Святые отцы много говорили о послушании, а преподобный Иоанн Лествичник, посвятивший пространную главу своей «Лествицы» этой добродетели, называл «блаженное послушание» «исповедничеством», без которого «никто… не узрит Господа». «Послушание превыше поста и молитвы» – широко известное выражение. Однако эти слова зачастую превратно толкуются, вызывают много споров и, как ни странно, иногда используются даже для… уклонения от поста. За разъяснением смысла этого выражения мы обратились к пастырям Русской Православной Церкви. О каком послушании идет речь? Есть ли такие ситуации, когда за послушание можно не поститься и не молиться? Всегда ли мы должны слушаться? И как соотносятся друг с другом эти добродетели – послушание, пощение и молитва?
Прежде всего послушание – Богу
– Честно говоря, мне не совсем понятна ситуация, когда человек ради послушания может давать себе послабления в посте и молитве, потому что не понимаю, кто потребует от человека послушания именно в этом, кто сопрягает послушание с несоблюдением поста и молитвы.
Эти слова связаны с послушанием не людям, а Богу. Безусловное послушание Богу для человека выше любой другой добродетели, в этом заключается абсолютно всё: и пост, и молитва, и любые другие подвиги. И эти добродетели ведут человека к послушанию Богу. Потому что посредством поста человек умерщвляет свои страсти, посредством молитвы человек к Богу обращается и старается соединиться с Ним. А послушание Богу – это то, что соединяет человека с Богом. Ведь и отпадение от Бога произошло через непослушание, и естественно, через послушание мы к Богу возвращаемся.
Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему
Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему, нашему Творцу. Но если мы пребываем в послушании человеку ради человека, то такое послушание, безусловно, к Богу нас не приближает, оно, наоборот, нас отдаляет. И здесь нужно быть очень внимательным, чтобы уважать действительно Бога, а не человека и ни в коем случае не путать одного с другим. А такая ошибка достаточно часто совершается.
О мере подвига советуйся с духовником
– Всех ситуаций в общем ответе не опишешь, но порядок установления для себя меры поста требует совета с опытным наставником, которому бывает виднее, чем тебе самому, мера твоего духовного возраста и полезного умеренного подвига. Самочинник тем опаснее для самого себя и для близких, чем более дерзко и безрассудно он берется за высокие аскетические подвиги. Странная, но удивительно справедливая пословица бытует на Святой Горе Афон: «Лучше оскверниться, чем возноситься». Падения от гордостного правого уклона труднее поправимы, чем от нерадивого левого.
Над всеми обстоятельствами превалирует любовь
– Так и понимать эти слова. Любовь выше закона. Милосердие выше справедливости. Враги даны нам для того, чтобы мы научились любить. Еда – лишь средство для того, чтобы образумить свою душу. И если мы начнем строить козью морду тем, кто, не зная о нашем постничестве, накрыл стол, желая нас утешить, мы причиним вред и им, и себе. Если же мы начнем специально ходить по гостям, чтобы, ссылаясь на эти слова, поесть вволю, ущерб будет тот же самый.
Вообще Евангелие – «вредная» книга, она очень мешает жить. В ней нет советов на все случаи жизни. В ней есть свидетельство о распятой Любви. И мы знаем, что Господь постился. Но мы знаем, что Он трапезовал с грешниками. Мы помним о том, что есть время разбрасывать камни. И есть время их собирать. Собственно, наша задача – научиться различать эти времена. Эта задача – творческая, и каждому предстоит самому ее разрешать, причем каждый раз условия будут новыми, как, впрочем, и ответ. Но еще раз напомню, что над всеми обстоятельствами превалирует любовь. Она удерживает нас от обжорства, и она же побуждает нас съесть пару кусочков какого-либо лакомства, чтобы не обидеть ближних, не ведающих о том, что мы великие постники и тайные подвижники. Что ж, пусть наш пост и подвиг останутся втайне для них. Может быть, тогда мы хотя бы отчасти исполним ту заповедь о посте, каковую дал нам наш, по слову Симеона Нового Богослова, «негордый Бог и Господь».
