— Александр Андреевич, спасибо, что согласились дать интервью! Хотелось бы поговорить с Вами о Русском пространстве.
Временами некоторые люди говорят, что пространство России не нужно, что его слишком много, и что, откажись мы от части России, с экономической точки зрения, и в плане управления территорией, это было бы удачным решением. Что для вас Русское пространство, в чем его смысл для нашего народа?
— Русское пространство русским дал Господь Бог. Оно, это пространство, дано русским как великое бремя, и как великое счастье, как великая ответственность. Все народы борются за пространство. Есть два критерия, по которым оцениваются преуспевание или деградация народа. Это численность, популяция. И территория. Чем больше территория у народа, чем больше его численность, тем благополучнее его существование на земле.
Русское пространство между трёх океанов, плюс ещё русский космос — всё это складывается в идею русской бесконечности. Русские, получив это пространство, огромную часть этой энергии потратили на его освоение. И тогда, и теперь. И это тоже вменённая русскому народу работа. Тяжкая работа по очеловечиванию пространств. По введению этих пространств в оборот, в человеческий оборот.
К тому же, русское пространство — это следствие, а может быть — причина русского духовного пространства. Русское духовное пространство — это безбрежность, в которой тает всё сиюминутное, всё временное, всё ограничивающее. Русская душа не ограниченна, она бескрайня, она безбрежна. Русские персонажи, персонажи русских романов, это люди без берегов. И если уж страсть, то этой страстью можно разнести вдребезги всю вселенную, мироздание. Если уж грех — то такой, что от этого греха содрогается рай. А если обожание, если любовь, тогда, конечно райские кущи. Русское пространство выражено в архитектуре русской. Мне кажется, что вершиной русской храмовой архитектуры является храм Василия Блаженного. Храм Василия Блаженного — это образ русского рая, образ русской бесконечности. Это каменная клумба, на которой растут райские цветы. Народ, который способен создать такой храм, живёт в ощущении бесконечности.
Поэтому русское пространство — это не только вот так далёкая, за горизонтом, заря, которая тает и не тает. И не только те уходящие в бесконечность ночные тёплые звёзды над каким-нибудь Кобыльим Городищем, где стоит церковь в знак русской победы на ледовой сече. А русское пространство — это ещё та погружённость в свою собственную душу, судьбу, те слёзы, которые мы льём, когда мы соприкасаемся с нашим духовным пространством, с духовной бесконечностью.
Поэтому для меня русское пространство — это то место, где я родился, то место, где я умру, то место, где, среди сосен, берёз, будет находится камень, на котором русскими буквами будет выбито моё имя, и будут обозначены даты моего рождения и моей смерти.
— Освоение пространства требует огромной от народа энергии, духовной, в том числе. Эта энергия проявилась в Русской весне Донбасса, может ли эта русская весна наступить на опустевших русских пространствах?
— Может ли эта весна наступить здесь опять? Вся русская история — это история русских империй, которые возникали, достигали своих цветений, а потом падали, осыпались, умирали, превращались в тьму. И потом из этой тьмы вновь возникала русская цивилизация, русская государственность, опять достигала невиданных расцветов, небывалых побед, божественных красот. С тем, чтобы через некоторое время опять кануть в бездну. Поэтому русская весна в самом высоком смысле слова, это пасхальный смысл русской истории. Это постоянное возрождение, которое наступает после регулярно происходящей смерти. Русская история — это история русских вёсен и русских зим. Русская история — это история въезда Спасителя в Иерусалим на осляте, когда ему под ноги бросали цветы, а потом секли его бичами, мучали, прибили гвоздями на крест, где он умер, и три дня пребывал во смерти, чтобы потом опять восстать и воскреснуть. Эта метафора воспроизведена в русской истории, поэтому русские вёсны — это явление не одинокое, не случайное, не однажды возникающее. Русская весна заложена в русскую историю. Я даже думаю, что прав был Владимир Маяковский, когда сказал: «И как весну человечества, рождённую в трудах и в бою, пою моё отечество, республику мою!». Поэтому я абсолютно убеждён, что после великих печалей 91-го года, после великих уныний 90-х годов, воскрешение России, сегодняшнее воскрешение России — это и есть весенние ветры. И сегодня над страной весенний ветер веет.
