Геновефа

Святая Геновефа Святая Геновефа
Много людей приходило к Симеону, стоявшему на столпе. Достраиваемый столп все рос и рос в высоту, а люди все приходили и приходили к человеку, живущему, как птица. Приходил тайком в одежде простолюдина император Маркиан. Приходили епископы и за честь почитали, забравшись по лестницам на площадку столпа, отслужить рядом со святым Божественную Литургию. Приходили люди разных племен и вер и уходили православными, потому что невозможно противиться чуду. А Симеон был чудом и не чем иным. Приходили с Востока и Запада. И если кто был от западных стран, то святой говорил: «Поклонитесь от меня святой Геновефе. Попросите у нее святых молитв для меня».

Геновефа, или Женевьева, жила в те дни в Париже. Во времена Симеона, в V веке, город именовался Лютеция и весь помещался на острове Сите, где теперь стоит собор Богоматери – Нотр-Дам де Пари. Женевьева хранила девство по обету, усердно молилась Богу и делала все доброе, что могла. Ее молитвой город спасался от варваров и от болезней. Благодаря ей, а также святой Клотильде Хлодвиг, король франков, стал христианином. Аббатство Сен-Дени возникло ее ходатайством на месте смерти святого Дионисия Парижского. Вообще город не был бы тем, что он есть (имея в виду его культурное значение и набожность прежних эпох), если бы не Женевьева. И вот о ней, о своей современнице, духом знал стоящий на столпе сирийский подвижник. Ей передавал поклон и у нее просил молитв. Не знаю, как вы, а я потрясен.

О святой Женевьеве, своей современнице, духом знал стоящий на столпе сирийский подвижник. А что знаем мы?

«Почему русские не молятся мне в моем городе?» – сказала Женевьева в видении одной русской эмигрантке. Та сильно страдала головными болями и отчаялась вылечиться. Через некоторое время после видения она «случайно» попала в грот святой Женевьевы неподалеку от местечка Сент-Женевьев-де-Буа. Этот пригород Парижа, чье название означает «Святая Женевьева в лесах», был отмечен одним из чудес, связанных со святой. В XX веке городок стал местом допивания земной чаши и упокоения для множества русских эмигрантов. Головные боли женщины, которой было видение, прошли. Но дело, думаю, не в исцелении одного человека. Дело в ином. «Почему русские не молятся мне в моем городе?»

Русские в Париже – не новость. Кони атамана Платова высекали искры из парижской мостовой в начале XIX века, когда был бит Наполеон. И в отличие от Москвы, которая в руках французов сгорела, Париж не только не сгорел, но даже не слышал звона разбитых стекол. Потом, пройдя череду революций и бунтов, став всемирной столицей моды (а также роскоши, и разврата, и современного искусства, и еще всякой всячины), Париж принимал к себе в гости ежегодно множество праздных русских толстосумов. Те сорили деньгами, а парижское чрево, подробно описанное Золя, с удовольствием переваривало эти дармовые деньги, брошенные в обмен на удовольствия. Не к Женевьеве, ох, совсем не к Женевьеве ехали они. Маршруты обычно пролегали где-то возле Монмартра, поближе к «Мулен Руж» и т.п. И уже тогда святая могла бы спросить: «А почему эти русские не молятся мне в моем городе?»

Русских отчасти извиняет то, что сами французы не шибко чтили святую. Во дни революционного безумия ее мощи были сожжены толпой на Гревской площади (привычное место казней). То есть ее казнили! Надо полагать, за то, что ничего плохого она никому не сделала и город без нее вряд ли бы существовал. Стоит ли тогда удивляться тому, что наши дворяне и помещики, едущие в Париж за удовольствиями, не заказывали молебных пений, обращенных к Женевьеве. А потом революция была у нас. Такая же безумная и ужасная, как французская. Собственно, точная копия последней. И русские люди опять во множестве оказались в Париже и пригородах. Но не ради удовольствий, а ради хлеба. Генералы стали швейцарами и таксистами, профессора – разносчиками газет. Багет был горек, как хлеб изгнания, и высокое небо над парижскими кладбищами было чужим. Самое время настало молиться. В это время и спросила Женевьева русскую женщину-беженку: «Почему русские не молятся мне в моем городе?»

