Подготовлено Виктором Крецу специально для портала «Православная Жизнь»
– Отец Гавриил, сегодня часто говорят о свободе, и наверняка молодое поколение, даже считающее себя христианами, неверно, в секулярном духе понимает ее. Как приобрести навыки различия, чтобы не подменить свободу во Христе какой-то внешней свободой?
– Свобода христианина, свобода, которую нам принес Христос, по своей природе религиозна. Иисус говорит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), поэтому Он пришел освободить нас именно от рабства греха.
Христос воплотился, явился в мир для того, чтобы творение обрело свое изначальное состояние. То есть свобода нам дана для возвращения к утраченному райскому состоянию. Это четко прослеживается в вопросе развода. Фарисеи говорят, что Моисей заповедал разрешил оставлять своих жен, а Христос отвечает: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими (Мф.19:7-8), таков закон для падшего человека. В начале не было так, потому что Бог создает одну женщину для одного мужчины, и христианская свобода в браке – это возвращение к первичной райской норме, а развод – позволение в рамках греха. На этом примере видно, как в своей жизни христианин должен реализовывать свободу.
Христианин, если он живет настоящей христианской жизнью, становится свободным человеком в этом мире и является таковым, даже когда его могут лишить гражданской свободы, закрывают в темнице, в лагерях... Настоящий христианин не отрекается от своей веры, и мы прекрасно видели, как в странах, где царствовала коммунистическая власть, исповедники веры оставались поистине свободными людьми даже в узах.
Гражданская свобода, обеспечиваемая демократическими институциями, не должна пренебрегаться, ведь изначально демократия предполагала равенство перед законом, но сейчас эта свобода понимается людьми, у которых нет христианских основ нравственности, как возможность делать все что хочется, как своеобразная безответственная свобода.
Христианин, например, воспринимает свободу как ответственность перед Богом и ответственность за свои поступки, но те, кто злоупотребляют свободой, действуют так, словно не должны ни перед кем отвечать.
Христианин здесь, на Западе, должен всегда помнить, что он свободен, но находится под благодатью, и что эта свобода дана ему Богом и перед Ним он и должен ответить за то, как ею пользовался.
Думаю, что задача учителей и православных священников в наши дни заключается в воспитании молодежи на христианских основах, и не нужно занимать их умы множеством информации.
– Как понять, что встреча с Христом в твоей жизни состоялась?
– Очень тяжело дать общий ответ, который бы подходил для всех. Многие люди говорят, что они никогда Христа не встречали, потому что это случается в определенный решительный момент жизни! Это может произойти в ранней молодости или за пять минут до смерти. Разбойник в последний час своей жизни встретил своего Господа... Я могу ответить на этот вопрос, руководствуясь личным опытом, хотя монах о себе должен говорить как можно меньше... В целом скажу так: если человек встречает Христа, имеет опыт, похожий на опыт апостола Павла, его жизнь решительно меняется.
Существует множество свидетельств от мусульман, известно, что многие из них обращаются в христианство. У меня имеется собрание автобиографий, в которых они рассказывают о собственном обращении в результате такой встречи.
Отмечу, что это трогательные факты, поэтому все автобиографические свидетельства очень важны для нас, для понимания того, что является сущностью нашей веры, ведь все остальное второстепенно. Важно Христа принять как истинного Бога и следовать за Ним до конца, до смерти.
– Что такое покаяние и что им не является, а есть просто осознанием своих грехов?
– Всему присуща своя секулярная форма. Например, «akedia» (уныние) имеет как религиозную сторону, так и секулярную – депрессию.
Уныние, как и все другие страстные привычки, обладает трансцендентальным воздействием, то есть влияет не только на наши отношения с людьми, но и разрушает взаимоотношения между нами и Богом. Грех в целом уничтожает отношения человека и Творца. И настоящее покаяние заключается в признании согрешений перед Господом, после чего начинается возвращение человека в лоно Божье. Святой Августин говорит, что грешник стоит спиной к Богу и он должен повернуться лицом к Нему. Это возвращение блудного сына к своему Отцу.
Секулярная же форма «покаяния» – это лишь признание того, что ты сделал что-то неправильное, и ты просто говоришь: «Извините, я нарушил принятое правило» – и все. Это не покаяние, в этом случае ты не заплачешь, как грешник, осознавший и признавший свои грехи, скорбящий из-за своего падения.
Есть духовная радость и секулярное веселье. Монахи, например, использовали своеобразный юмор. В этом случае более уместно часто употребляемое слово halyentiseste, которое означает «шутить с близким в дружеском смысле, очень деликатно, не обижая, показывая его слабую сторону всегда в деликатной форме». Вспомним известную историю с преподобным Антонием: один охотник увидел, как он веселился со своими монахами, и возмутился. Св. Антоний, конечно, это заметил, подозвал его к себе и сказал: «Положи стрелу на лук твой и натяни ее». Он сделал так. Старец велел: «Еще натяни!» Охотник ответил: «Нет, если я чрезмерно натяну, лук переломится». Св. Антоний молвил: «И в деле Божием, если мы сверх меры будем напрягать силы братии, то они скоро расстроются». Это пример веселья и юмора, не унижающего, не высмеивающего, но назидающего.
