12/25 октября – день памяти священноисповедника Николая (Могилевского; 1877–1955). Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) родился в Светлый праздник Пасхи в 1877 году, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии, в семье скромного псаломщика, который к концу жизни дослужился до протоиерея.
Будущий владыка шел путем прямым и строгим: от послушника монастыря до настоятеля нескольких обителей, от семинариста и студента Московской духовной академии до ректора семинарии, инспектора духовной академии и заведующего миссионерской школой.
«Слава Тебе, Господи, что я остался на своей Родине!»
Владыка вспоминал о себе: «Благодарил я Господа за то, что хиротония моя состоялась после того, как многие из собиравшихся на Собор в 1918 году архиереев к осени 1919 года уже эмигрировали за границу, и меня рукополагали не двадцать, а два архиерея, оставшиеся, несмотря на смертельную опасность, на своих кафедрах. Слава Тебе, Господи, что я не оказался в расколе, не убежал вместе с другими за границу, а остался на своей Родине».
Испытания и скорби
Охранники вытолкали владыку зимой на пустынной станции раздетым, без денег, без документов
Владыка прошел в своей жизни многочисленные испытания и скорби. Арест в 1924 году, следующий арест в 1925 году, двухлетнее заключение, новый арест в 1932 году, пять лет лагерей, еще один арест в 1941 году. Владыку, как социально опасный для советской власти элемент, отправили в глухую полупустыню на железнодорожной станции Челкар, с ее сыпучими песками и знойными ветрами летом и ледяной пургой зимой. Охранники вытолкали седого владыку ночью зимой на перрон пустынной станции в одном нижнем белье и рваном ватнике, без багажа, без денег, без документов, только с удостоверением, с которым он должен был регулярно отмечаться в местном отделении НКВД. От недоедания и холода тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши.
Много лет спустя владыку спросили, не было ли в этот момент в его сердце ропота или обиды. Он ответил: «На все воля Божия. Значит, было необходимо перенести мне это тяжелое испытание, которое закончилось большой духовной радостью. Господь не посылает испытаний сверх сил никому. Так и мне Он всегда посылал испытания, а вслед за ними духовные радости».
Служение Богу и ближним
В 1945 году указом Патриарха владыка Николай был назначен в Алма-Ату с титулом архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Он прибыл в столицу Казахстана в день празднования Иверской иконы Божией Матери.
Детская простота, беззлобие, молитвенность, верность монашеским обетам, наконец самый вид старца располагали к нему сердца людей. Принимал он всех, независимо от возраста, пола и национальности. И к нему шли все, потому что знали, что владыка всегда даст хороший и дельный совет, при нужде поможет материально и своим добрым словом, любовью утешит обремененных и страждущих. Когда же ему говорили, что он слишком переутомляется, он возражал, что только молитва, проповедь и служение Богу и пастве дают ему силы жить.
Своей подвижнической жизнью владыка стяжал многочисленные дары: духовное рассуждение, прозорливость, силу исцелять души и тела человеческие.
«Ко мне вернулось зрение»
Ольга Федоровна Орлова из Караганды вспоминала: «В 1946 году я была студенткой третьего курса Алма-Атинского медицинского института… Я заболела тифом. Эта болезнь дала осложнение: у меня произошло помутнение стекловидного тела глаза. Я совершенно не могла читать. Меня освободили от работы с микроскопом. Экзамены я сдавала без самостоятельного чтения – мне читали подруги, а я все запоминала на память. Мне грозило отчисление из института. Я очень боялась этого, потому что непременно хотела стать врачом.
Я уже почти лишилась зрения, когда наступил праздник Крещения Господня. Я пошла в храм на праздник. Когда пришла, великое водосвятие было уже совершено и владыка Николай всех окроплял святой водой. Народу было очень много, и меня оттеснили далеко от владыки. “Господи, – подумала я, – если бы хоть одна капелька попала мне в глаза, ко мне вернулось бы зрение!” Вдруг в этот момент владыка повернулся в мою сторону и окропил мое лицо так, что святая вода обильно попала мне в глаза. С тех пор я стала поправляться, ко мне вернулось зрение и я стала видеть так же хорошо, как видела прежде».
«Владыка предсказал, что я стану переписчицей и переплетчицей»
Валентина Павловна Хитайлова из города Елец рассказывала: «Это было в 1946 году, я была тогда молодая и только начинала ходить в церковь. Владыка стал показывать мне церковные книги, объяснять устав богослужения, рассказывать о гласах в церковном пении. Я думаю: “Зачем он это мне говорит? Разве мне нужно это?” Потом показал очень красиво от руки переписанный акафист. Я спрашиваю: “Неужели это от руки писали?” А он: “И ты так будешь”. Так владыка предсказал, что я и переписчицей стану, и переплетчицей – церковные книги буду переписывать и переплетать».
«Владыка, мне работу дали!»