Удивляясь святости Женевьевы и склоняя перед нею голову, вопрос, ею заданный, хочется расширить. Почему русские вообще не молятся или молятся меньше, чем бы хотелось, находясь близ общих для всех христиан святынь? Милан, к примеру. Это царство красивых тряпок, город, знающий русского туриста как любителя потусоваться и накупить одежды! Ну ладно, еще в «Ла Скала» сходить отметиться. А ведь это город святого Амвросия. Амвросий каждую минуту может явиться любому из туристов, едущих в Милан на распродажу, и спросить: «Почему вы не молитесь мне в моем городе?» Амвросий сопоставим в величии со святителем Николаем из Мир Ликийских. И у Николая отбоя от наших молитвенников нет, а в иных местах не так. И это несправедливо. Кстати, правды ради нужно сказать, что есть места, где только одни русские и молятся. Это касается известных святынь в Болгарии, Греции, Черногории… Там на службах иногда можно увидеть 100 русских туристов и только двух местных жителей. Есть и такое. Но множество святых мест остается у нас в невольном пренебрежении по причине незнания.

Открыть для себя Европу I тысячелетия! Святитель Иоанн Шанхайский об этом говорил – и отыскивал древние жития и забытые могилы

Открыть для себя Европу I тысячелетия, эту «страну святых чудес», как говорил А. Хомяков, – это ли не открытие, равное Колумбову! Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) об этом говорил. Отыскивал древние жития и забытые могилы и говорил. Говорил, что Патрик Ирландский и Люция из Сиракуз такие же наши святые, как Антоний Великий и Николай Чудотворец. И мученица Евлалия из Барселоны так же дорога должна быть православным, как и святая Варвара. И если уж едешь в Испанию, то удосужься побывать у гроба святого Якова, брата Иоанна Богослова. А что Симеон Столпник стоит перед Богом недалеко от Женевьевы Парижской, это, надеюсь, мы уже усвоили.

И перед нами путь! Сначала книжный, когда предстоит найти, прочесть, умилиться. Затем молитвенный, не сходя с места. К примеру, я познакомился с житием Ансгария Бременского. Этого святого у нас в святцах нет, а между тем он по духу – апостол Севера Европы. И жил в IX веке, то есть до трагических событий XI века. И вот уже добавляется новое имя в месяцеслов, принося с собой нечто большее, чем просто знание. И если когда-то случится поехать в Бремен (там лежит тело Ансгария), поверьте, я не буду скучать. Я уже знаю, куда пойду. И вы знайте, куда пойдете. Заранее знайте или узнавайте на месте.

Чтобы по всей Европе, некогда просвещенной Крещением, чудесами и подвигами, по всей когда-то святой Европе, отвернувшейся ныне от своего бесценного наследства, вставали из забытых могил древние святые со словами, обращенными к русским паломникам и туристам: «Молитесь мне в моем городе. Больше, кажется, просить некого!»

