально, когда прихожане разобщены, незнакомы и каждый приходит в храм для своих нужд.

«Без молитвы вера невозможна»

Священник Валерий Духанин:

– Охлаждение в вере может случиться с любым христианином. Но связано это не с тем, что прошло много времени и человек как бы устал от веры, а с тем, что мы становимся теплохладными, утрачиваем духовное усердие.

Когда вера не имеет никакого воплощения в жизни, то она, конечно, уходит. Это как хорошая книга, когда-то прочитанная и отложенная на дальнюю полку. Человек к ней относится вроде бы хорошо, знает, что она где-то есть, но просто не обращается к ней в повседневной жизни. Так и вера, если она никак не проявляется в реальной жизни – посещением храма, отношением к ближним, при решении жизненных ситуаций, – то вытесняется куда-то на периферию.

Вера в Бога – это не признание, что Бог есть, но живое ощущение присутствия Божия

Но вообще, чтобы понять причины охлаждения в вере, надо выяснить, а что, собственно, такое вера. Если сказать по существу, то вера в Бога – это не просто признание, что Бог действительно есть. Подлинная вера в Бога – это живое ощущение присутствия Божия, когда ты всем своим существом чувствуешь, что Господь рядом с тобой и у тебя есть возможность обратиться к Нему – Он услышит и ответит, потому что Он есть Любовь. То есть вера – это особая сердечная связь. Вот как когда два человека любят друг друга, у них есть сердечная связь, и это очевидно для них, хотя другие этого не чувствуют. Вера – это очевидность, человек чувствует Бога всем своим существом, а не просто признает рассудком.

И вот такая вера поддерживается только молитвой, непосредственным обращением к Господу. Представьте, что верующий человек целый год не будет молиться, не посетит ни разу храма. Да через год от его веры ничего не останется, ведь он совсем не обращается к Богу. Господь будет вытеснен на задворки его души. И может показаться, что Бога вообще нет. Вот как ночью мы не видим в комнате икон, потому что нет света, и тоже может показаться, что икон там вообще нет, но если зажечь лампаду, то огонек озаряет святые лики. Так и наша молитва есть тот свет веры, который открывает нам присутствие Бога. Утрачивая молитву, мы утрачиваем свет, являющий Бога. Не имея этого света, можно подумать, что Бога нет вообще. То есть вера в Бога неотрывна от нашей внутренней связи с Ним. Утратив связь с Господом, мы перестаем чувствовать Его и потому начинаем думать, что Его нет.

Оскудение веры всегда связано с оскудением личного духовного опыта. Соответственно вера укрепляется от живой и искренней молитвы, когда каждый раз ты поднимаешься не на формальную вычитку правила, а на общение с Небесным Отцом. Молитва доставляет живую связь с Господом, а от этого и вера будет тоже живой.

Вера вообще возрастает от нашей готовности следовать за Христом, быть верным Ему в любых ситуациях – скорбных и радостных, – решать проблемы с позиции евангельских заповедей. Если свою жизнь ты стараешься выстраивать по Евангелию, соотносить с заповедями и каяться в прегрешениях, то Господь Своей благодатью укрепит твою веру.

«Нужно отгонять бесовский дух неверия»

Священник Димитрий Шишкин:

– Вера – это высшее проявление свободной человеческой воли – с одной стороны, и дар Божественной благодати – с другой. И благословенные неизреченные состояния «торжества веры», даруемые нам от Господа, несомненно, сменяются и должны сменяться периодами как бы «плохой погоды», когда Солнце правды скрывается от нас. Но происходит это именно для того, чтобы мы и во время «мглы ненастной» сохраняли волей своей память о Солнце, и это есть необходимое испытание нашей веры, которого никто не может избежать.

Никто и никакие обстоятельства – ни внешние, ни внутренние – не могут человека заставить верить или не верить. В этом тайна веры. И чем более сознательно и отчетливо мы запечатлеваем и исповедуем нашу веру в самые трудные и смутные периоды – тем более в вере укрепляемся и тем более привлекаем к себе благоволение Божие, которое и проявляется, как правило, в неких «прозрениях», если можно так сказать, когда душе нашей отчасти открывается свет Солнца правды и отчасти становится доступным опытное понимание того, что есть «Небо духовное». Конечно, это не те высочайшие состояния и переживания, которые испытывают святые люди, но это и не призрак какой-нибудь, а реальность духовной жизни, приоткрываемая нам Господом для нашего утверждения в вере.

