Для многих Великий пост – время, скажем откровенно, тяжелое и печальное. А статистика из года в год показывает грустный результат: только 3–5% из тех, кто считает себя православным, соблюдают пост, и то не всегда строгий. Почему же люди не видят радости поста? И в чем она, эта радость? Как все же тем, кто никогда не постился, дерзнуть на пост? Об этом мы беседуем с владыкой Марком (Арндтом), архиепископом Берлинским и Германским.
– Здравствуйте, дорогие читатели и зрители интернет-портала «Православие.Ru». Сегодня наш гость – владыка Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский. Владыка, наша передача будет выходить в дни Великого поста. И потому тема сегодняшней встречи – Великий пост.
Пост – это время, наполненное особым торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным, вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он воспринимался как время не печали, но радости?
– Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение. Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза, которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной, конечно же, но и духовной тоже – мы освобождаемся от груза наших грехов. Пост – это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни. А когда мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека освобождается для именно духовного делания.
К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые он сможет посетить, он, слыша слова богослужения, вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной степени.
Богослужения Великого поста так богословски насыщенны! Они помогают понять смысл поста
Святые отцы оставили нам огромное духовное богатство – эти прекрасные богослужения Великого поста. Они настолько насыщены богословским смыслом! Они подводят нас к смерти – к смерти крестной, которую пережил наш Спаситель ради нас, и к двум родам, можно так выразиться, смерти, которую переживаем мы.
Во-первых, мы имеем возможность очиститься от греховных наслоений нашей совести, чтобы в любой момент быть готовыми перейти в руки Божии, в иной мир. Но это и смерть, которую мы желаем нашим грехам, это отмирание человека от всего греховного и приобщение ко всему светлому, божественному, небесному. Если так воспринимать это время поста, то это время большой радости, радости, которую мы каждый день можем сознательно переживать. Переживать наступление нового дня – нового времени для покаяния, которое нам дается. Но также переживать и предвкушение всеобщего воскресения. Неслучайно всеобщее воскресение празднуется до Воскресения Христова. Хотя оно и обусловлено именно воскрешением Спасителя и тут есть причинная связь, но все же мы переживаем это за неделю до Воскресения Христова – это воскрешение Лазаря, которое нам напоминает о нашем всеобщем воскресении. Так что если мы будем правильно вникать в содержание постных богослужений и в смысл поста, тогда он будет для нас огромной радостью и освобождением.
– Владыка, опросы, которые проводятся и в России, и по всему миру, показывают, что постится не так уж и много людей. В России, как и в прежние годы, в нынешний Великий пост более-менее строго поститься будут около 3% россиян, считающих себя православными. Добродетель воздержания не пользуется особой популярностью. Почему так, владыка?
– Так происходит, прежде всего, от незнания поста. И непонимания – и его смысла, и его формы. Смысл действительно остается скрытым для тех людей, которые не посещают великопостных богослужений, не вникают в их суть, в их содержание. И тогда весь пост в лучшем случае превращается в какую-то форму гимнастики. Это что касается духовной стороны поста. А если говорить о телесной стороне, то люди не постятся, потому что не понимают, что в пост они освобождаются от своего телесного груза, от того, что им совершенно не нужно, и учатся господствовать над материей. Вспомним: при сотворении мира Бог поставил человека быть господином, то есть господствовать, властвовать, над своей природой. А мы видим, как многие и премногие люди в наше время становятся рабами материи – рабами, прежде всего, своих страстей. Это те, которые не могут будто бы освободиться от курения, от того, чтобы не есть много, и проч. и проч. Очень много таких моментов в нашей жизни, когда нам кажется, что мы вот это и вот это не осилим… Я по исповедям знаю, как многие борются с какой-то страстью, но им все кажется, что победить ее невозможно.
Мой духовный наставник в каждый пост ничего не вкушал ровно 40 дней – и жил до глубокой старости
На самом деле человек, когда он вникает в суть поста, когда он его практикует, становится настолько радостным, что уже не может без этого. Это предрассудки – считать, что люди не могут без такой еды, без сякой еды. Когда я был на Афоне, мой духовный руководитель каждый пост постился ровно 40 дней – и он жил до глубокой старости. Причем строго постился: не ел вообще. Только пил очень жиденький чай – и всё. И я знаю других людей, которые это тоже практикуют. Ну, может быть, не 40 дней, но достаточно долгое время.
Помню, как одна из прихожанок, которую я убедил поститься, в конце поста благодарила меня, говорила: «Я так рада, так довольна!» Так что человек, когда он понимает, что и зачем он делает, многое может.