Протоиерей Андрей Ткачев

14 сентября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Рассечь границы времени Рассечь границы времени
Ксения Кривошеина
Рассечь границы времени Рассечь границы времени
Ксения Кривошеина
Парижский художник и публицист Ксения Игоревна Кривошеина принимает самое активное участие в подготовке к печати духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина), много публикуется во французских и российских СМИ. Недавно в Санкт-Петербурге – родном городе Ксении, в издательстве «Сатис» была издана книга её воспоминаний «Пути Господни». О самой книге и о том, что побудило её взяться за перо, Ксения Игоревна поведала читателям портала Православие.Ru.
Париж Париж
Прот. Андрей Ткачев
Париж Париж
Протоиерей Андрей Ткачев
Живет Париж жизнью многоуровневой и сложной. И в ежедневной газете есть ежедневные слова о вере, а не только сводки с полей политических баталий. Люди едут в этот город за легкостью и ищут этой самой легкости, а ее либо нет, либо она оплачена чьей-то серьезностью. Отнестись к Парижу легкомысленно – значит проявить себя самого как человека легкомысленного.
Святитель Герман, епископ Парижский Святитель Герман, епископ Парижский Святитель Герман, епископ Парижский Святитель Герман, епископ Парижский
Около 555 года Герман был призван королем Хильдебертом на Парижскую кафедру. Но и став епископом, Герман не изменил строгости ни в образе жизни, ни в одежде. До конца дней он оставался монахом и подвижником, стремясь к совершенной ангельской жизни. Святой пекся без устали о спасении своего народа. Его проповеди замечательно подтверждались даром чудотворения, которым Господь в избытке наделил Своего слугу.
Комментарии
Наталия16 января 2022, 00:07
Все святые! Молите Бога о нас!
Татьяна13 декабря 2016, 19:27
Как я удивилась, приехав в Амьен (Франция) как туристка, что там в католическом соборе находится лобная часть Главы Иоанна Предтечи. Много святынь православных по всей западной Европе. Спасибо, отец Андрей, что рассказываете нам о тех святых, которые молились за Европу, когда наша страна (я имею ввиду и Украину, и Россию) еще не знала православия.Святая Женевьева, моли Бога о нас, грешных!
Татьяна Рачинская25 сентября 2016, 16:15
находясь в эмиграции по нееоходимости с особенной впечатлительностью читаешь подобные посвящения для нас,православных,живущих в Европе.Все чаще думаешь о том как расширилась география нашего православного присутствия после развала СССр.Вот вам и божий промысел.Я очень признательна тем братьям и сестра,кто открывает все новые имена Святых от века сего.Низкий вам всем поклон.Читая статьи на прекрасном русском языке,о высоком духовном подвиге того или иного ЧЕЛОВЕКА,слезы непроизвольно накатываются.Пусть Господь сохранит вас всех на многая лета.Аминь
23 сентября 2016, 09:00
Как же Вы правы, к сожалению.....Вот и вырастаем мы кривые и однобокие, даже не замечая этого.....
Наталия Рублёва22 сентября 2016, 12:06
Замечательная статья, много открыла для себя нового! Спаси Христос!
Евгения20 сентября 2016, 00:00
Добрый день, хочу рассказать историю про Люцию Сиракузскую. Мы с мужем путешествовали по Европе, провели один дождливый день в Венеции.Погода была ужаснаяи мы долго плутали по улицам, площадям и вышли на одну из них, решили зайти в храм. В храме стоял престол ( как мне сначала показалось), потом мы увидели, как кто-то зашел за престол. Мы решили тоже подойти. И каково же было удивление, когда мы увидели стеклянный гроб с мощами Святой Луции Сиракузской. В тот момент мы конечно не знали , кто это, Мы встали на колени и молились, каждый о своем, держась за саркофаг. А в саркофаге лежало тело, накрытое ризами и была видна нетленная ножка святой. Мы удивились Божьему чуду -тысяча лет прошла, а ножка, покрытая кожей,нетленная. Во время молитвы появилось ощущение, что границы времени раздвинулись, ощущение,что Богу возможно все, даже ,если бы Луция встала из саркофага я бы не удивилась-настолько разширилось время, его как-бы не стало. Мы вышли оглушенные. Ни я, ни мой муж (математик и логик) особы не экзальтированные ,да и мы имени Святой даже не знали. Но долгое время шли молча.
История получила дальнейшее развитие. Когда я,ошарашенная, рассказала о посещении храма одному из батюшек,он за меня порадовался. На следующий день к нему подошла молодая женщина и спросила, как назвать новорожденную девочку. Батюшка рассказал ей мою историю и девушка решила дать имя девочки Лукия( Луция).
Вот так из поездки я вернулась с именем для незнакомой малышки из Самары.
Храни Бог маленькую Луцию.
Григорий18 сентября 2016, 22:16
Спасибо Вам огромное, отец Андрей!
Давно уже с огромным удовольствием читаю я Ваши статьи и книги. Храни Вас Бог, на радость и вразумление нам.
И эта статья очень хороша. Меня в своё время просто поразила судьба это, как я считал ранее, католической святой. Она спасла древний Париж но сперва у неё отобрали ее новый дом, ставший пафосным склепом для кумиров нации, а потом и сожгли её телесные останки... по сути, город отрекся от веры и от своих хранителей. Возможно, поэтому и пал Париж в 1940, и сейчас его активно заселяют пришлые чужаки...
А статьи про святых древней единой церкви, святых что древней Англии, что древней Франции, они очень интересны. Чтоб вспомнили. Всех поименно.
Спаси Господи!
георгий17 сентября 2016, 20:06
До катакомб удобно на 118. Он ходит от площади венеции через колизей вплоть до катакомб Сан- Себастьяно. А что касается темы статьи, то просто мало мы мало знаем жития. Почему бы вот при помазании не читать синаксарь. Потом как раз логично канон слушать. Есть хороший синаксарь выпущенный Сретенским.
Наталия Серебрякова16 сентября 2016, 21:43
Римские катакомбы...При входе в катакомбы св.Каллиста экскурсии на всех языках,есть и иероглифы и весь Евросоюз.Не видно только греческого и русского.
Но если есть желание поклониться первым римским папам/православным!!/и первомученикам-стучите,отворят.
Без сопровождения всё равно не пускают(а то будете блуждать одичамши по переходам и корридорам катакомб),у падре-экскурсовода есть электронная русская версия.В Сан-Каллисто требуйте точно(в соседних катакомбах св.Себастиана русской версии нет,к сожалению.Под ментальность каждого народа всё и подогнано.Сдуру пошла с англоязычной группой и был протестантский кошмар,уж лучше идти в группе с языком которого не понимаешь.)
В Сан-Каллисто же в дни Пасхи дали пропеть 'Христос Воскресе'без вопросов.К православным относятся с пониманием и теплее чем к туристам.Слов нет чтоб выразить чувства,охватившие душу там.
Так что кому в магазины на Корсо,а читателям сайта на авт.218 от ост.Пирамида.По Via Appia,древней Аппиевой дороге....
Прочитайте 'Гид православного богомольца в Риме'автор арх.Дионисий Валединский(есть в интернете)
Отец Андрей,спасибо!Простите что разразилась подробной эпистолой.
Тема наболевшая,особенно сейчас.Спасибо!
Елена16 сентября 2016, 13:08
Спаси Господи, о.Андрей! В Париже также хранятся мощи святой Равноапостольной царицы Елены, моей небесной покровительницы, поэтому не могу об этом не сказать, а в Кёльне - мощи трёх Волхвов, которые принесли Богомладенцу Христу свои Дары, которым мы все имели возможность поклониться при принесении их в Россию.
Алексей16 сентября 2016, 08:21
Это замечательно, что обратили внимание на святых, которых уже и сами европейцы перестают почитать и помнить. Спасибо за Ваше слово. Не просто интересно, а поучительно весьма и для нас. Спасибо Вам.
юлия15 сентября 2016, 23:19
Спасибо за прекрасную статью.

