О картине священника, снятой по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и по заказу Главного управления по противодействию экстремизму МВД России, сегодня пишут СМИ, говорят на телевидении, радио. Батюшку приглашают на встречи, беседы, круглые столы – его новая киноработа (до нее священник уже снял два документальных и один художественный фильмы) вызывает много вопросов.
– Отец Александр, в прошлом году Главное управление по противодействию экстремизму обратилось к Владыке Тихону с просьбой благословить Вас на создание фильма о преступной деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов на территории России. Почему москвичи обратились именно в нашу Митрополию?
– Во-первых, по благословению Владыки Тихона мы уже сняли один игровой фильм по заказу ФСКН России по Новосибирской области. Картина посвящена проблеме наркомании среди молодежи и называется «Меня это не касается». Фильм завоевал множество призов на отечественных и зарубежных кинофестивалях. Эту работу нас попросили сделать потому, что у нас есть опыт работы с людьми, страдающими наркотической и алкогольной зависимостями: в Епархии более дести лет работает епархиальный реабилитационный центр, включающий в себя несколько общин.
Во-вторых, я более двадцати лет занимаюсь изучением сект. По благословению нашего правящего архиерея, мы создали в Епархии при Александро-Невском соборе Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства, в котором собраны документальные материалы, подтверждающие преступную деятельность псевдорелигиозных тоталитарных организаций и деструктивных культов. За время существования центра наши сотрудники вывели из сект тысячи человек! Эти люди рассказывали нам, что они пережили в сектах, показывали фотографии, видеоматериалы, внутренние документы. В Главном управлении по противодействию экстремизму МВД России знают об этом, думаю, поэтому они и обратились к нам.
При работе над фильмом недостатка в материале мы не испытывали; мы основывались на событиях, которые происходили действительно, и истории главных героев – не вымысел.
– Один из наиболее часто задаваемых зрителями вопросов: как человек, гомо сапиенс, может позволить так себя задурить, что ради сумасшедшей идеи готов взорвать себя в окружении людей?
– Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят. Эти слова приписывают и Гитлеру, и Геббельсу. В действительности, существуют специальные психотехники, с помощью которых возможно изменить сознание человека, отучить его мыслить самостоятельно, заставить его поверить в то, чего на самом деле не существует. Иной раз поверить настолько, что люди уходят из семьи, отдают все деньги, квартиры, машины, дачи и даже расплачиваются собственной жизнью. Всё зависит от степени внушаемости конкретного человека. Возьмите, к примеру, историю полуслепого парня Андрея Попова, который назвал себя "богом Кузей" и заставил поверить в это многих людей. Настолько неприятный тип!.. Однако техниками обработки сознания со своими подельниками владеет неплохо: адепты секты действительно считают его "богом".
Ну а трагедия в Джонстауне в 1978 году – один из самых ярких примеров массового самоубийства членов секты «Храм народов». К этому их призвал основатель секты Джим Джонс, провозгласив, что «умереть в революционном самоубийстве – значит жить вечно». В тот день погибли свыше 900 человек, в том числе более 270 детей.
– Но они, по крайней мере, убивали себя, а не других, не совершали самоподрывов в многолюдных местах.
– Да, но родители-сектанты, прежде чем убить себя, убивали своих детей... И потом, если бы Джонс призвал не к самоубийству, а к «революционному убийству», к примеру, жителей какого-нибудь города, то они, возможно, начали бы и тех убивать. Сознание у таких людей изменено настолько, что они готовы выполнить всё, что им скажут. Их ничто не может остановить. И жалости к жертвам у них нет, они просто не думают об этом. Это проходит мимо них, потому что их лишили возможности критически мыслить, их лишили рассудка.
В конце девяностых, несколько российских юнцов – адептов псевдобуддийской японской секты "Аум Синрикё" – в ответ на задержание ее лидера Сёко Асахары за то, что последователи его учения распыли в токийском метро боевой газ зарин (пострадали тысячи человек, десять погибли), потребовали от японского правительства немедленно выпустить их учителя, пригрозив, что в противном случае они зальют Японию кровью. При обыске у террористов нашли оружие и большое количество взрывчатки. Когда одного из них спросили, не жаль ему убивать людей, он ответил, что речь идет не об убийстве, а о взрыве: «Взрывы – это не убийство, это взрывы». В его понимании это совершенно разные вещи, и ничего общего между ними быть не может. Ребят хорошо психологически обработали.
– Прямо как в вашем фильме: «Мы не убиваем людей, мы забираем их с собой».
– Игра терминами. Говорят же: кто контролирует язык, тот контролирует сознание.
– Одной из серьезных проблем тоталитарного сектантства сегодня называют неоязычество. По мнению специалистов, уже в недалеком будущем неоязычники могут активизировать свою деятельность, вплоть до совершения террористических атак.
