Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?

Ответы пастырей

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Священник Петр Гурьянов:

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Священник Димитрий Шишкин:

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

Священник Михаил Гапоненко:

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Священник Святослав Шевченко:

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Священник Георгий Мерзликин:

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Священник Павел Коньков:

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Подготовил Никита Попов

10 августа 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей 7 января 2018, 11:06
"Если можешь удержаться от азарта - смотри соревнования,а если нет - лучше воздержись" Довольно-таки провокационный совет, на мой взгляд. Вы когда нибудь присутствовали на хоккейных трибунах во время игры, когда тысячи глоток, как один, поддерживают свою команду? Мне по роду занятий приходится присутствовать в такой обстановке. И, хотя я далёк от пристрастия к хоккею(футболу), но в самые острые моменты игры, сердце нет-нет, да ёкнет, поднимается волнение. Что говорить тогда о болельщиках!? В самой основе спорт.состязания и меют языческую суть. Другое дело - военно-прикладные виды спорта - подготовка защитников Родины. Я не говорю о спорте для себя,для здоровья.
Полина25 октября 2017, 06:27
Считаю что родители отдают детей в большой спорт, надеясь лишь на "авось да небось" про их дальнейшее здоровье!
Сергей24 августа 2017, 21:11
В продолжение предыдущего сообщения про спорт высших достижений. От лица профессионала: поститься всегда получается, даже в период подготовки к ответственным соревнованиям. Было бы желание. Запрещенную фармподдержку не практикую. И с уровнем гормонов все в порядке, и силы выступать тоже есть. Так что, господа православные, тренируемся, кто хочет и растем в соревновательном спорте!И поменьше слушаем лиц, далеких от спорта как такового. И не путаем модную городскую "качалку" с "подснежниками", любующимися в зеркало с серьезным именно СПОРТОМ, где все серьезно, тяжело и не до любования в зеркало. Там труд, школа жизни для людей. Кстати,именно спорт привел лично меня к вере. Думаю,не меня одного
Сергей24 августа 2017, 21:01
Здравствуйте, друзья! Выскажу свое мнение от лица выступающего спортсмена. О себе. Меня зовут Сергей, я из Москвы. Спортом занимаюсь с 1998 года. МС по тяжелой атлетике, МСМК по пауэрлифтингу (WPC). Бывал много раз победителем и призером международных турниров. Итак.. Прочитал мнения о спорте абсолютно далеких от него лиц, наподобие "Спорт и христианство не совместимы чисто механически! Теоретически, я также не вижу ничего общего.." Да что вы говорите! Как раз-таки именно спорт, в особенности на серьезном уровне, учит человека собранности, трудолюбию, терпению (как ничто другое!), уважению к соперникам, РЕЖИМУ. Гордость?? Профессионал знает цену своим медалям и возноситься от этого не будет.
28 февраля 2017, 14:00
Мне 23 года,много лет я посвятил спорту,в частности боксу.Вообще у меня хорошая предрасположенность к физическим нагрузкам,спорт это мое.
Все было отлично,пока я не начал пару лет назад,углубляться в православную веру. Оказывается,что: 1-несоблюдающий среду и пятницу,а также Великий пост,отлучается от Церкви,если только он не делает это по немощи телесной,и то таким тоже надо мясо то исключить в какие то дни.