Я живу в Милане, работаю на православном приходе св. Амвросия Медиоланского, и мне только хотелось бы добавить, что практически в каждом итальянском городе есть мощи древних мучеников, преподобных и святителей - епископов древности, канонизированных не разделенной церковью.

В самом Милане, например, кроме мощей мц. Наталии почивают мощи мучеников Гервасия, Протасия, их матери Валерии, Назария, Келсия, мучеников-воинов Виктора, Набора и Феликса, мучеников из Комо свв. Феделе и Корпофоро, мучеников-римлян Нерео и Акилео, мучеников-каппадокийцев Сисиния, Мартирия и Александра, пришельца из Германии мч. Аквилина, - список мучеников можно продолжать. И дополнить его десятком святителей древности, преподобных и праведных - местночтимых святых, как, например, брат и сестра св. Амвросия Медиоланского, - в основном, живших до 5 века. В миланском Думом хранится честная глава првмц. равноап. Феклы, спутницы апостола Павла.

К счастью, Милан уже не только город моды, сюда часто приезжают паломнические группы, перед многими святынями регулярно совершаются молебны с акафистами, недавно вышла книга историка Михаила Талалая "Милан православный". Есть, кстати, и прекрасная книга "Православные святыни Франции", где рассказывается в том числе о св. Геновефе. Паломничая в Париж и его пригороды, помимо этой святой, можно посетить и помолиться перед мощами многих других святых, дорогих православному сердцу.

