Стамбул: легенды о завоеванном Городе

Источник: Татьянин День

29 мая 1453 года Константинополь пал, и Византийская империя оказалась завоевана турками. Мечта о том, что однажды турецкий Стамбул снова станет греческим Константинополем, остается для многих греков такой же актуальной, как и пять веков назад. В годовщину взятия Константинополя мы беседуем со специалистом по греческому фольклору к.ф.н. Ксенией Климовой о легендах, связанных с жизнью Города.

– Ксения, нынешнее название Константинополя – Стамбул правда родилось в день падения города?

– Конечно же, насчет дня говорить сложно, но, в общем, оно действительно возникло во время осады Константинополя. Вспомним, что Константинополь – столица Византии – резко выделялся для ее жителей среди остальных городов империи, поэтому часто его называли просто И Поли (Η Πόλις), то есть Город, в памятниках письменности – с большой буквы.

Святая София
Святая София
Согласно самой распространенной версии, когда турки осаждали Константинополь, греки, отступая. Кричали «ис тин Полин» (εις την Πόλιν), то есть «в город!» Турецкие солдаты не очень оперировали топонимическими понятиями и посчитали, что византийцы выкрикивали название города и так и назвали его – Истамбул или Стамбул.

– Город занимал особенное место в сознании византийцев?

– Да. Описания Константинополя встречаются в официальных хрониках, например, есть известный трактат «О постройках» греческого историка Прокопия Кесарийского, который очень подробно повествует о различных постройках времен императора Юстиниана Великого, в том числе о Святой Софии. Но у меня как у фольклориста наибольший интерес вызывают народные предания и легенды.

Главной константинопольской постройкой всегда был храм Святой Софии, который стал «героем» многих легенд. Самые ранние возникли уже в период постройки храма. Считается, что план храм не был придуман зодчими, а был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. И когда возникали споры по поводу постройки, ангелы снова являлись ему во сне и говорили, как надо поступить.

По всей Греции рассказывают о том, что очень долго не могли придумать план храма. Главный зодчий предлагал императору разные варианты, но ни один не нравился императору. И в один прекрасный день случилось чудо.

После литургии император первым подошел за просфорой, но кусочек просфоры упал на пол, его подхватила и унесла пчела. Но нельзя было допустить, чтобы просфора оставалась у пчел. И император приказал всем открыть свои ульи и посмотреть, нет ли ее там внутри. Главный зодчий тоже открыл свой улей, и увидел, что пчелы внутри него построили из воска прекрасный храм. И сделали его настолько искусно, что снаружи он был украшен рельефами, а внутри все было устроено как в настоящей церкви. Двери храма были открыты, и через них модно было увидеть, что на восковом престоле лежала унесенная пчелой просфора. Зодчий удивился, пригласил императора, и византийскому правителю так понравился восковой храм, что он приказал строить Святую Софию по этой восковой модели.

Уже потом, когда София была построена, возникли другие предания, например, о плачущей колонне в нижней части храма справа от входа. Она так называется потому, что в ней есть отверстие, из которого вытекает влага. Если вставить туда большой палец руки и повернуть кисть на 180 градусов, можно загадать желание и оно исполнится. Считалось, что колонна обладает целебной силой, к ней можно было приложить голову – и она переставала болеть.

– Падение Константинополя тоже нашло отражение в легендах?

– Да. Причем связанных все с той же Святой Софией. Например, на высоте 4-х примерно метров от пола в храме виден отпечаток руки. По поводу его происхождения есть две версии – турецкая и греческая.

Согласно греческой легенде, во время этой последней литургии над молящимися появилась Богородица, простерла свой покров над христианами и прикоснулась к одной из стен своей рукой.

Турки считают, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взял Константинополь. Во время осады Города в софийском храме служили литургию. Турки ворвались внутрь и перерезали всех молящихся. Так что султан въезжал внутрь уже по трупам, то есть на определенной высоте от земли. Его конь испугался такого количества мертвых тел, встал на дыбы – и Мехмед, чтобы не упасть, оперся рукой о стену. Рука была в крови, и остался отпечаток.

– Но говорят, что турки перерезали не всех…

– Да, существует предание. Что священник, который тогда служил литургию, не успел ее завершить и вошел вместе с Чашей в стену храма. Если приложить к ней ухо, в любое время суток услышишь шум, напоминающий шепот – это священник продолжает читать молитвы и будет читать их до тех пор, пока Константинополь не вернется обратно к грекам. Тогда он выйдет из стены и завершит свою литургию.

Вот сейчас осенью этого года в храме Святой Софии собираются отслужить литургию, и некоторые говорят, что священник выйдет из стены.

Про престол Святой Софии тоже сочиняют много легенд. Говорят, что он не мог попасть в руки турок, поэтому, когда турки подходили к городу, греки его вынесли, чтобы на корабле отвезти на материковую Грецию. Н по дороге корабль утонул. И хотя там, где он затонул, всегда были бури, сейчас море в этом месте всегда спокойно. И говорят, что когда Константинополь вернется к грекам, престол достанут со дна моря и отнесут в Святую Софию.