Точно так же дело обстоит и с молитвой. Когда человек не молится или молится минут пять, он не может оценить силу молитвы, он не может оценить ту радость, которая вырастает из нее. И поэтому он так и будет телепаться, – быть может, всю свою жизнь, если у него не будет толчка, который приведет его к тому, чтобы хотя бы раз попробовать помолиться по-настоящему. Тут много таких аспектов, которые требуют, прежде всего, открытого сердца.
Расскажу такой случай, очень меня впечатливший. В нашем приходе было несколько греческих семей, которые ходили в нашу церковь только потому, что мы живем по православному календарю, а не по римско-католическому. Они ничего не понимали, кроме «Аллилуйя» и «Ис полла эти, деспота», но ходили, потому что знали, что у нас всё правильно. И вот в пятницу первой седмицы поста гречанка, трудившаяся, как я знал, на фабрике, на очень тяжелой физической работе, мне говорит (это не часть исповеди, просто была беседа): «Владыка, я в среду выпила воды». Я подумал, что чего-то не понял, – я греческим не так уж хорошо владею – и переспросил: «Что вы сказали?» Она повторяет: «Я в среду выпила воды». Я в недоумении спрашиваю: «Вы хотите сказать, что вы всю неделю не только не ели, но и не пили?» – «Ну, конечно!» Вот такой ответ: «Ну, конечно!» Женщина, которая трудится на тяжелой работе. Я тогда понял, что человек может очень многое, если он только хочет.
Мы лет 20 назад ввели Великим постом раз в неделю службу Преждеосвященных Даров, вечернюю, но наш Синод определил, что кто хочет причаститься, тот должен поститься с предыдущей полуночи до вечера. Я это объявил всем и ожидал, что никто не придет. Люди пришли! Люди, которые, как я знаю, работают в канцелярии какой-то, где все курят и прочее. Они воздерживаются весь день, вечером приходят на исповедь, причащаются. Это такая радость! И это только опыт может дать. Понимаете?! Конечно, тот, кто такое не переживал, этого и не поймет.
Нам надо решиться «прыгнуть через реку». Вот как святая Мария Египетская
Так что, я думаю, тут беда именно в том, что многие не готовы сделать шаг. Прыгнуть через реку. Вот как святая Мария Египетская прыгнула через Иордан и из блудницы стала святой – так и многим из нас надо делать.
– А есть какие-то, может быть, аскетические упражнения, которые позволят человеку потихоньку, но все же преодолевать в себе нерешительность и развивать готовность «прыгнуть через реку»?
– Прежде всего, это молитва. Когда человек прилежно относится к молитве, тогда он и в телесном посте будет готов на подвиг. Когда он увидит, насколько ум и дух действительно делаются свободными, он это будет ценить.
Вот я вспоминал тех несчастных, что не могут бросить курить. Я говорил им: «Попробуйте хотя бы в постные дни – в понедельник, среду и пятницу – воздерживаться от курения. Это начало». И многие так вот смогли преодолеть в себе эту страсть. С едой надо так же.
У нас в монастыре многие из монашествующих придерживаются такого правила: в постные дни они вообще никакой пищи не принимают, разве что вечером у них маленькая трапеза, а так – целый день ничего не вкушают. И это, конечно, способствует тому, что человек может оценить свои силы, увидеть, что возможно для него, что невозможно.
– Владыка, вы сказали, что тот, кто правильно постится, испытывает радость. Есть еще такие слова – в стихире, которая поется в великопостные дни: «Постимся постом приятным…» И мы друг другу это желаем во время поста. Пожалуйста, напомните нам всем, что означают эти слова: «Поститесь постом приятным».
– Я особенно не задумывался над этим, но, полагаю, прежде всего, это значит вот что: мы будем воздерживаться от того, чтобы есть своего ближнего. В одной из стихир перед началом поста даже говорится, что это самая трудная, может быть, добродетель, которой человек может достичь.
«Поститься постом приятным» значит и то, что мы в посте будем черпать духовную силу для духовного развития. Чтобы нам не стоять на месте, а чтобы каждый пост был бы ступенькой лестницы, ведущей ко Христу и к нашему со-воскресению.
– В молитве преподобного Ефрема Сирина такие слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему именно об избавлении от таких грехов говорится в молитве? Ведь мы знаем, что это далеко не весь перечень пороков…
– Я думаю, что все остальные грехи так или иначе связаны с теми, которые тут перечисляются. Ведь присмотревшись к каждой отдельной «статье», так сказать, упоминаемой в этой молитве, мы увидим, что она тянет за собой целый ряд других грехов. Праздность очень быстро ведет человека к отказу от борьбы с грехом, очень быстро приводит его к осуждению ближнего… – одно за другим. Это самые, может быть, центры всего, что нам надо иметь в виду, когда вступаем в борьбу со своими грехами.