– Почему в будущем? Это уже есть. Неоязыческие секты на востоке Украины давно проявляют себя в виде карательных отрядов.
– В вашем фильме главная героиня влюбляется в сектанта и... попадает в секту.
– Правильнее сказать, ее влюбляют. «Девушка влюбилась, пришла в секту и сразу стала сектанткой» – не всё так просто. Сначала она оказалась в тяжелой жизненной ситуации, ей плохо, она не знает, что делать, и этим ее состоянием пользуется вербовщик. Молодой человек начинает красиво ухаживать, признается в любви, потом осторожно, чтобы не испугать, говорит о своём мировоззрении, своих интересах, друзьях, с которыми он дружен и которым он доверяет (читай – секте), мол, до чего это хорошие и умные люди. Полюбив его, девушка начинает во всем ему доверять, а он просто использует ее. В фильме это происходит за несколько минут, но в реальной жизни на вербовку и обработку уходят месяцы. И работают в этом направлении "спецы".
Есть тоталитарные организации, в которых эта практика очень распространена. Сектоведы ее называют «ритуальной проституцией» – это когда девушки-сектантки влюбляют в себя молодых людей, завлекая их в секту. Точно также сектанты используют и молодых людей, чтобы те влюбляли в себя девушек. Все это происходит под контролем лидеров сект. Широко используются формы знакомств через социальные сети. В настоящее время этот метод вербовки широко использует запрещенная в России тоталитарная секта ИГИЛ.
– Вы сказали «секта»?
– Да, деятельность ИГИЛ по всем параметрам попадает под определение деструктивной секты. Здесь присутствуют своя идея, манипуляция сознанием, шантаж, другие способы психологического давления, удержания, жестокие расправы над инакомыслящими, организовываются крупные вербовочные сети и так далее.
– Кстати, некоторые зрители увидели в фильме «Рядом с нами» «исламский след»: главная героиня якобы одета как джихадистка-смертница, на ней пояс шахида, она собирается совершить самоподрыв на вокзале...
– Террористическая деятельность свойственна тоталитарным сектам. С помощью нее сектанты вносят в жизнь людей смятение, хаос, ужас. Их цель запугать, заставить замолчать, полностью подчиниться чужой воле. Террор (от лат. terror – страх, ужас) как средство воплощения идеи. Никакого отношения к исламу убийство мирных жителей не имеет. Хотя сектанты активно прикрывают свои злодеяния религией. Но давайте посмотрим, что говорит Коран: «Кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому – вечный Ад. Прогневался Всевышний на него, проклял и уготовил для него великое наказание» (сура 4, аят 93).
В сентябре в Оренбурге в рамках Международного кинофестиваля «Восток – Запад. Классика и Авангард» (на котором фильм «Рядом с нами» получил специальный приз партнера фестиваля Оренбургской Медиагруппы и приз МВД России «За вклад в борьбу с экстремизмом» – Ред.) состоялся круглый стол «Кино против терроризма». В работе круглого стола принимали участие митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области Альфит хазрат Шарипов, начальник регионального УМВД Михаил Ильич Давыдов, члены Общественного Совета при УМВД, студенты, журналисты и покорный ваш слуга. Тогда Альфит хазрат во всеуслышание заявил: «Если человек приносит горе людям, то рая ему точно не видать».
Разве сектанты, утверждающие, что они истинные мусульмане, не знают слов Корана? Конечно, знают. Но для них слова их лидера значат больше, чем слова Священного Писания, больше, чем слова пророка Мохаммеда. И они безжалостно уничтожают своих братьев по вере, которые пытаются вразумить их. Или взрывают мечети. Какие же это мусульмане! Это сектанты, адепты псевдоисламской тоталитарной секты, пусть даже она и именуется сегодня государством. Это я сейчас говорю об ИГИЛ.
«Общечеловеческое единство предполагает уважение к достоинству всех «сыновей Адамовых», к человеку как к таковому, безотносительно к его социальному происхождению, цвету кожи, полу, языку или вере», – утверждает известный российский философ, исламовед профессор Тауфик Ибрагим. Рассуждая о коранической идее общечеловеческого братства, он нередко вспоминает историю, в частности приводит в пример призыв халифа Али к своему наместнику в Египте проявлять милосердие ко всем своим подданным, независимо от их вероисповедания, так как «люди суть двух категорий – либо братья тебе по вере, либо подобны тебе по творению». В одном из своих трудов уважаемый профессор приводит и такое двустишие, распространенное среди арабов: «Раз я из праха, вся земля – родина моя, и все люди на ней – мне родня».
И это ответ тем, кто говорит, что убийство неверных якобы зачтется на небесах: в исламе убийство любого человека считается грехом.