– Никто не пытался его достать?

– Не знаю. Но мне кажется, что на самом деле престол все-таки не вынесли. Эти рассказы не имеют исторических оснований. И потом, как бы священник мог без престола служить литургию?

Что касается всяких незавершенных действий. Рассказывают про недожаренную рыбу. Некто – в некоторых вариантах император, в других – монах или старец – в день падения Константинополя жарил на сковороде рыбу. Когда к нему пришли и сказали, что город пал, человек не поверил и ответил: «Скорее рыба оживет и спрыгнет со сковородки, чем падет Город». И рыба ожила, выпрыгнула со сковородки и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбины, поджаренные с одной стороны. И когда Константинополь вернется к грекам, они прыгнут обратно на сковородку, их дожарят – и все встанет на свои места.

– Что говорят легенды о судьбе последнего византийского императора Константина IX?

– Это одни из самых известных константинопольских легенд. Что случилось с императором, точно не знает никто. Сам султан после финального сражения пообещал большую награду тому, кто принесет голову Константина IX, и было отмыто от крови множество голов и трупов, но императора так и не удалось среди них обнаружить. По одной версии, его видели убитым у ворот Константинополя. По другой, голову императора нашли сразу и отнесли султану. Он насадил ее на кол и отослал ко дворам разных мусульманских правителей, чтобы похвастаться победой.

Еще рассказывают, что тело императора якобы опознали по носкам, на которых были вышиты золотые кресты. В то же время известно, что приближенные императора не видели ни его тела, ни его головы. Поэтому возникает вопрос о том, действительно ли его принесли ко двору султана, или все же где-то похоронили.

Раньше туристам в одном из заброшенных уголков Константинополя, на площади Вефа, показывали место, которое якобы было могилой последнего византийского императора. Над ней горела лампада, а паломники приносили и зажигали рядом с ней свечи. Сейчас это место почти не посещают.

По другой легенде, император Константин был похоронен в бывшем храме святой Феодоры, нынешней мечети Гюль-джами. В переводе «Гюль-джами» значит «мечеть роз». В мае 1453 года накануне падения Константинополя был праздник святой Феодоры, и император Константин повелел украсить освященный в ее честь храм розами и вместе с патриархом молился там весь вечер. По легенде, когда турки ворвались в город, храм оставался украшенным множеством роз. Красота храма так поразила султана Мехмеда II что он назвал его Гюль-джами.

– А это что за известная легенда о мраморном царе?

– Это самое известное предание о судьбе последнего византийского императора. Согласно этой версии, когда турецкий солдат занес руку с мечом, чтобы отрубить Константину IX голову, внезапно появились ангелы и унесли императора в неизвестном направлении. Но христиане знают, что отнесли его к Золотым воротам, парадному входу в Константинополь, и спрятали в подземной пещере. Там император уснул и превратился в мрамор. Мраморный царь будет спать до тех пор, пока не придет время и Константинополь не освободится от турецкого владычества. Тогда он проснется, и ангелы дадут ему его меч, и император встанет и победит турок и прогонит вражеское войско до Красной Яблони.

– Почему до Красной Яблони?

– Что такое Красная Яблоня, сказать очень сложно. Это какой-то мифологический топоним. По одной из версий, в турецком языке было слово, которое можно перевести как «красная яблоня», обозначало оно большой город. Можно предположить, что красная яблоня – или относимое к ней красное яблоко – это такая метафора, которая означает или далекий город, из которого пришли турки, или вообще истоки мироздания. В любом случае, очень далекое от Константинополя место.

– А как турки относились ко всем этим легендам?

– Легенду о мраморном царе они восприняли буквально и стали искать пещеру, но найти не смогли. Тогда, поскольку согласно легенде император войдет с триумфом в город через Золотые ворота. Они замуровали ворота, и сначала оставили в них маленькую дверку. А потом заложили камнями и ее. Вокруг ворот построили Семибашенную крепость, в которой располагалась городская тюрьма. Это была самая укрепленная постройка в Стамбуле. И впоследствии там стали хранить городскую казну. Так что через Золотые ворота никак нельзя было пройти. Больше того, вокруг они насадили огороды, чтобы там не было даже никакой дороги. Таким вот образом решили себя обезопасить от мраморного царя!

– А правду говорят, что турецкие султаны – потомки византийских императоров?

– Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина IX, а она была 6 месяцев как беременна. Султан уехал в поход, а императрица родила сына, окрестила и назвала Панагис. Когда султан вернулся и спросил, как зовут мальчика. Императрица ответила, что он может называть его Хан. Хотя мать воспитывала сына в греческой вере и дала ему греческое образование, он возненавидел греков и стал Коран почитать больше, чем Евангелие, а впоследствии, когда повзрослел, стал ходить только в мечеть и всю свою злобу направил против христиан. Тем не менее, согласно этой легенде, по крови турецкие султаны – потомки византийских правителей.