– В православной аскетической традиции много внимания уделяется молитве, и прежде всего Иисусовой. Как в современном мире можно стать причастником этой аскетической традиции?
– Эта традиция умного делания очень древняя, появление ее не документировано, но истоки можно найти и на страницах Евангелия в эпизоде с больным, который обращается к Христу с коротенькой молитвой «Иисус, сын Давидов, помилуй меня». Святой Августин знал, что монахи в Египте, где родилось монашество, придерживались традиции совершать короткие молитвы, и он называет их молниеносными, как удар копьем.
Изначально формы молитвы были разные, существовала целая гамма вариаций, но всегда в основе было призвание Иисуса Христа. Эта молитва является актом смирения, посредством нее человек признает свою нужду в помощи Божией, что является исповеданием веры. Эта молитва очень древняя, она восходит к апостольским временам.
Данная молитва – сокровище, которое всегда было в Церкви, и каждый желающий христианин может научиться этой практике, обратившись к человеку с опытом молельщика. Знаменитая книга «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» повествует об искании этой молитвы и того, кто может научить этому. Известно, что сегодня это не только специфическое занятие монахов, но и всех верующих.
Когда, например, меня просят дать благословение на Иисусову молитву, я не отказываю и советую, как и сколько раз ее нужно совершать, потому что молитва должна находиться в гармонии с ежедневной жизнью. Супруги, которые имеют детей, работают и т. д., будут творить молитву совсем иначе, чем монахи, живущие в пещере на Святой Горе Афон. Самое главное не количество, а качество.
Не нужно совершать молитву так, как фарисей, но молитесь, как мытарь, который не знал, как предстать пред Богом: «Помилуй меня, грешного». Фарисей же «презентовал» пред Господом свои дела, но не имел сердца умиленного. Очень важно внутренне расположение христианина во время любой молитвы, не только Иисусовой.
– Преподобный Исаак Сирин в 58-м Слове говорит, что страсть лучше отгонять припоминанием добродетели, чем сопротивлением, потому что она может запечатлеться в уме и навредить духу. В 30-м Слове сказано, что помыслы лучше отгонять молитвой, а человек, который это делает, поистине познал премудрость, и надо не противоречить помыслам, потому что повредится ум... Как правильно бороться со страстями и помыслами? Ведь это очень важная часть христианской аскезы.
– Нужно не только акцентировать внимание не борьбе с похотью, но и одновременно растить противоположные ей добродетели. Бороться, например, напрямую с гневом очень тяжело. Как правило, когда начинаешь тушить вспышку гнева, она уже сильно разрастается и выплескивается наружу. Поэтому, чтобы держать гнев в узде, нужно постоянно культивировать в себе в противовес гневу кротость. Не хочу рекламировать мои книги, но я в одной из них описал механизм действия страсти гнева и практику взращивания добродетели кротости.
Кротость не есть добродетель слабых, наоборот, в Писании – это добродетель людей сильных, например Моисея и Давида. Думаю, что в борьбе против гнева лучше вспоминать эти библейские образы, а не кусать свой язык. И, конечно, очень важно обращаться к Богу с молитвой. Это правило применимо для избавления от всех страстей.
– В мире, где слишком много различных влияний, очень тяжело сохранить свою православную идентичность, также есть искушение подменить ее чем-то другим. Какие способы сохранения именно православной аутентичной идентичности?
– Этот вопрос мне часто задают, особенно здесь, на Западе. В своем монастыре я принимаю многих людей, в основном уроженцев Украины, Молдавии. И недавно мне задавали этот же вопрос. Большое количество матерей, вынужденных воспитывать своих детей на Западе, волнуются, ведь живут не в православном окружении. Но мы не должны забывать, что в подобном положении Церковь существовала в начале своего пути и при этом не только сохранила свою аутентичность, но и во многом выиграла. Ведь до эдикта Константина христиане были вынуждены жить во враждебном им обществе не только со стороны властей, но и простого люда. У них было 1001 причина отречься от христианской веры, но истинные боголюбцы этого не сделали.
Недавно мне посчастливилось прочесть несколько житий, описывающих подвижников времен СССР. Знакомиться с этими свидетельствами веры, например Андроника (Лукаша), очень интересно. Когда его отправили в лагерь, он все раздал отбывающим срок преступникам, всем помогал. Видя это, заключенные начали его защищать.
Литургия совершалось без книг, старцы знали все наизусть. Я читаю с большим интересом эти истории коммунистического периода и удивляюсь, как вера не угасла и более того – возродилась спустя 70 лет. Даже монашество смогло сохраниться без монастырских стен.
Читая и изучая примеры ваших отцов и дедов, важно понять,
как сейчас в этом секулярном и враждебном мире можно
сохранить свою веру.
Итак, Православие – это не абстрактная идея, а нечто
глубинное в жизни каждого человека. И если оно укоренено в
нас, ничто не в силе соблазнить нас.
– Благодарим Вас за то, что дали интервью для читателей портала «Православная Жизнь». Просим ваших молитв об Украине.
– Всегда молимся за Украину!