Во время странствия по земле Коми больше всего поражает, сколько еще в республике разрушенных старинных церквей. Стоят они, открытые всем ветрам, с пустыми глазницами окон, выбитыми дверями. Один из таких храмов-мучеников — Богоявленская церковь деревни Ляли Княжпогостского района Коми.
Дорога к храму
Те, кто часто путешествует в направлении городов Ухты и Сосногорска, наверняка помнят этот участок пути, когда дорога сначала погружается в низину, а потом, словно подхваченная порывом ветра, буквально взлетает на возвышенность.
И взору открывается вид незабываемый — старинный величественный храм Богоявления, под крылом которого расположилась маленькая деревня Ляли.
Ляльскими тропами
Сегодня в Лялях проживает всего несколько десятков человек. Несмотря на то, что местные жители покидают родные места, из городов Коми сюда устремились дачники и любители охоты и рыбалки. Деревушка стоит на берегу реки Вымь, а в окрестных лесах ягод и грибов — видимо-невидимо. А еще ляльский лес — это природное лечебное учреждение. Во время прогулки по изумрудному царству казалось, что здесь свой микроклимат — когда везде торжествовала золотая осень, в лесу, казалось, уже хозяйничала зима. Такой эффект снега создавали особые лишайники, которые называют еще — кладины.
Лишайники — биоиндикаторы чистоты окружающей среды, а биологи говорят, что если местность изобилует лишайниками, она нуждается в особой охране и заботе человека.
Воинствующая Ляльмандия
Старожилы гордо величают родную деревню не иначе, как «Ляльмандия» — видимо, по аналогии с такими названиями, как Финляндия, Гренландия. Мы попытались выяснить, откуда произошло такое необычное название населенного пункта — «Ляли»? Путеводитель «Вымская окраина», составленный Княжпогостской центральной библиотекой, сообщает, что «ляли» — слово финно-угорского происхождения и означает «враг, противник». Такое наименование ляльчане получили неслучайно. В IX-X веках, когда племена воинствующих угров совершали набеги на зырянскую землю, в районе Лялей для отпора врагам было сооружено воинское укрепление. О баталиях тех давних времен свидетельствует и могильник, расположенный рядом с деревней, датируемый IX-XI веками.
Не случайно это прозвище, присвоенное ляльчанам много веков назад, вспомнилось и сегодня, когда увидели мы Богоявленскую церковь.
Пираты XX века
Старинная церковь оказалась без окон, с дверями, распахнутыми настежь. Пустота образовалась и рядом с разрушенным храмом — мы увидели только заколоченные, умирающие дома.
Заходим внутрь Божьего дома и видим продолжение истории храма-мученика: жители деревни в непогоду загоняли сюда скот, поэтому столько навоза и скопилось в храме; видимо, молодежь собиралась здесь для распития спиртных напитков — следы пребывания поколения, выросшего без Бога, можно было видеть в церкви повсюду. В алтарной части храма были вскрыты полы. В эти мгновения пребывания в оскверненной церкви вспомнились слова отца Дмитрия, героя романа Алины Знаменской «Рябиновый мед»: “Как можно жить без Бога? Да невозможно”, — восклицает отец Дмитрий. — “Значит, народ создаст себе нового Бога”. Кто же он — новый бог деревни Ляли? Как выяснилось, «золотой телец». Слухи о том, что в храме был спрятан клад, и по сей день не дают покоя душам, лишенным святого.
По данным архивов
Архивы да память человеческая хранят сегодня несколько фактов разрушения и восстановления деревенского храма. С трудом сегодня верится, что ляльские церкви (именно церкви) были известны еще со времен правления царя Василия Ивановича Шуйского (1606-1610 гг). Упоминание о деревянных «клетцких» церквах Богоявления (теплой) и Николая Чудотворца (холодной) на погосте Ляли содержится еще в дозорной книге 1608 года. Однако уже в Ведомостях о церквах и священниках г.Яренска и уезда за 1798 год сообщается о двух Ляльских храмах, которые «8 мая сего (1798) года погорели». Согласно Клировой ведомости Ляльской Богоявленской церкви за 1907 год, ныне существующая каменная церковь была построена в 1852-1856 гг. вместо деревянной.
Вероятнее всего, жителям на рубеже XIX-XX вв. удалось отстроить лишь один из сгоревших храмов.
Ныне существующая каменная церковь имела три престола: в верхнем холодном храме — в честь Успения Божией Матери, в нижнем теплом — во имя Богоявления и в честь святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
Фасады церкви богато украшены карнизами, пилястрами, фигурными наличниками окон. Храм Богоявления являет собой провинциальный образец классической храмовой архитектуры, отличающийся четкими пропорциями, стройным и легким силуэтом. Особенностью храма является применение новых для середины XIX в. элементов в оформлении декора фасадов, характерных для нарождающегося «русского стиля» в отечественной архитектуре.
В деревне Ляли словно сосуществуют две эпохи — трудного возрождения и гонения на Церковь
Вторую «смерть» храм пережил в годы гонения на церковь. По словам старожила деревни Ляли Леонида Игошина, в 1941 году храм закрыли и его первый этаж превратили в зернохранилище. А летнюю Успенскую церковь еще некоторое время удавалось сохранять христианам деревни, но потом большевики разрушили и ее.