Я уже имея опыт тренировок начал пробовать,и с уверенностью говорю что не употребляя мяса или другого животного белка,я уж не говорю о животных жирах,только благодаря которым происходит синтез нужных гормонов,НИКАКИХ результатов,ни у какого спортсмена не будет! Будь то бегун,гимнаст,каратист ,боксер и т.д. Все эти сыроеды,веганы,утверждающие что они что-то там могут без животных белков-туфта! "Православные" говорящие что на хлебе с водой вдруг открываются духовные силы и ты сможешь пробежать 100 км а в конце поиграть со штангой и вообще таких примеров много-больныетфантазии.
Физиологию не обманешь,для восстановления и тренировок животный белок, как и многие другие продукты животного происхождения критически необходимы.Как и для формирования плода,роста ребёнка и вообще нормальной жизнедеятельности. Да,вы сможете жить на траве и гречке,но качество этой жизни будет очень низким.Плохое самочувствие,низкий тестостерон (у мужчин,уженщин эстроген)со всеми вытекающими,замедление обмена веществ,падение мышечной массы,ухудшение волос,кожи и т.д и т.п К чему я это все? Спорт и христианство не совместимы чисто механически! Теоретически, я также не вижу ничего общего. Спорт это соперничество,спорт(при правильном питании) это повышенное половое влечение,возможности и привлекательность- все то что так цениться в этом мире,но не имеет никакого отношения к учению Христа.
Евгений Подчередниченко 6 декабря 2016, 12:39
Согласен со всем, что говорят батюшки. И ещё: мне как-то очень понравилась мысль, которую выразил А.Н.Кочергин, я часто её вспоминаю: "ЛЮБОЕ дело, если оно прямо не протеворечит заповедям Господним можно превратить в служение Богу". И ещё из его рассказа, в беседе со старцем (схиархимандритом Серафимом): "Христос- как камень в фундаменте. А уж что построим не так уж и важно". Так что, я так думаю, в вопросе "каким должно быть отношение к спорту у православных христиан", слово "спорту" можно заменить любым другим, например "к искусству", "к плотницкому делу", "к науке". Чем занимаемся по-жизни- это не столь важно. Но крайне важно с КАКИМ СЕРДЦЕМ ЭТО ДЕЛАЕМ.
Михаил30 августа 2016, 16:20
"В основе любых спортивных состязаний - желание возвыситься над другими. Не знаю ни одного вида спорта научающего смирению"
---
Может быть желание такое и есть. Только пока "возвысишься над другими" так насмиряешься, что это уже и не будет возвышением над другими. Успех в спорте - это самодисциплина, воля к победе, и победа над самим собой - главным соперником.
Александр18 августа 2016, 22:53
Усиленной физической подготовкой должны заниматься все силовые структуры защищающие государство. Остальные физкультурой. Спорт-бизнес. Спорт-травмы, болезни, инвалидность, гордыня.Трата огромных денег. При недостатке детсадов, жилья. Сытый голодного не разумеет.
Юрий16 августа 2016, 16:32
Гордыня и тщеславие может быть всюду и в домино во дворе среди проигравших\победивших мужиков и у детишек в пасочнице, и у играющих в городки пенсионеров. Так что не спорт ни физкультура не могут быть критериями присутствия или отсутствия таковых греховных дел. Все зависит от отношения к вещам и делам, христианское или не христианское. Не превращайте православие в религиозный формализм, православие это истинное содержание благого для человеческого составляющего - духа, души и тела. Тренируйтесь во Славу Божью и все тогда будет у Вас, как у христиан.
Александр16 августа 2016, 15:38
Полностью поддерживаю мнение Инны: "Спорт не имеет никакого отношение к Православию". Коротко, выразительно и отражает всю суть проблемы. А большинство запуталось в терминах: спорт и физкультура - абсолютно разные вещи. В спорте положительного нет абсолютно ничего - азарт, гордыня, тщеславие - только греховность. И здоровье занятия профессиональным спортом отнюдь не укрепляют. А физкультура никогда никому не помешает. Хотя я сильно сомневаюсь и в ее исключительной пользе. У меня отец всю жизнь занимался физкультурой - бегал, на лыжах пробегал ежедневно после работы по несколько километров, купался до морозов. И прожил он 73 года. А тесть, который курил с 4 - х лет и работал сварщиком (ежедневно, годами дышал ядовитыми веществами) прожил 76 лет. Впрочем, я не настаиваю. Главное - ни тщеславия, ни азарта, ни гордыни в физкультуре нет и это делает ее приемлемой для православного.
NN NN15 августа 2016, 18:04
На шестой неделе Великого Поста, я ловлю себя на мысле, что мой ум начинает вычислять оптимальный путь между точками. Пойти ли прямо? Но там возвышение. Может лучше обойти? Смогу ли преодолеть эти полтора-два километра? Или взойти на пятый этаж пешком? Не упаду ли? Ноги подымаются с трудом... Про бег - речь не идёт вообще... Хотя полон здоровья и вне поста жму немного штангу. А профи что делает в пост? Посты, поди, не для спортсменов? Среду и пятницу они держат? Или рубают мясо? Аааа... Как я забыл? Главное, ведь, духовное развитие... Не пост для человека, а человек для поста! Верно? А вот интересное мнение о. Гуряьнова "Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех" Правда? .... и "Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко". А сломать челюсть другому, наверное, верх благочестия? А что там святые отцы пишут про умерщвление плоти? А про сеяние в плоть? А к личной физкультуре я, конечно, ничего не имею....
Алла12 августа 2016, 18:30
Как тут много слов в комментариях про опасность спорта доя смирения. Кто это пишет? Наверное те люди, которые не награждены никакими особыми талантами. Потому что талант в любом области сопряжен с известностью, которая может сопровождаться тщеславием и всем прочим. Если ты очень талантливый доктор, то к тебе будет выстраиваться очередь пациентов, тебя будут все нахваливать, и почему бы тут нельзя возгордиться? А при занятий живописью, музыкой, написание книг? Везде можно прославиться. Так может нам всем серостью быть, как видимо хочет нижеотписавшаяся Инна?
Арина12 августа 2016, 00:42
Сейчас российские спортсмены в Рио выигрывают медали и по западному образцу победу посвящают, например, собственным детям. Не худший вариант, однако про Бога или хотя бы про Россию не вспоминают.
Иоанна_12 августа 2016, 00:16