– Владыка, в заключение нашей беседы я хотел бы попросить вас дать какие-нибудь советы нашим читателям и зрителям на эти великопостные дни.
– Прежде всего, желаю, чтобы все испытали пост для себя. Чтобы все христиане попробовали честно поститься. Есть, конечно, больные, которым дается облегчение поста – в той мере, в которой это оправданно и нужно, а не просто по фантазии или по собственному желанию. Это всегда надо обсуждать с духовником.
Без борьбы нет победы. А мы ведь хотим победы
Чтобы каждый из нас отказался от чего-то, что ему особенно дорого. Это не обязательно должна быть еда; для кого-то – телевизор, для кого-то – какие-то игры и т.д. Я бы пожелал, чтобы каждый христианин взялся честно за сознательную борьбу. Потому что без борьбы нет, как говорят многие из отцов, победы. А мы хотим победы – а ее дешевым образом не получить. Поэтому нам надо трудиться.
Желаю, чтобы все обогащались духовно. А те, кто работает и не может посещать богослужения, хотя бы усугубили свое молитвенное правило, духовное чтение и таким образом приобретали бы что-то для души. Чтобы душа вышла обогащенной из поста. И тогда этот пост будет действительно достижением для каждого.
– Владыка, благодарю вас за то, что вы были гостем нашей редакции.
– Слава Богу. Спасибо вам за ваши труды.
Враг наш очень боится поста! Всем помощи Божией!
[Эгоизм и гордость не являются любовью] Разве?! Это как раз любовь, но направленная в отношении себя. Каждый из нас, вследствие поражения грехом, знает о силе любви к себе. Поэтому Бог даёт нам понятный пример силы любви, но при этом указывает вектор её приложения - не внутреннее "Я", а внешний мир, тот же вектор с которым и Он возлюбил мир. См. Ин: 3-16 "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного," То есть Бог отдал за мир Своего Сына по любви, что из этого готов сделать человек?
**** Если смотреть на это иначе, как указано в Ваших рассуждениях, то выходит, что люди, как-правило, не имеют представления о том как себя любить. И проживая жизнь, натыкаясь на строчку из Евангелия вдруг осознают - "Боже, как я был слеп!!!! Оказывается я не научился любить себя, как Ты учишь! Я всю жизнь положил за людей, а про себя забыл!!! Господи прости меня, что я не правильно себя любил, не с полной отдачей!" Только в Евангелии (и в Ветхом Завете) нет учения о том, как научиться любить себя. *****То есть к Вам вопрос, где Библейское развитие истории о правильном возлюблении себя?
Уважаемые братья и сестры, хочется высказаться по поводу телесного поста никого не задевая и не выпендриваясь, только личное мнение
1. Половина священников у нас в храме - имеют так называемый "отёчный синдром" это когда в питании преобладают "быстрые углеводы" - мучное, крахмалистое. Тело набирает воду, "засахаривается",кровь похожа на сахарный сироп, избыточный вес, "углеводники" быстро могут добраться до диабета, а соскочить с углеводов не просто, возникает углеводная "ломка"
2. Цены на грибы ,орехи, "морских гадов" - как разрешенное белковое питание в пост, откровенно "зашкаливают" и большинству простых людей уже не доступно
3. Из доступного остается бобовые, но многие люди не могут их переваривать.
Мне кажется , что православной церкви, нужно исходить из реалий современности и экономики и для мирян (монастыри тут конечно не в счет) официально разрешить молочные продукты , как источник белка и простую , доступную пищу. Ведь пост (как мне кажется) это еще и простота еды. Чтобы люди не сходили с ума выискиваю по магазинам, чем бы по-постится. А оставшиеся деньги можно и пожертвовать.
Мир всем!
Ваши слова укрепили во мне решимость более строго соблюдать пост.
По поводу информационного поста: отказалась от новостей Вконтакте. Я в отпуске по уходу за ребенком и часто искала там "внешние" впечатления. А сейчас так хорошо без этого, читаю только Православие.ру. И молитвенное правило читаю каждый день, недлинное, но не пара слов, как раньше бывало... И как говорил кто-то из батюшек в интервью, на самом деле появилось время, и как бы ни проходил день, теперь он имеет смысл. А в предыдущие годы во время поста я несколько раз расставалась с привычками. До своего первого опыта поста я очень любила майонез, мазала на хлеб, ела с ним картошку, макароны, пельмени... А за время поста отвыкла. Теперь (не в пост) ем нечасто, к месту и в меру. В прошлом году, уже находясь в отпуске, каждую неделю полностью прочитывала один светский журнал. На время поста отказалась от этого, а когда пост закончился, взяла журнал, открыла... и закрыла. Стало неинтересно. Теперь подобные вещи открываю очень редко.
Простите за многословие, зотелось поделиться...