Кроме этого, надо помнить вот еще о чем. Несомненно, существует бесовский дух неверия. И это надо знать, чтобы не малодушествовать и не удивляться, не унывать в случае его внезапного нападения, когда душу как бы обволакивает мгла неверия. Это время совершенно необходимого для нас борения, испытания нашей свободы. В такие моменты именно и нужно сознательно и твердо говорить: «Я не верю тебе, дух неверия, отойди от меня, я Господу моему верю, Ему Одному поклоняюсь и служу». Это некая неколебимая точка веры, точка нашего произволения и свободного выбора, точка решимости. И никто над этой «точкой» не властен. Мы должны исповедовать свою веру, несмотря ни на что, и тогда обязательно в свое время Господь пошлет нам и утешение, и радость неизреченную общения с ним в покаянии и сокрушении сердца.

Наша задача – крепко стоять в вере, какие бы мысли и чувства нас ни обуревали

Никогда не нужно смущаться духом неверия. Он делает свою «работу» – искушает, испытывает. А наша задача – крепко стоять в своей вере, какие бы мысли, настроения и чувства, противные ей, нас ни обуревали. У греков есть поговорка: «Хороший капитан виден в плохую погоду». Это про нас. Очень важно не поддаваться всем этим «ветрам, штормам и туманам», которые не дают покоя и, бывает, не сразу развеиваются даже и во время молитвы. Не поддаваться – это значит даже в самый отчаянный шторм и бурю помнить о том моменте, когда ты снова встретишься с Солнцем правды – Христом. И очень важно хранить такое расположение, чтобы тогда, в момент тишины, сказать от всего сердца: «Господи, Ты знаешь, я и в бурю верил только Тебе!»

«Проявив терпение, дождешься духовной весны»

Священник Леонид Кудрячов:

– Говорят: «время лечит». И на самом деле переживания и скорби по прошествии времени уже не так остры и чувствительны. Но, похоже, время «лечит» и духовные переживания. С годами может оказаться, что вера уже «не та», не такая живая, искренняя, горячая. Это опыт многих людей, просто так от него не отмахнешься. Сохранить первую любовь – нелегкое дело, а преумножить ее – подвиг. Но это тот самый случай, когда говорят: трудно – значит, нужно! Классическая иллюстрация этого – образ гаснущего костра, который снова разгорится, если начать подкладывать в него соответствующее топливо.

Еще есть такая теория: в личной вере каждого человека происходит некая смена сезонов. Наше внутреннее яркое, сочное лето подходит к концу, и наступает плаксивая осень. А потом становится еще хуже – значит, пришла зима. Но, проявив терпение, дождешься весны, вновь появится духовный подъем, желание угодить Богу, ощущение Его присутствия. И эта смена сезонов – нормальное явление. Одни люди более к ней чувствительны, другие – менее. Понимая все это, легче пережить очередную зиму.

