Какие только храмы не встретишь в Подмосковье - древние и современные, огромные соборы и маленькие сельские церквушки, белокаменные, кирпичные, богато и не очень украшенные, построенные в традициях русского деревянного зодчества, а порой и заброшенные, полуразрушенные, заросшие мхом и лишайником. Они - неотъемлемая часть сельского пейзажа средней России и в редком месте, гуляя по Подмосковью, вы не увидите вдалеке на пригорке или за лесом церковную маковку.
Знаменскую церковь в селе Дубровицы, что неподалеку от Подольска, смело можно назвать одной из самых примечательных в Подмосковье. Это становится понятно и без объяснений - стоит ее только увидеть. Белокаменный храм возвышается на высоком речном мысу у места впадения Десны в Пахру и виден окрест на несколько километров. Известен он своей уникальной архитектурой в стиле барокко, совершенно несвойственной русскому храмовому строительству, а также таинственной историей создания, к которому приложил руку сам Петр I.
Первое что бросается в глаза - удивительный купол храма, который представляет собой огромную золоченую корону. Нигде в Подмосковье, да пожалуй и во всей России, вы не увидите столь оригинальной конструкции. Но давайте подойдем поближе.
В своем основании Знаменская церковь представляет равноконечный крест и на этом все ее сходства с классическим православным храмом заканчиваются. Вокруг церкви идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь и парапет покрыты целой сетью орнамента.
Весь храм богато украшен узорами, резьбой, статуями, горельефами и чем выше от земли - тем больше. Вокруг центральной башни расставлены скульптуры двенадцати апостолов, по углам цоколя четырех евангелистов, а огромные белокаменные статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста встречают нас при входе.
Удивительная архитектура являет собой яркий образец европейского барокко XVII века и от такого разнообразия форм у посетителей поначалу разбегаются глаза, а затем возникает ощущение, что перед ними скорее католический храм, но никак не русская сельская церковь.
Триста лет назад, когда церковь только построили, точно такое же ощущение возникло и у Патриарха всея Руси - Адриана, который наотрез отказался проводить чин освящения. В результате храм освятили только спустя пять лет после завершения строительства.
Но откуда в Подмосковье могла взяться столь необычная церковь, построенная «на европейский манир»? Не иначе как Петр руку приложил - большой любитель всего западного! И действительно, строительство Знаменской церкви относится к временам, когда селом Дубровицы и одноименной усадьбой владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 году он был оклеветан перед 17-летним царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Но гнев государя прошел довольно быстро и уже через год Борис Алексеевич был вызван в Москву, где ему было пожаловано боярское достоинство. По одной из версий, именно в знак примирения с Петром князь начинает строительство нового белокаменного храма в Дубровицах. По другой версии сам царь приехал в усадьбу, жил там несколько дней, гулял по окрестностям и восхищался местной природой. Высокий речной мыс у места слияния двух рек - Десны и Пахры - напомнили Петру нос корабля, и он сказал своему «дядьке» - «Этому бы кораблю да сих мест достойную мачту! Церковь бы такую здесь поставить, чтобы и немцы ахнули, чтобы столь красивой мире бы другой не было!». Через несколько дней князь Голицын уже показывал Петру план задуманного храма, и тот был потрясен его грандиозностью.
Основным строительным материалом был выбран местный белый камень (известняк), повсюду встречающийся в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой - достаточно прочен для тонкой резьбы декоративного убранства храма.
Строительство началось в 1690 году и основные работы были завершены спустя 9 лет, но освящен храм был только в 1704 и поэтому годы создания чаще всего так и упоминают: 1690-1704. Торжества по случаю освящения нового храма продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. Присутствовал и Петр I со своим сыном царевичем Алексеем - они находились на парадной террасе деревянных резных хоров, расположенных над входом в храм.
О том памятном событии у русского литератора Александра Вельтмана так написано: «По высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст разстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования… А торжество семь дней длилось».
Во всей этой истории есть один таинственный пробел: личность главного архитектора, а также скульпторов и резчиков по камню, создавших этот подмосковный шедевр, остались неизвестными. Случайно так получилось или специально - никто не знает. Но, скорее всего, это были итальянские мастера, выписанные князем Борисом Алексеевичем Голицыным.
За более чем триста лет своего существования Знаменская церковь претерпела три реставрации, пережила нашествие Наполеона (в 1812 году французы заняли Дубровицы, но церковь не тронули) и выжила в советский период, когда большая часть архитектурного убранства была разрушена, а сам храм отдали под склад.
В сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии. Небольшая звонница была построена позднее главного храма - в середине XVIII века, и сейчас мы можем ее увидеть только на старых фотографиях.
Но прошли годы, и в 1990 году церковь Знамения Пресвятой Богородицы вернули верующим. С тех пор и по сей день ведутся реставрационные работы: уже восстановлен иконостас, царские врата, резные хоры, обновлен ряд образов, скульптур и горельефов, снова появились латинские надписи в картушах.
Однажды русский искусcтвовед и поэт Сергей Маковский сказал о храме в Дубровицах: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!». И действительно, поезжайте в подмосковные Дубровицы и убедитесь в этом сами!
Спаси Вас,Господи, Филипп за статью с фотографиями.