Слава Богу за все!
Есть мудрость, гласящая, что иногда усердие превозмогает и рассудок.
<И поститься каждый должен сам,и духовник совсем не обязателен> Да, а что вас смущает? Постится каждый должен по своей мере и силам и единственный кто знает самого себя - это сам человек. Врачи зачастую не могут сказать что с человеком, что может определить священник, который знает человека частично. Духовник если есть - здорово, а если нет - не беда, это не значит, что человек в ад пойдет и не спасется. Где в Священном Писании написано, что духовник обязателен? Есть священники и человеку необходимо вопрошать их если что-то смущает, непонятно, сомнения. Есть исповедь,которая помогает человеку держаться правильного пути. Есть Св. Отцы, которых следует читать, Св. Писание, которая должна стать для верующего настольной книгой, нужно творить добро, любить себя и ближних своих, нужно исполнять заповеди Божии.Есть совет св.отцов:принимай все находящее в жизни со смирением,упованием на Бога и благодарением Его и спасешься.
<и,вообще,каждый должен жить по своей воле и своему хотению.> Вы приписываетемне того, что я не говорила.
[Церковь и батюшки никого не заставляют поститься]- они и не могут заставить. Если они начнут заставлять и властвовать, то Церковь и батюшки перестанут быть православными и превратяться в секту. Господь никого не принуждал и не принуждает, не может этого сделать Церковь и священники.
[Если человек готов идти к Богу, не понуждая себя к посту, то вероятность обрести Бога крайне мала, и это тоже факт.] - не вводите в заблуждение людей и не пишите глупость. Уже только потому, что не человек обретает Бога, а Бог человека; не человек спасается, а Бог спасает и Бог пришел не праведников спасти, а грешников; " жертвоприношения Ты не благоволиши, жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смирено Бог не уничижит"
<Дорога к Богу без соблюдения поста лежит через 9-ю заповедь блаженств (через мученичество), что не все могут встретить в своей жизни, а тем более выстоять в её исполнении.> это в какой часть Священного Писания написано? А мне помнится разбойник покаявшийся на кресте и попавший в рай тот час же, а мучился он за свои собственные злодеяния, как и разбойник по другую сторону Христа, но не покаявшийся.
<Если человек считает себя безгрешным, то зачем поститься, может Бог уже определился в отношении таких людей.> Еще одна глупость. Господь начал свою проповедь со слов: "Покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное". А в примере с фарисеем, котрый постился, молился и давал дсятину, и мытарем, который ничего из этого не делал, да еще добавлял других беззаконий, но просил о прощении и милости, Бог сказал, что последний вышел из храма более оправданным, чем первый. К сожалению можно встретить среди православных много законников, но Господь в прообразе древа, не имевшего плод, чтобы подкрепиться Ему, проклял род сей.
Этого и ждет от нас враг нашего спасения,который так "настраивает" нас,что от поста некоторые теряют и то,что имели до поста."Самодеятельность"неофитов часто приводит к потери и веры и здоровья,а иногда и ума.Необходимо обязательно иметь духовного руководителя,который не спасет Вас,но поможет поможет Вам стать на правильный путь и избежать многих падений из-за самолюбия и гордости.Храни Вас Бог от этого.
Yekaterina Kartasheva: Пример с водой говорит не о том куда Вы должны стремиться, а о том, на что человек способен. Церковь и батюшки никого не заставляют поститься, это нужно очень твёрдо понимать и знать. Церковь только призывает к посту, как к духовной, а не диетической практике. Если человек готов идти к Богу, то пост во многом помогает, это факт. Если человек готов идти к Богу, не понуждая себя к посту, то вероятность обрести Бога крайне мала, и это тоже факт. Дорога к Богу без соблюдения поста лежит через 9-ю заповедь блаженств (через мученичество), что не все могут встретить в своей жизни, а тем более выстоять в её исполнении. С другой стороны, в Церкви есть люди, которые видят пропорции реальной воцерквленности. В Писании Бог взывает к грешникам, Он просит их откликнуться. Если человек считает себя безгрешным, то зачем поститься, может Бог уже определился в отношении таких людей. Как кто-то из отцов Церкви (кажется о.Крестьянкин) сказал на замечание о том, что католики мало постятся - "правильно делают, что не постятся, пусть тут отдохнут, приготовятся к будущим трудностям"
Продолжайте, обязательно, это все живая вода Православия!
Кто не пробовал поститься, обязательно пробуйте в сочетании с молитвами и Причастиеи, никогда не пожалеете. Это как с деньгами в отпуск на океан съездить, или на рыбалку в глушь, или в жаркую баню с прорубью. Вообщем это настолько неповторимо и круто, что нужно обязательно это пройти в соответствии со всеми установленными Церковью правилами