Подготовил послушник Никита Попов

30 марта 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об охлаждении веры (+ВИДЕО) Об охлаждении веры (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Об охлаждении веры (+ВИДЕО) Об охлаждении веры (+ВИДЕО)
Протоиерей Олег Стеняев
В чем причина охлаждения в вере? Почему Спаситель отвергает теплохладных? Чем опасно такое состояние для христианина? И где искать помощи в преодолении его?
Прогулки по воде: как поверить в невозможное? Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
Игум. Нектарий (Морозов)
Прогулки по воде: как поверить в невозможное? Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
Игумен Нектарий (Морозов), Елена Балаян
О том, как современному человеку поверить в Бога и довериться Ему, как почувствовать то, что выходит за рамки пяти человеческих чувств.
 Вера как опыт жизни в Боге Вера как опыт жизни в Боге
Митр. Лимассольский Афанасий
 Вера как опыт жизни в Боге Вера как опыт жизни в Боге
Митрополит Лимассольский Афанасий
То, чего хочет Бог от нас, – это воля, чтобы мы захотели Царства Божия, жизни с Богом. И когда человек призывает Бога своей волей, хотя сам и не может сделать ничего, тогда Бог вмешивается, Божия благодать сходит и дает человеку в дар то, что он хочет.
Комментарии
Ольга 2 мая 2023, 11:23
Спасибо за статью. Я учителем работаю, хотя уже на пенсии. Во время великого поста старалась часто ходить в храм, соборовалась, причащалась. А на страстной неделе устала, сил не было ходить в храм. Потом себя винила и карила. Решила, что Бог отвернулся от меня за это. И чувствую, что охладела вера. Очень ещё и переживаю из за этого.
Андрей25 ноября 2016, 20:12
В последних строках батюшка сравнил перемены со временами года. Времена года сотворил Бог. И возможно еще сравнение с жизнью Иисуса Христа. Что как Бог за нас пережил страдания, так и нам следует пережить то что он оставил нам как дар Своей Жизни, эти страдания. И многажды переживать пустыню сорокодневную за молимых своих. Ведь даже выгорание - что это? Возможно это расстрата сил благодати Божиих и как в химическом растворе серы теряет совйство золото, так и с духом благодатным борятся серы воздухов бесовских. И возможно мы просто страдаем за наших близких, которые всегда рядом с нами и по радости могут возложить на нас свои непосильные ноши, как Иисус Христос заповедал носить бремена друг друга благословением перенести то что Он когда то пренес за мир в пустыне. При крещении с нами первое время Бог пребывает, поэтому так спокойной на душе, но после Бог испытывает как написано в одном и посланий другу Иоанна Златоуста, чтобы не сладостью привязаны были, а избранием Бога. Как Бог может отобрать сладостью Цартсва Небесного венец избрания в день последний?
Маргарита17 ноября 2016, 17:01
Игорь, 100% согласна с вашими рассуждениями про "войну". Очень точно всё описали. Так и есть. Особенно "Для человека, рожденного во грехе, воспитанного во грехе и дышащего атмосферой греха это равносильно добровольному броску на бьющий по нему пулемет без всяких шансов остаться в живых." Это как про вопрос батюшке: – Что такое для вас православная молодежь? "– Не знаю, не встречался. Я знаю Таню, Васю, Диму. Они все разные. А если серьезно, то, наверное, это трудно – быть православным и молодым. Потому, что это значит идти против – идти против двойного течения.
Быть православным – значит идти против моды своей светской компании. А чтобы быть молодежью на приходе, нужно идти против приходских суеверий. В одном случае господствующее течение антиправославное, в другом – антимолодежное."
Тоже столкнулась с охлаждением к вере, в храм бежать за советом в минуты отчаяния не всегда есть возможность, поэтому стала искать ответы на свой вопрос здесь. Огромное всем спасибо! Могу сказать, что ваши ответы мне помогли. Думаю, я справлюсь! Никогда нельзя унывать, в этом и состоит путь к вере, мы поднимаемся и падаем, и так каждый день может быть. Но каждый раз после падения надо вставать и идти дальше! Несмотря ни на что! "Претерпевший же до конца спасется" Мф. 10:19-22.
Natalia C.19 апреля 2016, 18:49
Игорь30 марта 2016, 18:00
