Вот настал Рождественский пост, и мы берем себе задание делать добро. Вот закончился – перестаем делать. Есть в этом что-то подозрительное. Разъясняют священники
Чтобы Рождество опять не застало врасплох
Протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель храма равноапостольной Марии Магдалины (Мадрид):
— Мне кажется, нужно прежде всего понять, что Рождество и пост, который ему предшествует, — это не социальный проект. Это, прежде всего, ожидание. И московская толчея, и метро, и «грудой свертков навьюченный люд, каждый сам себе царь и верблюд… . Хаос лиц, и не видно тропы в Вифлеем из-за снежной крупы». Все-таки время поста дано нам именно для того, чтобы эту дорогу разглядеть.
Можно, конечно, взять обязательство чего-то делать или не делать. Это будет верным способом придти к празднику с горьким вкусом во рту; ну, вот, опять сорвалось, ничего не вышло. Но если есть и «жуткий московский ритм», и «сверхзанятость» — не будет ли честнее не принимать на себя сверхобязательства, а уделить время своей семье, своим детям?
Купить журналы в пользу детей Германии едва ли поможет найти дорогу в Вифлеем. А уделить время своим детям — поможет.
Рождество — все-таки семейный праздник. Это воспоминание о том, как Бог стал членом семьи.
И в эти дни Его принимают в семью не только Иосиф и Мария, а все, кто захочет — и в Бирюлево, и в Коньково, и в Химках. Да, всегда можно остановиться, посмотреть на небо, подумать, что когда-то было так же холодно, и одиноко, и не по себе, и непонятно, что будет дальше. Но Рождество все равно наступает, и единственное задание — провести время поста так, чтобы Рождество опять не застало тебя врасплох.
Сделайте то, что откладывали «на потом»
Иерей Павел Коньков, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при больнице им. Семашко (Рязань):
— Во время поста можно уделить время тем обязательствам, которые мы откладывали «на потом». Пост — это время, когда «потом» уже наступило. Откладывать больше некуда. И не важно, о чем речь — умирающего утешать, или за своей семьей посуду каждый день мыть.
К примеру, давно хотел человек взяться за чтение Ветхого Завета. Новый Завет все же мы и в храме слышим и многие отрывки нам знакомы. Пост в этом плане активирует и реализует давнюю мечту. Это не добро «по расписанию», это уже наступившее «потом».
Но важно помнить: любое «задание» сначала надо соотнести с силами и возможностями, реальными, а не воображаемыми. Для церковных здесь все просто: поможет духовник, который знает человека продолжительное время и способен оценить степень адекватности обязательств. Ведь для кого-то нормально бездомных после работы кормить, а кому-то и своим детям хорошо бы больше времени уделить.
Для милосердия подвиг не нужен. Если мы, помимо семейных обязанностей, престарелой соседке будем хлеб с молоком покупать – уже неплохо. Да и по пути почти всегда.
А если уж так получилось, что человек планировал сделать то и се, а в результате ничего не успел – отчаиваться не стоит.
Бывают периоды в жизни, когда вообще ничего не получается ни в посте, ни в милосердии.
Тогда лучше всего будет искреннее признание реального положения дел, правды — когда человек Богу скажет: «Господи! Я совсем осуетился и ничего не сделал. Прости меня и дай мне память и силы правильно расставлять приоритеты в этой жизни».
На самом деле суетой жизни мы просто отгораживаемся от других людей, которые нас терпеливо ждут.
«Чтобы людям рядом было хорошо»
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва):
— Если взвесить нашу жизнь, переживания, мысли, желания, стремления, обычно в них почти все место занимает наше «я», а не ближний, не Бог. В отношениях с Богом и ближними наше «я» также занимает главное место. И вот хотя бы во время поста можно попробовать отодвинуть свое «я» и послужить близким так, чтобы им было хорошо, радостно и светло: не ворчать на них, не жаловаться, не заниматься саможалением, не обижаться, а помогать и стараться радоваться. Быть солнышком для всех окружающих людей.
Господь нам сказал, что Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Он Сам послужил. Вот и надо пробовать служить другим, искренне. Например, сдержать свои «обиды», или хотя бы не оправдывать их.
Или каждый конфликт в семье или на работе решать через свое смирение и любовь.
Это очень конкретное дело и намного сложнее, чем, например, читать святых отцов или увеличить молитвенное правило. Чтобы людям рядом с тобой было хорошо — это тяжелая задача, но хотя бы попытаться здесь что-то сделать — уже очень важно.