Католики удивляются нашему почитанию древних святых, для них это не привычно, но относятся к этому с уважением, идут нам навстречу. Возрождение почитания наших общих святых, даже если имена их и не внесены в славянские святцы - должно быть первым делом православных, живущих за границей.
прот. Георгий15 сентября 2016, 16:46
Все верно, отец Андрей. Мне в этом году открылся св. страстотерпец Эдуард, король Англии.
Анна 15 сентября 2016, 15:50
Спаси Вас Господи отец Андрей!!!
Мою внучке Женевьеве 6-той год в 2010 году было крещение. Дочь и зять живут в Париже зять перешел в православие и сейчас алтарник. А вот в России к сожалению не знают эту святую мне часто отказывали не принимали требы о здравии на внучку Геновефу(так как в святках нет). Как правило это было в монастырях и в других храмах я уже стала ездить в паломничестве со статьями об этой Святой Франции. Низкий поклон Вам за статью.
В Париже в русском подворье в Храме Трехсвятителей на службе всегда почитают память Преподобной Геновефы. Крестные ходы проходят в день памяти Святой.
Очень радостно что больше людей узнают об этой святой.
Наталья14 сентября 2016, 22:15
Всех с Новолетием! Спасибо за всё ,о.Андрей! С радостью вспоминаю поездку в Сан-Франциск, к Святителю Иоанну Шанхайскому!
Куликова Наталия14 сентября 2016, 18:37
Спаси Господи, о. Андрей. А в Милане еще мощи святой мученицы Наталии. Не могла не вспомнить свою покровительницу. Святые Адриан и Наталия, молите Бога о нас.
Tatjana14 сентября 2016, 17:38
Спасибо. батюшка! Всё точно. С новым новолетием. Спаси Господи!
Елена Шиловская14 сентября 2016, 16:51
"парижское чрево, подробно описанное Золя" да, Золя очень явственно описал это...прочла, лёжа на пляже, будучи студенткой, более 30 лет назад, но помню впечатление, даже и перечитывать не надо
Elena14 сентября 2016, 13:59
Спасибо. батюшка! Низкий поклон за Вашу пламенную проповедь!Все верно. И мы должны почитать и молиться, конечно, забытым западным святым, а также и нашим малоизвестным русским. Всех с Новолетием! Да благословит Господь венец лета сохранит в мире людей Своих!
Сергей14 сентября 2016, 10:45
Благодарю,отче! Статья как то тронула сердце. Отрадно, что наши верующие соотечественники, являют собой образец благочестия в храмах Греции, Сербии, Черногории. Платок на голове(в храме) и крест на груди там очень редкое явление среди местного населения. Был несколько комический случай, со мной в Греции. Стоя на службе в греческом монастыре, я традиционно совершал крестное знамение и поклоны. Приехала группа греческих паломников, видно что редко посещающих храм. Смотрят на меня и смотрят на соотечественников. И не могут понять, с кого брать пример. Кто был в Греции, тот знает их "проблему крестного знамения"- тема для иронизации и подтрунивания над греками. И...часть паломников стала креститься "по русски". Вижу, греческие монахи заёрзали, при виде такой "наглядной катехизации". Один из них не выдержал и подошёл с объяснениями к особенно рьяному соотечественнику. Тот правильно понял "политику партии" и стал брать пример со своих земляков.
Наталья Вербицкая14 сентября 2016, 10:27
Святая правда, батюшка!
Марина14 сентября 2016, 10:13
Спасибо большое, отец Андрей, за нужную и познавательную статью. Дай Бог Вам в Вашем служении, в том числе, сил на ниве нашего духовного просвещения! Очень бы хотелось еще узнать поподробнее о многих западных святых, которые жили до раскола наших церквей. Спаси Господи!
Елена14 сентября 2016, 09:26
Как обычно, на разрыв аорты...
Людмила14 сентября 2016, 09:07
Спасибо.Как верно сказано -молитесь,больше кажется просить некого....
Галина Костина14 сентября 2016, 09:02
Как всегда о.Андрей открывает новое и чудное. Очень интересно. Как хочется в Лавру, в Святогорск. Православные помолитесь сегодня за мир, чтобы и в Сирии и у нас можно было свободно проехать к любимым святыням. С новым новолетием.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×