Я полностью согласна с Вами. Исполнение заповедей, исповедничество несмотря ни на что. В обратном случае, угаснет вера как лишняя и ненужная. Молитва - необходима, а как обращаться к Богу, Которому ты не верен?..
Иоанна_14 апреля 2016, 13:07
Елена, я вас очень понимаю; все мы живые люди и всем нам хочется человеческого тепла. Но это большая редкость в нашей жизни - близкая душа, человек, которому есть до нас дело. Приходится мириться с одиночеством, даже если рядом есть люди, даже родственники. Возможно, это для того, чтобы мы ближе чувствовали присутствие Божие. У кого-то из Святых Отцов есть эта мысль: Не ищи утешения у людей, тогда найдёшь большее утешение у Бога. А вот духовника искать надо. Но не для общения и не для душевного отдохновения, а прежде всего для духовного руководства. Да поможет вам Господь!
Елена Елена13 апреля 2016, 11:07
Еще немного от своего "духовного" опыта. Большую роль в том, что человек остается с Богом и отходит от Церкви земной - от общения с людьми, от общения с духовниками - играет отношение пастырей к человеку. Так и получается, что остается храм, служба, исповедь, Причастие, и все, что можно в Церкви, но уходит живое человеческое общение, уходит доверие, появляется чувство, что любви - нет. А это - самое главное, что должно быть в Церкви. Нет между людьми нормальных отношений, взаимного интереса, доброжелательства, в Церкви такой же "мир", что и на улицах. Отношения, как в миру - кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то ближе - кто-то дальше. Вера поддерживается и живет в человеке живой жизнью, когда человек чувствует себя в церковном сообществе нужным, когда его видят, что он есть, когда его слышат, что он есть. А так вроде внешне все благолепно и благополучно - и храм, и службы, а все бегут мимо, все озабоченные, все в молчании, всем недосуг - у всех свои проблемы - у мирских мирские, у духовных - духовные. И при первой мысли, что тебе хочется обратиться - тут же следующая - "оно тебе надо? Или это твое кому-то интересно? У каждого свои проблемы, каждый выживает как может, проходи - не задерживайся. Есть книги, есть служба, есть исповедь - что тебе еще надо? Есть заповеди и Евангелие. А всяк человек ложь" Вот так и живет православный человек околоцерковной жизнью, о "первой любви" остаются только воспоминания, и горение переходит в тление
5 апреля 2016, 14:26
Не вера охладевает, и не духовная жизнь, а изменяется отношение к внешним формам, внешнему формальному ритму. Не то, чтобы это перестает быль важным, но приходит с годами, с десятилетиями, опыт оценивания значимости, предпочтения внутреннего перед внешним, тихого перед громким.Со стороны это может видится кому-либо охлаждением, но ярлыки навешивать не спешить. Восхищение хоровым концертным пением может сменится на критичное отношение, стоит ли это драматизировать? Нет, не стоит. Накапливающаяся критика подчас только обжигание золота.
Любовь 4 апреля 2016, 23:14
Александр, прошу прощения, в первом сообщении в 12-00 я не правильно посмотрела на имя. Ещё раз-простите.
Любовь 4 апреля 2016, 13:04
Для Александра: послание Иуды стих 24-25 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости. Единому премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков.ныне и во все веки Аминь! Меня можно найти в одноклассниках . фейсбуке и моём мире под фамилией Павлова Любовь г. камишин
Любовь 4 апреля 2016, 12:27
Андрей,дорогой моё сердце и дух скорбит от вашего внутреннего состояния. Я буду молиться за вас, что бы милость и благодать Господа нашего достигли вас. Прошу, призывайте Господа всегда и постоянно в рим.10:13 написано: Ибо всякий, кто призовёт имя Господне. спасётся ( и от данной ситуации) . В библии постоянно, начиная с ветхого завета. говорится о призывании имени Господа, потому что Он внутри нас живёт, Он слышит наш шёпот и нашу боль, только призовите. Это просто дъявол хочет заполучить вас в своё владение. В 1петра 5:8-10 говорится:Трезвитесь,бодрствуйте. потому что противник ваш дъявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему ТВЁРДОЮ ВЕРОЮ. зная, что такие же страдания случаются с братьями вашими. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу во Иисусе Христе, Сам по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Просто говорите: Господь Иисус! я люблю Тебя. Господь,не введи мня в искушение,но избавь меня от от лукавого. В 1посл. к коринф.3:16-17 написано: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; А ЭТОТ ХРАМ -ВЫ. Страшно попасть в руки Бога живого. Вы думаете что со смертью всё закончится? не верьте лукавому. он ВРЁТ. Всё только начнётся и ничего уже нельзя будет изменить. Второго шанса не будет Как мне с вами связаться?