По-моему, можно, Ирина. Если знать меру и не творить себе кумира из телесной красоты. Хорошая фигура - это ещё и здоровье, а для рождения детей здоровье - вещь необходимая. Бегать, кататься на велосипеде, плавать, просто гулять быстрым шагом или подниматься по лестнице, делая акцент на разгибание, дома можно заняться растяжкой; а вот в фитнес-клубах, где всё настроено на подогревание страстей, православному человеку делать нечего.
Ирина11 августа 2016, 18:45
А вот скажите, пожалуйста, кто как думает, можно ли тренироваться исключительно в эстетических целях, чтобы фигура была нормальная, если то не мешает церковной жизни, соблюдению постов?
Игорь11 августа 2016, 16:54
Спорт в настоящее время еще и профессия,которую и Господь наш попустил. А если это труд,то и посвятить его можно Господу, ради славы Его т.о. спорт имеет прямое отношение к Православию.А еще, спорт это ПУБЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОСЛАВЛЕНИЯ И ИСПОВЕДАНИЯ Бога нашего.Всем спортивных и иных достижений в Господе! Аминь!
Инна11 августа 2016, 13:34
Нужно начать с понятия. Что же означает слово "спорт"? Посмотрела в википедии: "Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека."
Инна11 августа 2016, 12:37
Сергей, жаль, что Вы не понимаете, о чем идет речь, и переходите на личности. Знаю людей, которые не сразу пришли к Истине, но успели стать авторитетными в той или иной, так сказать, светской сфере деятельности. По Промыслу Божьему именно этот авторитет помог в будущем посмотреть на Православие другими глазами его почитателям. В некоторой мере тому пример и моя жизнь. Сначала ты просто удивляешься, а потом начинаешь думать, Кто мог так изменить человека просто до неузнаваемости?! А сам спорт, повторюсь, не имеет никакого отношения к Православию. Простите за мои, может, слишком прямые слова, но наша Вера не терпит теплохладности. Здесь есть только черное и белое. Может, мой ответ слишком длинный. Но, знаете, когда смотришь на еще совсем юных девушек, которые, например, выступают с прекрасными, как кажется на первый взгляд, номерами художественной гимнастики, с разукрашенным лицом и максимально оголенными частями тела, то сразу понимаешь, что эти вещи просто никак не могут совместиться с Истиной!!! Православная мать никогда не позволит такого своей юной дочери! Чему учит спорт в данном случае - целомудрию, смирению? К чему приучает нанесение грима на лицо - молитве? ЧТО ДАЕТ ДЛЯ СПАСЕНИЯ людям сидение возле телевизора и переживание за своего кумира? Или когда молодые люди избивают друг друга на ринге... Просто сердце кровью обливается от непонимания людей этих вещей и смешивания добра и зла, когда мирское становится выше, или на том же уровне, что и Небесное. Это уже чем-то напоминает протестантизм. А то, что в Православие приходят в том числе люди и из спорта, это понятно. Христос всех призывает. Но что происходит с человеком после встречи со Спасителем? Разве ему нужен спорт?
Иван Х.11 августа 2016, 12:08
Соревновательность - дело хорошее. Благодаря ей, люди развиваются. Вот только главный противник не соперник, а сам человек. Главная мотивация - стать лучше, чем вчера. Слесарь, желающий выточить гайку лучше, чем вчера, пекарь, учитель, мать, желающая проявлять ещё более мудрую заботу о детях. Все они постоянно соревнуются с собой. Так будет всегда у тех, кто хочет делать работу, как можно лучше. Борьба с грехом тоже соревнование. Гордость и тщеславие? От этих искушений в принципе невозможно отделаться до самой смерти. Они будут посещать и бойца и труса, и труженика и бездельника. Нужно молиться Богу, чтобы Он защитил. Нужно понимать, что малейшего "случайного" обстоятельства хватит нам, чтобы в одно мгновение потерять всё, даже саму жизнь.
Д10 августа 2016, 22:19
Я профессиональный хоккеист, с 6 лет занимаюсь этим видом спорта!
Это не мешает мне верить в Бога, жить православной жизнью, молиться, ходить в храм!
В спорте стараюсь делать все во Славу Божью! Не всегда получается держать Посты и постные дни, большая физическая нагрузка.
Каждый день приходится бороться с самим собой, гордость,тщеславие, надежда на деньги а не на Бога очень и очень рядом, вот и молишься,чтоб Господь оградил от этого! А когда окружающие в твоей команде видят что ты ходишь в Церковь, что ты чем то отличаешься, сторонятся тебя,считают странным.
Я переживаю за то,что во время матчей люди становятся злыми и агрессивными не исключая себя, но это конечно тяжелая внутренняя борьба. Жаль что и люди на трибунах с нашей помощью становятся столь же злыми! Жаль, что своей игрой в праздничные дни приводим тысячи человек на стадион а не в Храм!!! Но все таки я считаю спорт высших достижений дисциплинирует и не мешает спастись!!!
Кто-то?10 августа 2016, 21:52
А по мне в спорте ничего дурного нет, в Бразилии даже священники мяч гоняют, и ничего. И вечерком потягать гантели - тоже ничего грешного. Равно как и состязания смотреть, ну правда интересно же и приятно. Что плохо в состязании лучников? Ни голые, ни дерутся. А вообще все хорошо в меру. Вино, в христианской традиции пить можно, а упиваться до поросячьего визга - нет. Вот и со спортом так же.
Александр10 августа 2016, 20:37
В основе любых спортивных состязаний - желание возвыситься над другими. Не знаю ни одного вида спорта научающего смирению.А вот просто физкультура благо. Если нет каких либо полезных попечений,связанных с физической нагрузкой.
Овчинников Сергей10 августа 2016, 20:26
Инна, Вы хоть знаете, сколько молодёжи вышеупомянутый Фёдор Емельяненко в храм привёл? В кои-то веки (и это говорю как педагог) у подрастающего поколения появился достойный пример для подражания, на которого не грех равняться! Конечно, Вы, клацая клавишами за компьютером, гораздо лучше можете понять, имеет ли спорт отношение к Православию или нет. Куда уж Фёдору до Вас!
Дарья10 августа 2016, 20:05
Да,спорт необходим каждому человеку!Даже самые короткие зарядки по утрам-это уже будет влиять положительно.
Алина10 августа 2016, 13:00
С Инной согласна в смысле сомнительности спорта и насчет путаницы между физкультурой и спортом. Посмотришь - такие страсти кипят вокруг олимпиад, соревнований, и ключевые слова спортсменов - "победить", "любой ценой", "обязательно привезем золотые медали" - мира и смирения в этом нет, а тщеславие и страсти есть.
Elena10 августа 2016, 11:24
Спасибо, тоже очень актуально.
Алексий, есть схожие помыслы. Но спорт действительно помогает вырабатывать терпение и дисциплину, чувствуешь себя энергично. Думается, что это не "погоня за формами", а образ жизни.