Иеромонах Иоанн (Хорунжий) вспоминал: «Вот, владыка слово закончил, всех благословил, выходит из храма, а в Никольском соборе восемнадцать ступеней, и на всех ступенях с обеих сторон нищие стоят. Владыка идет и оделяет их – кому рубль даст, кому три рубля. А к кому подойдет, положит руку на голову и скажет: “Иди работай. Тебе Бог работу пошлет, работай”. Потом этот человек приходит: “Владыка, мне работу дали!”».
«Пусть идет, я за нее молиться буду!»
Была на левом клиросе певчая по имени Мария. Она жила в нижнем помещении собора и была тяжело больна. Владыка очень любил ее красивый голос. Бывало, он придет на службу, посмотрит, что Марии на клиросе нет, и скажет: «Идите за Марией, пусть петь приходит!» Пойдут за ней, а Мария лежит без движения, подняться не может. Владыке скажут, а он опять посылает: «Пусть идет, я за нее молиться буду!» Приведут Марию под руки, владыка благословит ее, и она отпоет всю службу, как будто никогда не болела. А как закончится служба, снова силы ее оставляют и снова ее под руки едва доведут до постели. Жила Мария только молитвами владыки. Он говорил ей: «Когда я умру, тогда и ты умрешь». Как он умер, через 20 дней и ее похоронили.
«Без крестика никуда не ходи!»
Однажды после акафиста, помазывая всех святым елеем, владыка неожиданно сказал одной из певчих: «А ты, Александра, крестик никогда не забывай надевать, без крестика никуда не ходи. Когда будешь умываться, крестик не снимай, а то забудешь и уйдешь без креста». Александра не поняла сначала, почему владыка так сказал ей, и лишь придя домой, увидела, что крестик ее лежит на столе. Она, умываясь, сняла его и забыла надеть.
Пока владыка жив и молится за свой город
Как известно, Алма-Ата, бывший город Верный, расположен у подножия Северного Тянь-Шаня. Эти изумительные по своей красоте и живописности горы таят в себе опасность селевых потоков и землетрясений. Здесь неоднократно бывали землетрясения такой силы, что разрушали город до основания и уносили множество человеческих жизней. А мощные селевые потоки, вырвавшись из ледниковых зон и достигнув города, сносили и уничтожали все, что встречалось им на пути. И в то время, когда на Алма-Атинской кафедре находился владыка Николай, в народе существовало такое убеждение: «Пока владыка жив и молится за свой город, ни землетрясение, ни иное бедствие, заслуженное нами за грехи наши, не поразит нас ради его святых молитв». Так оно и было: при его жизни город ни разу по-настоящему не трясло.
«Давайте помолимся! Ни одна душа не погибнет!»
В июле 1947 года владыка должен был лететь в Москву на заседание Сессии Священного Синода. Во время посадки старец стоял у трапа и благословлял всех входящих в самолет пассажиров. Владыка ездил и летал всегда в рясе, несмотря на то, что часто подвергался за это насмешкам. И на этот раз пассажиры начали над ним смеяться, послышались язвительные восклицания: «Ну, нам лететь не страшно, с нами святой летит!» Все сели, самолет поднялся в воздух. Прошло некоторое время, и вдруг забеспокоились летчики: то один, то другой выходят из кабины, что-то осматривают. Наконец старший пилот объявил об опасности: отказывает один мотор.
К удивлению всех, самолет, у которого отказал мотор, не падал, а планировал и тихо опускался вниз
Положение было угрожающее, надвигалась катастрофа. Среди пассажиров начиналась паника. Но владыка сказал: «Давайте помолимся! Ни одна душа не погибнет! – а потом добавил: – Лишь немного в грязи выпачкаемся». Владыка встал и начал молиться… через несколько минут все стали затихать, вставать со своих мест и прислушиваться к его молитве. В это время самолет стал падать вниз. Но, к удивлению летчиков, которые знали, каким должно быть это падение, самолет не падал, как обычно, а как бы планировал и тихо опускался вниз. Самолет упал в какое-то заболоченное, но неглубокое озерцо. Двери открыть было невозможно.
Поблизости на полях работали колхозники. Увидев упавший самолет, они немедленно организовали помощь. Трактором вытащили самолет из грязи, с трудом открыли двери. Пассажиры стали выходить. О владыке как бы забыли, но когда люди немного успокоились от пережитого ими страха, то стали подходить и благодарить святого старца. Подошел и старший пилот. «Произошло чудо, отец, – сказал он. – Простите за наши насмешки!» «Бог простит, – ответил владыка. – Бога благодарите и Его Пречистую Матерь и возлагайте свои надежды на святителя Николая Чудотворца».
«Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»
В октябре 1955 года владыка перенес тяжелый сердечный приступ. Свою болезнь он встретил молитвой. Особенно напряженно и громко молился владыка в ночь с 23 на 24 октября. Можно было расслышать слова: «Господи, не осуди мя по делом моим, но сотвори со мною по милости Твоей!» Много раз владыка повторял с глубоким чувством: «Господи! Милости прошу, а не суда!» В пятом часу дня 25 октября окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход души святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох.