Послушание – это проявление свободы
Протоиерей Александр Ильяшенко:
– Если кто-то в угоду послушанию сокращает пост и молитву, то надо спросить, а кого и что он слушает.
Сейчас очень много людей с надорванным здоровьем. Возможно, речь идет о послушании врачу, который говорит, что вам не полезен строгий пост, вы заболеете. Тогда, конечно, нужно выбрать пост себе по силам. Пост – это не направление в больницу, а средство нашего духовного совершенствования и возрастания. И если ваше здоровье не позволяет вам поститься по всей строгости устава, поститесь в меру сил своих. Но очень легко сказать, что раз я немощный и больной, то я могу совсем не поститься. Это крайность и некая расслабленность, которая никакого отношения к словам о послушании, посте и молитве не имеет.
А преподобный Иоанн Лествичник говорит о духовном послушании, и нам, мирянам, на самом-то деле трудно себе и представить, что это такое. Он говорит о положении, когда жизнью монахов управляют старцы, каким он был сам, которым нечто в духовной жизни открыто.
Иногда и обыкновенный приходской священник, чувствуя, что в некоей ситуации лучше поступить так-то и так-то, может сказать, как делать, и прихожанину надо это исполнить. Но тут идет речь не о посте, а о других ситуациях. Например, кто-то заболел, прихожанин собирался пойти в храм, а священник ему говорит: «Сегодня будет гораздо лучше, если ты поедешь и поддержишь вот того больного». И тогда, действительно, придется пойти не на молитву в храм, а навестить болящего, – потому что это Богу угоднее. Господь ведь Сам говорит, что на Страшном суде Он спросит, а посетил ли ты болящего, а не о том, ходил ли ты в храм, постился ли (см.: Мф. 25: 31–46). Тут прямое послушание словам Самого Господа.
Представить себе в нашей обыденной жизни такую дилемму: послушание или молитва – мне трудно. В монастырях – может быть, но там другая дисциплина, и монахи идут в монастырь, давая обет послушания. Так что это в первую очередь касается тех, кто выбрал такой подвиг в своей жизни.
Но можно себе представить ситуацию, когда действительно человек должен действовать по послушанию. Если он послушается, будет хорошо, не послушается, будет плохо. Но все дело в том, кто накладывает это послушание. Если это какой-то самонадеянный человек, пусть даже в священном сане, то он может только навредить своему пасомому.
Убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься, – это искажение духовной жизни
И еще нужно иметь в виду, что послушание – это проявление свободы. Ты свободно подчиняешься, ты понимаешь, что, исполняя послушание, ты пытаешься творить волю Божию. А если твоя совесть протестует, ты можешь, полагаясь на голос своей совести, поступить иначе. Но тут надо всё очень взвешивать, потому что духовная жизнь сложна, и речь идет о невидимой брани, о каких-то незримых вещах и проблемах, и нам, людям грешным и страстным, очень легко запутаться в собственных представлениях и заблуждениях. Можно переспросить, можно еще раз обратиться к духовнику, можно искать какого-то духовно опытного священника, желательно старца, чтобы спросить у него, так ли ты должен поступать или нет. Но это касается сложных вопросов духовной жизни, и встречаются они достаточно редко. А убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься по всей строгости устава, – это некое малодушие и искажение духовной жизни.
Благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника
Протоиерей Константин Пархоменко:
– Абсолютно правильно придерживаться в духовной жизни советов и благословений духовника. Если, конечно, эти советы и благословения не противоречат здравому смыслу и христианской вере – в таком случае за разъяснением нужно обратиться к другим пастырям.
Вообще очень хорошо и благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника. Чаще всего это просто батюшка храма, в который вы ходите, человек, которому вы доверяете. Мы спрашиваем у духовника совета в затруднительных для нас ситуациях, когда самостоятельно решение не принять.