Софія Пожарнюк10 августа 2016, 09:57
Хорошая тема, даже для моего возраста. Знаю многих девушек которые в погони за "спортивными формами" совсем забыли о другой стороне развития. Печальная история, когда молодая женщина увлекшись фитнесом чтобы похудеть, в итоге стала тренером и бросила семью.Но все же, думаю, прбежка по утрам и скакалочка не повредит.
Эля Шахбазова10 августа 2016, 09:56
"От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры" (2Тим. 2:23). Так пишет апостол Павел.
Инна10 августа 2016, 09:45
Спорт не имеет никакого отношение к Православию. Это противоположные вещи. Православному христианину нечего делать на спортивных аренах и трибунах стадиона!Другое дело занятия физкультурой, которые не имеют своей целью достижения каких-либо высот или опережение своего соперника. Об этом и говорят Святые отцы Церкви.
Галина И.10 августа 2016, 05:42
Спасибо за ответы пастырей. Могу также порекомендовать всем для прочтения статью - интервью с клириком храма Христа Спасителя, выпускником института физкультуры, протоиереем Андреем Овчинниковым, опубликованную в Российской газете от 4 августа 2016г. на с.9. Здесь почти на целой странице достаточно полно, объективно и интересно, без всякой косности и предвзятости освещается злободневная тема "В здоровом теле здоровый дух?"









Алексий10 августа 2016, 04:22
Актуальная тема. С одной стороны при сидячей за компьютером работе - катастрофически не хватает движения. Дача не оч. помогает. Но при тренировках - гложет мысль, что внимание отвлекаешь на суету.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×