В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова «Царь. Книга о святых царственных страстотерпцах». Протоиерей Александр регулярно выступает с проповедями о святых царственных страстотерпцах на православном радио «Радонеж», отвечает на письма читателей на страницах журнала «Русский Дом», является составителем нескольких сборников «Чудеса царственных мучеников». Вот и эта книга — о роли монархии в судьбе России, об исповедническом пути последнего российского императора и членов августейшей семьи, о чудесах, являемых по молитвам к царственным мученикам. В воспоминаниях, собранных в этой книге, — в свое время это был материал для канонизации — почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное.
Царь Николай II, царица Александра Федоровна и их дети были людьми необыкновенными еще до своего мученичества. Не так, как сегодня некоторые видят их святость только в мученичестве, говоря, что прежняя их жизнь не дает никаких оснований для прославления. Мы можем проследить, как постепенно вызревает подвиг страстотерпчества и мученичества.
Следует отметить еще одну существенную черту: для Николая II не было разницы между исполнением личного христианского долга и служением государя. Он не просто христианин — он православный царь, помазанник Божий; а власть, основанная на христианских принципах, имеющая благодатную помощь свыше, более всего ненавистна злу, потому что она постоянно ставит пределы его вольному, греховному развитию. Вера в Бога и вера в свой народ оказалась сильнее всего, и эту веру не могло поколебать никакое человеческое предательство.
В чем смысл отречения государя? В спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте — Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия.
Итак, своим подвигом исповедничества царь посрамил, во‑первых, демократию — «великую ложь нашего времени» (по выражению К. П. Победоносцева), когда все определяется большинством голосов, и в конце концов теми, кто громче кричит: «Не Его хотим, но Варавву», — не Христа, но антихриста. И во‑вторых, в лице ревнителей конституционной монархии он обличил всякий компромисс с ложью — не менее великую опасность нашего времени.
Спаситель предупреждает, что повторение грехов приведет к еще худшему: изгнанный нечистый дух приведет семь других, злейших себя. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия, будь то Батый, Наполеон или Гитлер, ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими все в народе.
В свидетельствах о чудесном заступничестве царственных страстотерпцев обращает на себя внимание то, что во многих случаях благодатную помощь получали люди, которые до этого были равнодушны к судьбе царя и даже участвовали в клевете на него — будь то вчерашняя коммунистическая ложь или сегодняшний «демократический» обман.
Будем помнить слово святого Иоанна Златоустого о том, что почитать святого значит участвовать своей жизнью в его подвиге — в личном каждодневном стоянии за заповедь Божию и в ясном духовном видении смысла событий, происходящих сегодня.
Содержание
Судьба царя — судьба России
- «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных»
- Подвиг исповедничества царя-страстотерпца
- Николая II — в его отречении от престола
- О значении канонизации царственных страстотерпцев и мучеников
- Кто не любит Бога, не может быть мучеником
- Царь тот, кто мешает
- Можно ли называть царя Николая II мучеником?
- Ответы на вопросы о святом царе-страстотерпце
- Самое великое поражение и самая великая победа
- Если царь всех простил
- Какая разница между героем и святым?
- Что происходило в доме Ипатьева?
- Крест — место откровения
- Слово о предательстве
Покров Божией Матери над православной монархией в России
- Суд об Отечестве нашем
- Дар Божий
- Со скипетром и державой
- «В скорбных обстояниях на помощь нас предваряющая»
Царь Николай II и святые
- «Искупитель мой жив»
- «Что ты вопиешь Мне об этом народе?»
- Мы Твой виноградник, Господи
- У Бога милости много
- Все оставить, чтобы обрести Христа
- Высота смирения и богатство нищеты
- «Бог отнимет благочестивого царя»
- От явления — к тайне
- Покаяние — отвержение отчаяния
- Пророк прощения и свидетель верности
- Такое лицо могло быть и у крестьянина, и у царя
- Церковь устояла в любви
К 400-летию Дома Романовых
- К 400-летию Дома Романовых
- Макиавелли и святой государь Николай II
- Последний русский император и перспективы восстановления православной монархии в России
- Американские ученые о православной монархии и святости царя Николая II
- За сто лет до революции Заметки на полях «Жития преподобного Сергия» Екатерины II
- «Практический атеизм» православных и атеизм «диалектического материализма»
- «А теперь на что надеяться?»
- Искушение Христа Еще раз о марксизме и христианстве
- О власти
- Православная монархия и «новый мировой порядок»
- Марксизм как лжерелигия
- Коммунизм и христианство — много общего?
- Дискредитация русской истории
- Священная война
- Смысл поражения православной монархии
- Почему праздник новых мучеников и исповедников Российских не стал государственным
По молитвам святого царя
- О значении чудес
- Чудотворения от икон Божией Матери
- Свидетельства современников царя Николая II
- Поэт-пророк
- Свидетельства наших дней
- Благодатный лик
- Описание мироточения иконы святого благоверного царя Николая II и святого равноапостольного великого князя Владимира
- Портрет царя
- Икона царственных страстотерпцев с частицей святых мощей
- И снова письма — священнослужителей и мирян
- Самое большое чудо
- Послесловие
Календарь царских дней