Это было в 16 часов 45 минут, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, Которой владыка так любил сам возглашать: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» Достоин замечания тот факт, что ровно десять лет тому назад владыка прибыл в Алма-Ату и вступил в управление Казахстанской епархией.
На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года митрополит Николай (Могилевский) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских как исповедник. Мощи святителя были обретены 8 сентября 2000 года. Ныне они находятся в Свято-Никольском соборе Алма-Аты.
Наставления и советы священноисповедника Николая (Могилевского)
Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги
«Самое нужное – возгревать в людях любовь к Богу и к ближним своим».
«Главное в очах Божиих – это любовь к Нему, а проявляется она в любви к окружающим»
«Фарисеи видели первую заповедь или в соблюдении субботы, или в омовениях, или в жертвах. А мы что? Иная бабушка говорит: “Самое главное – соблюдать посты!” “Такая-то в храм Божий не ходит, нет ей спасения”, – добавляет другая. Други мои! Нужно и то, и другое, но ведь не это главное. Это только средства, а не цель. Главное в очах Божиих – это любовь к Нему, а проявляется она в любви к окружающим».
«А если мы ходим в церковь, постимся, но при этом ссоримся, завидуем, осуждаем, даже клевещем друг на друга и на духовных отцов наших, то понесем за это двойное наказание».
«Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги».
«И на Страшном суде о чем прежде всего спросит нас Господь? Сколько мы поклонов положили или как посты соблюдали? Нет! Он спросит нас о том, накормили ли мы алчущего, напоили ли жаждущего, посетили ли болящего, утешили ли скорбящего, дали ли добрый совет находящемуся в затруднении».
Что значит быть милостивым?
«Что значит быть милостивым? Подавать милостыню можно и телесную, и духовную. Если вы напоите жаждущего, накормите голодного, если к вам придет нищий и попросит одежды, а вы подадите ему хотя бы ветхое рубище прикрыть свою наготу, то всем этим вы окажете милость телесную».
«Дела милости духовной – утешить скорбящего, подать добрый совет, предотвратить от греха, помочь грешнику вернуться на путь спасения».
«Всякую милостыню под видом человека принимает Сам Господь наш Иисус Христос, и это мы знаем совершенно точно».
«Не упускайте же случая, никогда не упускайте сделать добро!»
Ты простил ближнему один грех – тебе Господь простит многие грехи
«Подумайте, други мои, как просто и легко получить от Господа милость и прощение: ты оказал милость ближнему – Господь явит тебе Свою богатую милость; ты простил своему ближнему один грех, одну обиду – тебе Господь простит за сие большие и многие грехи твои».
«А что ожидает христианина, который по гордости, самолюбию и другим злым побуждениям сердца не желает прощать своего брата или сестру? Ясно: гнев Божий и сугубое взыскание его сугубых грехов и наказание за них. Такому человеку не помогут ни строгий пост, ни хождение в храм Божий, ни что другое – пока он не будет в мире со своим братом».
Смирение есть высшее проявление собственного достоинства
«Некоторые говорят, что смирение – это признак слабости характера, что человек будто бы должен иметь собственное достоинство. Но высшее проявление собственного достоинства и есть именно смирение».
«Самые богатые, мудрые, образованные люди не имеют той нравственной силы, которую Господь дает смиренным».
Жизнь, пресыщенная благами земными, приводит к окаменению сердца
«А вы подумайте, что будет, если человек всю жизнь станет проводить в неге и довольстве, в окружении близких и родных людей? Такая жизнь может отрицательно подействовать даже на самую благочестиво настроенную христианскую душу. При такой жизни неизбежно развивается самодовольство, тщеславие, а за ними и гордость».
«Жизнь, пресыщенная благами земными, приводит к окаменению сердца, к охлаждению любви к Богу, к ближнему. Человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой беды».
«Вспомните, как многие богатые и благородные люди, верные христиане, боясь такого окаменения сердечного, раздавали свои имения и сами становились бедняками только ради того, чтобы не уклониться в гордость и нерадение и не отпасть от Бога».
Почему наши кресты кажутся нам иногда особенно тяжелыми?
«Если свой крест нести терпеливо, с надеждой на помощь Божию, никогда он не будет невыносимо тяжелым»
«Почему наши кресты кажутся нам иногда особенно тяжелыми? Потому, что мы противимся Божественному Промыслу, пытаемся сами своими силами изыскивать себе облегчение, но не получаем его в таких случаях, терпение наше иссякает и мы начинаем тяготиться своим крестом».
«Если свой крест нести терпеливо, с надеждой на помощь Божию, то никогда он не будет невыносимо тяжелым, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость».
«Господь всегда поможет в любой беде, если вам нужно избавиться от этой беды, а если нужно терпеть беду – то надо терпеть – на все воля Божия!»
Священноисповедниче отче Николае, моли Бога о нас!
Мы не должны просить прощения у Бога за грехи наших родителей и вообще кого-либо. Как, например, за убийство Царя. Мы можем только просить Господа помиловать их.
Просить прощения мы можем только за свои собственные грехи.
Спасибо, Ольга! Рассказ замечательный!