Уже в наше время церковь восстанавливали пять раз. Последний раз своими силами местные жители сумели отремонтировать храм: побелили стены, окна закрыли нетканкой. Чисто и красиво стало в Божьем доме. В течение двух лет удавалось сохранять порядок здесь. А потом начался поиск сокровищ. Возможно, причиной этого стали слухи о том, что последний священник Богоявленского храма, отец Василий Распутин, предчувствуя скорый арест, спрятал в церкви напрестольный крест, священнические одежды и, по-видимому, церковную казну.
А был ли клад?
Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы получили неожиданно от проходящего мимо храма жителя деревни, который не захотел назвать себя, но поведал о том, как, играя в детстве в летнем верхнем храме, они с мальчишками обнаружили старинные монеты времен Николая II… и не придали значения своей находке, ничего не рассказали и взрослым, а просто игрались блестящими кругляшками. Приехавшая из города комиссия находку у детей изъяла, а сорванцы тем не менее продолжали озорничать в церкви.
Кто же он — новый бог деревни Ляли? Как выяснилось, «золотой телец»
Рассказал наш безымянный герой и о том, что в один из дней им будто бы явился сам отец Василий и погрозил пальцем.
С криками ватага мальчишек бросилась вон из храма, после чего лестница, ведущая в храм Успения Божией Матери, обвалилась…
Из рода святых
Сведения о судьбе последнего священника храма Богоявления, отца Василия Распутина, разнятся. Кто-то из местных рассказывает, что батюшку расстреляли рядом с храмом и похоронили тут же.
Чтобы побольше узнать о священнике и его супруге — матушке Агнии, возвращаемся в Сыктывкар, чтобы встретиться с краеведом Анной Малыхиной.
Анна Георгиевна в своей маленькой хрущевке, превращенной в архив, который содержит сведения обо всех священнослужителях Коми края, покажет фото молодой и красивой четы Распутиных и сообщит поразительные факты из истории.
Так, оказалось, что священники рода Распутиных с XVI века служили на земле Коми.
Супруга отца Василия — матушка Агния — и вовсе происходила из известного священнического рода Бронниковых. Представители этой славной династии в течение 300 лет окормляли прихожан северной земли. Родной брат Агнии Алексеевны, священник Григорий Бронников, канонизирован Русской Православной Церковью в лике новомучеников.
Связан оказался род Распутиных и с другой известной священнической фамилией — Спасских, представитель которой — отец Димитрий Спасский — первый мученик земли Коми, расстрелянный без суда и следствия в 1918 году и причисленный Русской Православной Церковью к лику святых.
Познакомились Василий и Агния в Вологде, где будущая матушка училась в местном епархиальном училище и на два года раньше Василия завершила обучение, работала учительницей, потом вышла замуж и стала уже помощницей батюшки.
Отец Василий в 1900 году окончил Вологодскую духовную семинарию и был переведен в Сереговскую Успенскую церковь Яренского уезда.
Эпоха гонений
Когда в России начались большие перемены, которые закончились кровопролитной гражданской войной с массовыми убийствами мирных жителей, отец Василий переезжает в соседнюю с Серегово деревню Ляли, где служит в Богоявленской церкви. Арестован отец Василий Распутин был 14 марта 1930 года. Обвинялся в организации собрания, на котором уговаривал выйти из колхоза, «говоря, что там порядков не будет, скоро будет переворот, будут старые порядки, тогда всех колхозников расстреляют, надо крепче держаться за Церковь и нисколько не ослаблять веры в Бога, не надо слушаться коммунистов», в результате чего многие вышли из колхоза. Виновным себя отец Василий не признал и организацию собрания отрицал. Осужден отец Василий Распутин был 01.06.1930 г. тройкой при ПП ОГПУ Северного края по СТ. 58-10 и приговорен к 3 годам лишения свободы.
О дальнейшей судьбе батюшки Анна Георгиевна сообщила только, что отец Василий вернулся из лагеря обратно в Ляли и служил в храме Богоявления до 1941 года.
Между прошлым и будущим
С благодарностью, теплотой сегодня старейшие жители деревни вспоминали то далекое время, когда был жив храм, а в маленькой деревушке торжественно звучал колокол. Потомки ляльчан, вера которых была настолько сильной, что они пешком на богомолье отправлялись в Киев, сегодня сожалеют о том, что храм из года в год разрушается все сильнее, особенно кровля, купола. Меняются настоятели храма Богоявления, каждому удается внести свою лепту в возрождение деревенской святыни — так, удалось вновь закрыть церковь от вторжения врагов и заделать окна первого этажа. Однако злоумышленники снова пытались выломать уже металлические двери. Так в малом населенном пункте Коми словно сосуществуют две эпохи — трудного возрождения и гонения на Церковь. Но рядом с постоянно оскверняемым храмом казалось, что мы движемся к катастрофе…
Знаю много таких примеров.
Такие большие, имеющие свою историю храмы, и в таком (до сих пор) плачевном состоянии... В этих разрушенных, но благословенных домах Божиих, дух захватывает.
Руинизированные церкви в пустых деревнях с улицами "Ленина" и прочих деятелей коммунизма. Довелось не мало объездить сел(север) и хуторов(юг), и непременно в каждой деревне улица "Ленина"или его бюст. Если в городе/селе нет достопримечательностей, то их всегда заменит памятник Вл.Ильича. Вот бы вернули исторические названия городам,селам,станицам и улицам в них.
Хорошая статья! Благодарю автора за труд.
С чего это наша республика проблемная. Меньше телевизор смотрите. Нормальная республика, нормальные люди/ Молчать и слушать, молчать и слушать! (с)
Жaль республика проблемная.
До какой же степени надо быть потерянным безбожником, чтобы осквернять церковь?