Елизавета 3 апреля 2016, 23:31
Александр 3 апреля2016 08:00, Александр,милый,вот только не это!Очень прошу Вас-молитесь,если
есть хоть КАКИЕ-ТО силы! жизнь так коротка и в свое время Вашу бессмертную душу Господь
призовет к себе.Совет: идите к священнику и расскажите ему ВСЕ.Уверенна,что Вам именно Такая
помощь нужна.Господь Бог поможет Вам!Я помолюсь о Вас.
Александр 3 апреля 2016, 08:01
Правильно всё написано, и дай Бог, что бы кому то это своевременно на глаза поспалось, может хватит решимости и силы вернуться к Богу...
я увы, к 42 годам увы потерял и веру в Бога, и интерес к жизни, ит.е. знаю и не отиицаю, что Бог есть, но из-за всего что в жизни происходило разуверился в его милости и по сути просто существую в этом мире в ожидании того часа, когда Бог закончит мою жизнь в этом мире...
P.S. мысли о самоубийстве всё настойчевее лезут в голову, но пока хватает сил с этим бороться, насколько долго их хватит видимо только Бог и знает...
Аля Бабушкинская 1 апреля 2016, 23:16
Вера ослабевает от лени, если каждый день брать в руки Божественные книги, даже если нет времени читать утренние и вечерние молитвы, желание общаться в Господом не пропадает и хочется в душе на каждое дело, в течение дня, просить у Господа благословения. Но , если расслабиться и ленно возлагать в постели до обеда, жалеть себя, тогда лень начинает проникать в мысли и зная, как нужно поступать, все-таки поступаем, как грешники. Просто отбросить лень, встать и пойти прочитать молитву и почувствуешь помощь , обязательно!
Андрей 1 апреля 2016, 12:35
Дорогой N! Не точите ваше сердце печалью о черствости богатых и бедности бедных. Так было всегда. Оставляйте "Божье Богу, а кесарево кесарю". Господь Сам все управит. Мы можем только протянуть руку помощи, когда видим чужие беды. И наша задача - не отворачиваться. А кто и как тратит деньги, не задумывайтесь.
Ваша печаль может довести вас до охлаждения в вере, о чем вы и пишите. Подумайте, кому это нужно - ваше охлаждение к вере и Богу? Уж не Богу, точно, скорее наоброт. Поэтому, отбрасывайте печали - не заметите как они перерастут в уныние.
Вспоминайте афоризм святых отцов - Что такое зависть? Это "печаль" о благополучии ближнего. Помогай вам Господь и доброго вам поста! Великий пост - великие искушения.
Сергей М Трифилин31 марта 2016, 03:59
"ПОЧЕМУ СО ВРЕМЕНЕМ ОХЛАДЕВАЕТ ВЕРА?"
Потому, что со временем.
Кристина 30 марта 2016, 23:09
Для N: Я живу в Америке, так уж сложилось, не по моей воле, а по Господней, и скажу Вам: да, здесь сыто, да люди улыбаются, но поговори стеми же самыми людьми: в душах их тоска, нет смысла жизни, а некоторые так вообще живут просто поверхностно, пользуясь всеми благами, но при этом не обретая покоя в душе. Я не наговариваю, я общаюсь с этими людьми. Сама такая была. Страшно растить ребенка в таком обществе, где ему постоянно промывают мозги в школе, там где его называют странным, потому, что он не играет видео игры, и не любит фильмы и книги про насилие. Вот мечтаю, что может когда-нибудь пути Господни приведут меня туда, где есть единомышленники и братья и сестры по вере,туда, где люди не по наслышке знают, что есть такое благодать Духа Святого и стремятся к этому. Не завидуйте, многие из них (не берусь говорить о всех) глубоко несчастные и потерянные люди. Мир Вам, и всем остальным, дорогие братья и сестры! Укрепи меня, Господи, в вере моей!
30 марта 2016, 20:38
Обсуждаемый вопрос актуален, интересно, что писали по этой проблеме святые отцы.
N.30 марта 2016, 19:46