В отношении поста самой правильной я считаю ситуацию, когда мы сами думаем, какую меру поста можем принять, учитывая наши силы, здоровье и прочие обстоятельства. И уже определив себе меру поста, мы идем с этим к духовнику. Духовник может одобрить наше решение, может как-то его подкорректировать, но помните: по-настоящему только вы сами реально знаете меру ваших сил и возможностей.
Считаю очень неразумным, когда священник навязывает свою меру поста людям. Это приводит как к психологическим срывам, так и к проблемам со здоровьем.
Пост и молитва – это тоже послушание
– Высказывание «послушание превыше поста и молитвы» было произнесено святыми людьми, оно очень важно, но сказано не ради того, чтобы мы ослабляли молитву и пост. По большому счету, пост и молитва – это тоже послушание, послушание Богу, давшему нам заповедь о духовном возрастании, и послушание Церкви, установившей конкретные посты и молитвословия. Вспомним из Евангелия, как Господь говорил о бесах, причиняющих всевозможный вред людям, что сей род изгоняется молитвой и постом. Поэтому утрата поста и молитвы под каким бы то ни было предлогом будет утратой духовной защиты от демонических сил. Так что противопоставлять молитву и пост послушанию нельзя.
Почему же произнесены были эти слова?
Во-первых, послушание превыше самовольных духовных подвигов, чрезмерного поста и непосильного молитвенного правила. Если христианин, не посоветовавшись с духовником, без благословения, принимает на себя какие-то подвиги, то есть опасность, что он подорвет свои силы и в итоге станет не способен ни к посту, ни к молитве. Послушание – это добродетель, помогающая здраво относиться к любому христианскому деланию.
Во-вторых, послушание является в каком-то смысле индикатором духовного уровня христианина. Представим, что кто-то выстаивает всю службу и по уставу соблюдает весь пост, но при этом крайне непослушен и своеволен. Что хорошего выйдет из этого? Что толку от таких молитв и постов, когда подобный человек противопоставляет себя всем вокруг, а в душе у него только «я сам» и «мне никто не указ»? Такой человек страждет гордостью и идет к явной гибели. Непослушание – очевидный признак гордости, здесь нет ни тени любви и смирения – этих главных христианских добродетелей.
Послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина
Из Пролога вспоминается история о двух монахах, родных братьях, один из которых стал постником, а другой отличался великим послушанием. Однажды им пришлось молиться об умершем человеке, так вот тот воскрес по молитве именно преуспевшего в послушании брата. Таким образом, послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина.
Подлинное послушание ни в коей мере не отменяет ни поста, ни молитвы, а только делает их более сильными.
Призыв к совершенству обращен ко всем нам
– Думается, что здесь одно не противоречит другому, а говоря о послушании, святые говорят о послушании Богу, о смирении, делающем нас подобными Христу, Который «во всем был послушлив» Богу Отцу и «даже до смерти, смерти же крестной» (Фил. 2: 8).
Пост и молитва – это не цель, а необходимые средства стяжания благословенного послушания. Вот в каком смысле послушание «выше».
Надо понимать еще и то, для какой «аудитории» писал святой преподобный Иоанн Лествичник. Это монашеская среда VI века с определенным уставом, в котором практиковалось безусловное послушание учеников духовным наставникам. Это тоже надо учитывать. Тогда это было возможно именно потому, что исключительно высоким был уровень монашеской жизни вообще и духовного руководства в частности. Теперь такого нет, и об этом говорил еще в позапрошлом веке святитель Игнатий (Брянчанинов).
Воля Божия открывается в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах церковной жизни
Так что безусловное послушание у нас должно быть одному лишь Богу, а воля Его открывается для нас Духом Святым в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах и установлениях церковной жизни. Нельзя сказать, что в наше время можно спастись совершенным послушанием какому-то одному человеку, пусть даже и опытному в духовной жизни. «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2), – говорит пророк Давид. А вот общецерковный опыт – это опыт неколеблемый и надежный, потому что глава Церкви – Сам Господь и Церковь святая – это Его тело.
