Ежегодно 30 октября в России проходят траурные акции и памятные митинги, посвященные жертвам политических репрессий. Множество людей приходит на Бутовский полигон — одно из мест массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий. Это не только «Русская Голгофа», на которой были казнены около 1000 представителей духовенства. Это одна большая могила, в которой покоятся останки десятков тысяч самых разных людей, расстрелянных по самым разным политическим мотивам. Сегодня поимённо известны 20 тысяч 761 человек.
О том, как в Бутове хранится память о репрессированных, рассказал настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.
— В Бутове похоронены не только новомученики, но еще множество людей репрессированных по самым разным политическим мотивам. Как память о них хранится в Бутове?
— Наша община, изначально состоявшая почти на 100% из пострадавших, сразу осознала, что это место свято не только для православных, но и для всех родственников и близких тех людей, которые здесь пострадали. Действительно, в Бутове пострадали не только православные, но и люди совсем иных убеждений и других религиозных мировоззрений, здесь есть и представители других христианских конфессий, и мусульмане, и вообще атеисты. Господь попустил лежать в одних рвах вместе со святыми даже тем, кто принимал активное участие в репрессиях: среди них правая рука Дзержинского Мартын Иванович Лацис, участвовавший в расстрелах в Бутове, 120 латышских стрелков и другие. И было ясно, что разделять их неправильно.
Понятно, что тем, кто пострадал за веру и кто своими страданиями свидетельствовал о Воскресшем Спасителе, мы воздаем церковную почесть, служим им молебны, особо поминаем их в день Собора новомучеников исповедников Российских, прославляем их подвиг. Разумеется, мы ничего подобного не говорим о других людях.Но тем не менее, мы понимаем, что их потомки могут прийти, и по-хорошему, должны приходить на это место, чтобы воздать должное их памяти. Поэтому, наша община всегда старалась организовать в том числе и такую форму поминовения, посещения, которая отвечала бы воззрениям и убеждениям этих людей. К нам приходили и католики,и мусульмане — и мы предоставляли им возможность читать молитвы. Конечно, не в храме, а на территории захоронения, перед крестом — чтобы не было смущений ни с той, ни с другой стороны.
Богослужебная форма поминовения и сохранения памяти о пострадавших близка не всем, нужно и что-то другое. Поэтому было принято решение 30 октября— в светский день поминовения жертв политических репрессий — зачитывать имена всех, кто пострадал на Бутовском полигоне.
Завершив панихиду в храме, мы выходим на территорию захоронения и на специально установленном помосте читаем имена 20 761 человека, расстрелянного здесь в период с августа 1937 по октябрь 1938 года. Люди идут в течение всего дня: кто-то приезжает к началу поминовения, кто-то к середине, кто-то ближе к концу, после рабочего дня, становится в очередь и затем читает: такого-то числа на Бутовском полигоне было расстреляно столько-то человек —и затем перечисляет этих людей. Чтение имен обычно продолжается более семи часов.
В Бутове было обнаружено 13 погребальных рвов общей протяженностью почти три километра. Люди кладут на них цветы, ставят лампадки, фонарики — и к вечеру весь полигон покрывается красными огоньками.
Это не единственная форма светского поминовения. К нам регулярно приезжают группы людей из разных городов и стран, которым мы устраиваем небольшие экскурсии: и по храмам — ведь в них хранятся некоторые вещи,связанные с пострадавшими— и конечно, выстраиваем наш рассказ таким образом, чтобы это было понятно конкретной группе. Если мы знаем, что группа приехала, например, из Люберец, мы, соответственно, смотрим, кто из пострадавших был их земляками, и стараемся рассказать о них все, что нам известно.
По благословению Святейшего Патриарха недавно начались работы по созданию мемориала, на котором будут высечены имена всех пострадавших в Бутове — это тоже светская форма сохранения памяти. Важно, что мемориал будет общим: мы сознательно не идем по пути установления памятников отдельным группам пострадавшим, например, латышам, украинцам, литовцам, финнам, или металлургам, или конкретным убиенным, как это нередко делается в подобных местах, например, в Левашове. С самого начала наша община решила, что раз Господь положил их вместе, пусть они будут вместе — ведь могила-то у них общая.