Тамара, поверьте я не завидую богатству, а печалюсь сколько на эти деньги природные можно было бы добра для страны сделать. В нашей стране разрыв между бедными и богатыми патологический.
ТАТИАНА1730 марта 2016, 18:51
N. 30 марта 12:00 "...НЕ ЖАЛЕЙТЕ СВОЕЙ ДОБРОТЫ И УЧАСТЬЯ,/ЕСЛИ ДАЖЕ ЗА ВСЕ ВАМ - УСМЕШКА В ОТВЕТ,/
КТО-ТО В ГЕНИИ ВЫБИЛСЯ,КТО-ТО В НАЧАЛЬСТВО.../НЕ ЖАЛЕЙТЕ,ЧТО ВАМ НЕ ДОСТАЛОСЬ ИХ БЕД./
А.Дементьев.
Игорь30 марта 2016, 18:50
Рискну предположить, что "охлаждение веры" имеет несколько иную природу, нежели "охлаждение" как таковое. Всегда сравниваю веру в Господа с войной. Как война это не награждение орденами и медалями, а поистине адская, проклятая до блевотины работа, так и вера в Господа - это каждодневный труд над собой за гранью самоотречения во Имя Его. До человека - пусть подсознательно, но постепенно доходит, что как бы его сердце ни горело, но святым он от этого не становится, Господь его на Небеса за это не возносит и он остается с тем же набором грехов. До человека доходит, что вера - это реальное перешагивание через себя, через "не хочу" и "не могу" во всем - от ежесекундного контроля за своими мыслями до практического выполнения всех предписаний Господа. И за это нет наград, потому что это - обязанность человека. Быть таким, каким задумал его Господь. Для человека, рожденного во грехе, воспитанного во грехе и дышащего атмосферой греха это равносильно добровольному броску на бьющий по нему пулемет без всяких шансов остаться в живых. Простите меня за такие сравнения, может это и громко, но сущность веры они отражают точно.И...отступает человек перед непреодолимой стеной - перед самим собой. Отступил - и вера потускнела, превратилась встоящее в стороне абстрактное умозаключение. Спасибо за статью.
Наташа30 марта 2016, 18:20
Все прочла, а сердце отозвалось только на проповедь священника Валерия Духанина. Конечно, " Вера - это особая сердечная связь" и " поддерживается она молитвой". Когда весь день пронизан маленькими и частыми обращениями к Богу с прошением о милости или благодарением, то и настрой будет такой как надо и вера не угаснет. Жаль, что времени на это как-то недостает, суета пустая поглощает все мысли, вот тогда и уходит вера. Тогда приходит печаль, недовольство, раздражение, охлаждение. Очень благодарна Вам, батюшка. Радуюсь, приму к сведению и надеюсь, что все будет хорошо у меня.
ТаняСем30 марта 2016, 16:44
Прочитала наставления пастырей и прям себя узнала,ведь все мои духовные состояния и переживания,как на ладони описаны!Воистину Промысел Божий!Каждый раз молю Бога,чтоб не оставил меня,грешную,в борьбе со страстями и каждый раз к сожалению вижу-как я далека от Путей Господних,....Боже помоги хоть чуть-чуть стать такой как Ты хочешь, а не как я делаю,прости меня и помилуй!!!
ТАМАРА30 марта 2016, 15:03
для-N.а вы ведь знаете,что ожидает ваших подружек ??? но и что со свадьбами олигархов????во все времена были богатые и бедные???трудно богатым в Царствие Божие войти!!!! лучше помолитесь за них,а не впадайте в отчаяние, уныние ,уберите от себя подальше беса зависти..... Храни вас,Господи.Господи,помоги мне моему безверию,дай мне веры крепкой и смертной.
Лариса Воронина30 марта 2016, 12:38
Вопрос очень актуальный. Духовная жизнь зачастую охладевает "и, по причине умножения беззакония" (Мф. 24,12).
N.30 марта 2016, 12:07
Последнее время у меня бывают моменты не безверия, а сомнений и критического взгляда на веру, когда слышу рассказы-новости о свадьбах олигархов на фоне постоянных сборов больным детям по 50 рублей в телевизоре, или когда в москве видишь усиливающуюся мощь мусульман, -- классическую власть силы по своей природе, или как подруги улыбаются на фотографиях, купаются в комфорте в "загнивающей Европе". Но все равно после этих пяти минут отчаяния я уже понимаю, что никогда не смогу жить без Христа. Помоги Господи никогда не терять веру и иметь возможность молиться.
Andrey30 марта 2016, 12:06
"Вера в Бога – это не признание, что Бог есть, но живое ощущение присутствия Божия"- полностью согласен. Спасибо огромное за статью.
Сергей П. Донецк30 марта 2016, 08:33
О приподобне и Богоносне отче наш Сергие! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×