— Кто раздувает этот ветер?
— Этот ветер раздувает этот ветер матушка история, это тот таинственный дух, который то вселяется в русский народ, делая его народом-богоносцем, то этому духу становится тесно в русском народе и в русском правителе, и этот дух излетает, с тем, чтобы потом, снова, после великих испытаний и бед, вернуться. Русская история — это схватка двух птиц: птицы света и птицы тьмы. Ясного сокола и чёрного ворона. И в один период русской истории побеждает ясный сокол, и он гонит и бьёт чёрного ворона, и из того летят перья чёрные. А потом ясный сокол улетает, и за ним в погоню бросается птица тьмы, и там его настигает. И эта схватка будет бесконечно, вплоть до скончания времён.
Поэтому ветер, который приносит к нам русскую весну, это ветер русского мессианства, это тот ветер, который когда-то пригнал на землю русский народ. И русский народ задуман создателем, как народ, который берёт на себя всю тьму мира, все каверны человечества, и ценой огромных трудов, огромных жертв и испытаний, превращает их в свет. Поэтому русский народ, а значит, и русское государство, есть машина, сконструированная Господом Богом, для переработки тьмы в свет. Для переработки земных отходов в новое белоснежное вещество, вещество жизни вечной.
— В этом пространстве России, русской истории, каково место человека?
— Русский человек должен стать Богом. Смысл русского отдельно взятого человека, — не народа, а человека, — уподобиться Господу. «Вы Боги» — говорил Спаситель своим ученикам, апостолам. И поэтому русский человек, отдельно взятый, он живёт в ощущении своей божественной, небесной задачи. Даже тогда, когда он с ней не справляется. Даже тогда, когда он её отрицает. Даже тогда, когда он впадает в богоборчество. Даже тогда, когда он летит в бездну, во тьму, но и тогда, как говорил Достоевский, погибая, и летя в кромешность, русский человек оборачивается к Богу, и говорит: «Господи».
Поэтому русский человек — это вместилище Господа. Несмотря на то, что мы можем превратиться в зверя, очень часто мы гаснем, мы впадаем в уныние. Но вот эти взлёты, эти вспышки русской истории, и русского государства, они происходят тогда, когда вспыхивает человек. Вспыхнувший человек ощущает себя как часть вселенной. Конечно, через ощущение своей родственности и близости к самым дорогим и любимым, связь с народом, связь со своей страной, землёй, с человечеством, дальше — с мирозданием и с Господом Богом. И во всех своих земных трудах, самых, даже чёрных, самых губительных, самых, может быть, низких, низменных трудах, русский человек возвышается. Русский человек не гребует никогда ничем. Он во всех самых подлых работах и состояниях, в самых низменных одеждах, он всегда возвышен.
— Что должно произойти, чтобы русский человек вспыхнул?
— Вы же говорите не со мной, а с Господом Богом, правда?
— Ну как вы считаете?
— Я думаю, что у русского человека, я вам сказал, что есть синусоида русского пути, русского развития. Есть синусоида вспышки, и есть синусоида угасания. Сейчас, после тьмы 90-х русское государство и русская цивилизация находятся на своём возвышающемся отрезке истории. При чём неправильно говорить, что это государство и эту историю делает, например, Путин, или делаем мы с вами. Или делает русский народ. Это неправда, потому что в недрах этого подъёма лежит само, самодовлеющее государство, самодовлеющая часть русской истории. И оно, государство, возвышаясь из этой тьмы, делает и Путина, делает и вас, делает и меня, делает всех тварей, которые обитают сегодня на земле.
И поэтому бессмысленно как-бы поджигать и освещать остывший и унывающий русский народ. Он сам вспыхнет. Русский народ — это хворост, на котором Господь Бог греет себе чашечку кофе.