– Скажите, а возможно ли образумить тех безумцев, которые готовы совершить самоподрыв?
– Теоретически возможно, но многое зависит от степени погружения человека в идеологию секты. Внушаемость у людей различная, кто-то сразу и навсегда принимает предложенное ему учение, а у кого-то возникают вопросы, которые, тем не менее, он опасается задавать в секте. Вот именно этим людям можно помочь, если они, конечно, обратятся к нам за помощью. Но нужно время. Реабилитация таких людей занимает не месяцы – годы.
Здесь уместно вспомнить 23-летнюю Зарему Мужахоеву, которая после самоподрыва двух смертниц на рок-фестивале в Тушино в 2003 году должна была взорвать себя в одном из людных мест в центре Москвы. Но бомба не взорвалась – как тогда посчитали специалисты из-за залипания пружины во взрывном механизме. И здесь, по-видимому, у смертницы произошла психологическая сшибка: люди, которые готовили девушку к теракту, не просчитали все до конца, они не проработали ее дальнейшие действия в случае, если произойдет что-то непредвиденное. И Зарема, действуя не вполне осознанно, подошла к охранникам кафе, возле которого она пыталась привести в действие взрывное устройство, и сообщила, что у нее в сумке бомба. Ее задержали. При попытке обезвредить бомбу погиб взрывотехник ФСБ. После объявления приговора суда – двадцать лет лишения свободы – Зарема пообещала, что когда выйдет на свободу, то завершит начатое. В настоящее время она находится в местах лишения свободы. А вот российские последователи Сёко Асахары, собиравшиеся залить Японию кровью, уже освободились. Говорят, что они остались верны своему учителю, и неизвестно, что сейчас происходит в их головах. Если изменения в их сознании и сознании несостоявшейся смертницы Заремы необратимы, то вполне возможно они действительно попытаются довести начатые дела до конца.
– Ваш фильм – предупреждение?
– Мой фильм – приглашение к разговору. Серьезному, обстоятельному разговору. Кинокартина рассчитана на зрителя любого возраста, но прежде всего молодых людей, которые находятся в группе особого риска. Для сектантов молодежь – лакомый кусок. Поскольку она не имеет жизненного опыта, нередко не защищена духовно, не имеет и крепкого духовного стержня, а область духовного для человека все-таки в той или иной мере является притягательной. В результате, многие молодые люди оказываются в тисках тоталитарных организаций. Я говорил об этом в Оренбурге на круглом столе и председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области Альфит хазрат Шарипов согласился со мной: «Молодежь легко заманить в секту. Это люди, у которых нет стержня».
Еще один важный момент, способствующий завлечению человека в секту – одиночество. Многие молодые люди на самом деле одиноки. Родители не проявляют к ним должного внимания. Ближайшее окружение не устраивает этих людей, или они сами не устраивают свое окружение. Молодые люди переживают, не знают, что делать, они словно слепые котята, и вот этим возникшим в них внутренним неустройством искусно пользуются вербовщики. На допросе Зарему Мужахоеву спрашивали, как девушки становятся смертницами. Одной из причин она назвала одиночество. «Девочек много таких», – сказала она.
Сейчас особенно распространена вербовка через социальные сети, в которые с головой погружаются страдающие от одиночества подростки и молодые люди. В этих социальных сетях сектанты расставляют свои сети, попасть в которые неискушенному, духовно незрелому человеку – поверьте! – очень легко.
– В фильме главная героиня заходит в православный храм, где ее, мягко говоря, неласково встречают. Она уходит, так и не успев поговорить со священником.
– Для меня этот эпизод – форма покаяния за человеческую грубость, черствость, равнодушие.
Я хочу обратиться к родителям, чтобы они были более внимательными к своим детям. Нужно искренне интересоваться их жизнью, только тогда можно заметить происходящие в них изменения. И если у молодого человека вдруг появились какие-то странные сленг, книжки, они стали вести себя как-то по-другому – это повод насторожиться. Не можете сами, обращайтесь к специалистам. Нельзя пускать всё на самотек, мол, по молодости чего только не бывает, с годами пройдет. Может, и не пройти.
Равнодушие сродни греху. Вспомните слова советского писателя Бруно Ясенского: "Не бойтесь друзей – они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов – они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства".
Многое зависит от нас с вами. Как мы поведем себя в той или иной ситуации, так соответственно и будут развиваться события. Нельзя бездействовать. Вот почему эпиграфом к фильму я поставил другое замечательное высказывание, принадлежащее англо-ирландскому философу и публицисту 18-го века Эдмунду Бёрку: «Для торжества зла необходимо только одно условие – чтобы хорошие люди сидели сложа руки».
Ещё было бы неплохо ссылку на фильм - хочется посмотреть.