— Немногие сегодня знакомы с историей XX века, с историей репрессий, немногие осознают масштаб трагедий, которые тогда совершались. На Ваш взгляд, почему сегодня важно вспоминать пострадавших?
— С одной стороны, банальный ответ: потому что это наши корни и наша история, которую надо знать. А с другой стороны, к великому сожалению, сейчас существует тенденция превращения того времени в идеал, к которому надо стремиться. Иногда об этом можно услышать и от православных людей, как бы странно, я бы даже сказал, кощунственно, это ни звучало. Поэтому, конечно, надо говорить о том, что реально было, и ни в коем случае не допускать, чтобы подобное, пусть даже в сотой доле, когда-то еще повторилось.
Часто тоже можно услышать фразу: «Ой, давайте не будем об этом сейчас говорить, не будем портить настроение, это грустно, это страшно»… Но ведь, война — это тоже страшно, но мы привыкли воспитывать подрастающее поколение на примерах воинских подвигов. А это тоже была война, только духовная. Людей делили на «своих» и «чужих», насильно лишали жизни.
Вообще историю ХХ века, особенно историю Церкви, в России надо рассматривать именно как духовную брань из которой Церковь вышла победителем. И конечно, надо говорить о героях— святых, как о примерах для подражания.
Казалось бы, мы привыкли принимать за святых таких подвижников, как преподобный Сергий или преподобный Серафим, которые усердно молились и по молитвам которых люди воскрешались— почему тогда мы должны считать святой простого церковного старосту, какую-то бабульку-крестьянку, по молитвам которой никаких чудес не происходило, которую просто расстреляли? А она, действительно, святая, потому что на ней лежало бремя обеспечения семьи, детей, она понимала, что с ней могут сделать— и все же защищала свой храм, уповая, что милостью Божьей ее дети останутся живы. Есть такая мученица Наталья Козлова. Простая женщина Рязанской губернии. Мужа убили за то, что в колхоз не хотел вступать, а затем и ее. И ее молитвами и предстательством все дети, действительно, остались живы.
— В дни памяти на Бутовский полигон приходит очень много людей, но по сравнению с масштабами нашей страны их, наверное, не очень много?
— По сравнению с масштабами страны это даже не капля, это маленькая часть капли.
— А как, на Ваш взгляд, сделать эту каплю больше?
— Не стесняться, не бояться говорить об этой истории, прославлять подвиг новомучеников и тех людей, кто героически шел на смерть. Надо находить места, подобные Бутову, приводить их в порядок, совершать там акции поминовения, и светские, и церковные, чтобы люди это знали и помнили.
Отрадно, что если в первое время к нам приезжали дети и внуки пострадавших, лично знавшие убиенных, то сейчас сюда продолжают приезжать их правнуки— молодые люди, которые никогда не знали расстрелянных, которые живут сегодня благополучной жизнью. Например, недавно к нам приезжали две молодые женщины: у их прадедов была совершенно разная судьба, но оба они оказались на Бутовском полигоне. Девушки узнали об этом и приехали к нам, чтобы спросить, нет ли у нас каких-то материалов о их родственниках, сказали, что чем-то сами готовы поделиться. Так что, слава Богу, память жива.
Не умолкает колокол,
плачет над русской Голгофою...
Звуки протяжные долгие
будто напитаны болью.
Небо дождливое скорбно.
Поле духовной битвы
раной дышит открытой.
Не умолкает колокол,
плачет над русской Голгофою.
"Не забывайте,люди,
этих времён без-судных...
Помните,суд свершится -
истинный Суд, единственный!
Праведник не осквернится.
Через года-столетия
перед детьми, пред внуками
станет иконой-ликом
Нет и не будет времени
Божьим Судам неподсудного...
Помните,помните,люди!"
Не умолкает колокол,
плачет над русской Голгофою.