Но вот что интересно: в самой Церкви мы видим большую свободу, большой простор в выборе путей спасения. Это, если угодно, еще одно свидетельство Божественного происхождения Церкви. Люди все разные, и невозможно всех уместить в единое «прокрустово ложе». То же можно сказать и о посте и молитве. Одно неизменно: все мы должны быть честны перед Богом и собственной совестью. И призыв к совершенству обращен ко всем нам. Так что всякий честный человек не станет оправдываться и уклоняться от исполнения заповеди поста и молитвы, а будет стараться поститься и молиться так, как заповедует Церковь, с помощью – именно с помощью – духовника выбирая для себя полезную для души и тела меру поста и молитвы, помня, что цель именно в том, чтобы, «утеснив своего ветхого человека», возродиться духовно для полноценной жизни в согласии с Богом, в послушании Ему.
Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе
– Как мне кажется, это слова были сказаны с той целью, чтобы поумерить тщеславные подвиги монастырской братии, совершаемые в ущерб возложенным на них обязанностям. Выводить эту фразу за монастырскую ограду я бы не рискнул, уж очень много это порождает кривотолков. Яркий пример – ситуация, описанная в вопросе.
Причина споров, я думаю, в слове «превыше». Я бы сказал: «предваряет». Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе. Иначе впадешь в обольщение.
Это так похоже на описанную апостолом Иоанном ситуацию: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).
В монашеском делании есть свои ступеньки, свои правила восхождения – вот о чем речь. В семейной жизни есть свои, например: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).
А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она - невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она - невеста, та, которая настолько - так глубоко, так совершенно - возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно - даже на страдания, если нужно - на крест.
Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью." Митрополит Антоний (Сурожский). Поэтому, я думаю, нужно научиться договариваться, через взаимную любовь найти компромисс. Например, попробовать готовить такие блюда, чтобы легко можно было отделить постное от не постного, обширным опытом в этом вопросе владеют вегетарианцы.
Я, как и Ваш брат, точно также начала свой путь к воцерковлению. Много лет назад я соблюдала только Великий Пост. Правда читала творения Отцов и Учителей Церкви, да и то потому что училась на факультете религиоведения. И прошли годы, прежде чем я начала сначала приступать к миропомазанию, а потом и к Причастию.
бесконечные мобилки, когда вечером светится каждый угол на территории, когда кухню обслуживают повара, на всех послушаниях наемные рабочие, когда на каждом углу кофемашины; когда на всякий произвол и самодурство одно слово "смиряйся", когда инокини зимой ходят в шубах до земли как барыни, и тд и тд и тд - зачем вспоминать? Я не против послушания, смирения, труда, поста, воздержания, и тд - не хочу "такого", потому что Христа я там так и не увидела за этим всем - хотя, что от меня можно ожидать, помраченной? Поэтому теперь в одиночном плавании, с Божьей помощью)))
Другой момент. Сестры постоянно тягают тяжести, послушаются на разгрузках-загрузках. Мне тоже приходилось выполнять подобные послушания. Не обошлось без ропота. С непривычки ойей... И хочу сразу отметить, что немощным сестрам путь в монастырь "заказан". Там нужно пахать. С утра до вечера. И выбирать послушание вы не будете.
А вот увидеть свою внутреннюю бездну еще лучше в монастыре - возможность будет.)
ПРЕКРАСНОГО ПОРТАЛА!ЗДОРОВЬЯ И БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ В ВАШЕМ СЛУЖЕНИИ!
После 2-х бессонных ночей пути паломница приезжает в монастырь с 50-ю кг груза. В паломнической трапеза заканчивается, громкий голос грозит без талончика-благословения оставить в следующий раз без каши, усталость возвращается, и слезы беззвучно льются в кашу. Все выполнили свои послушания и от радости потекли слезы? Кто определит, что это слезы от обиды или гордости?
пусть задумается,для чего он постится.
Первый раз я постилась(не очень строго) за компанию и проверить свои силы(без Причастия)
Через несколько лет, когда начала воцерковляться, стала соблюдать все посты, исповедоваться и причащаться.
поняла, что в посте, как и в молитве надо возрастать, а не брать на себя сразу очень много.
Всем - помощи Божией.