– Во многих преданиях присутствует мысль о том, что однажды Константинополь вернется к грекам…

– Да, и даже в плачах о завоеванное Константинополе, которые можно записать в любом уголке Греции, всегда есть мысль о том, что однажды Город снова станет греческим.

Σημαίνει ο Θιός, σημαίνει η γης, σημαίνουν τα επουράνια,
σημαίνει κι η Αγιά Σοφιά, το μέγα μοναστήρι,
με τετρακόσια σήμαντρα κι εξήντα δυό καμπάνες.
Κάθε καμπάνα και παπάς, κάθε παπάς και διάκος.
Ψάλλει ζερβά ο βασιλιάς, δεξιά ο πατριάρχης,
κι απ' την πολλή την ψαλμουδιά εσειόντανε οι κολόνες.
Να μπούνε στο Χειρουβικό και να 'βγει ο βασιλέας,
φωνή τους ήρθε εξ ουρανού κι απ' αρχαγγέλου στόμα:
«Πάψατε το Χερουβικό κι ας χαμηλώσουν τ' άγια,
παπάδες πάρτε τα ιερά, και σεις κεριά σβηστήτε,
γιατί είναι θέλημα Θεού η Πόλη να τουρκέψη.
Μόν' στείλτε λόγο στη Φραγκιά, να 'ρθούν τρία καράβια,
το 'να να πάρει το Σταυρό και τ' άλλο το Βαγγέλιο,
το τρίτο το καλύτερο, την Άγια Τράπεζά μας,
μη μας την πάρουν τα σκυλιά και μας τη μαγαρίσουν».
Η Δέσποινα ταράχτηκε και δάκρυσαν οι εικόνες.
«Σώπασε, κυρά Δέσποινα, και μη πολυδακρύζης,
πάλι με χρόνους, με καιρούς, πάλι δικά μας είναι!»
Звонит Бог, звонит земля, звонят небеса,
бьет в колокола и Святая София, великий монастырь,
в четыреста колокольцев и шестьдесят два колокола.
На каждый колокол – по попу, на каждого попа – по дьяку.
Поет слева царь, справа – патриарх,
и от этих псалмов дрожат колонны.
Вот уже поют Херувисткую и выходит царь,
как голос им послышался с небес из архангельских уст:
«Прекратите Херувимскую, и пусть смолкнут песнопения,
попы, заберите Дары, а вы – погасите свечи,
потому что воля Господа, чтобы Город стал турецким.
Только пошлите гонца в Венецию, чтобы пришли три корабля:
один заберет Крест, другой – Евангелие,
а третий, самый лучший – наш Святой Престол,
чтобы собаки не притронулись к нему и его не осквернили».
Богородица испугалась и заплакали иконы.
«Не плачь, госпожа Богородица, и слез не проливай,
пройдут года, пройдут века, и снова Город будет нашим!»

И эта фраза – о том, что однажды город снова станет нашим – нередко используется националистически настроенными партиями как лозунг во время предвыборных компаний. Так что многие легенды живы и по сей день.

А вообще есть особый пласт преданий о возвращении Константинополя. Например, рассказывают, что однажды над Святой Софией показался сияющий крест, который турки никак не могли узнать. Это было знамением того, что однажды София снова будет греческой.

Еще до падения, в момент упадка Византии появились предания о том, что восстановить былое величие и свободу грекам поможет светловолосый народ, который придет с севера. Спустится через Балканы и прогонит их врагов. До этого случится война, в которую будут вовлечены шесть балканских народов.

Особенно популярно предсказание якобы Льва Премудрого, начертанное на крышке гробницы Константина Великого: «…множество народов западных соберутся, нанесут войну Исмаилу морем и сушей и победят его. Потомки его будут царствовать мало времени. Род же русых вместе с прежними обладателями победит Исмаила и овладеет семихолмным».

Другое известное предсказание – Мефодия Патарского, в котором прямо упоминается «великий князь Московский».

Эти предсказания были известны русским царям, и каждый раз, когда начиналась война России с Турцией, эти легенды оживали в памяти. Тем более, что жена Ивана III София Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина IX, что способствовало стремлению русских царей отвоевать византийское наследие.

Сейчас в Греции есть журналист Демосфенис Льякопулос, который он очень любит всякие мифические откровения и постоянно говорит о том, что Россия поднимается и скоро русские придут и освободят Константинополь. Так что все это очень даже живо.

Паисий Святогорец, например, говорил, что русские скоро спустятся с севера и освободят Константинополь, это одно из самых известных его пророчеств.

– Греки как-то отмечают 29 мая?

– Для любого грека это памятная дата. Как правило, в этот день показывают фильмы и передачи о Константинополе. Его истории и завоевании, рассказывают обо всяких легендах, связанных с Городом…

Кстати сказать, 29 мая 1453 года был вторник. Поэтому сочетание 29 числа и вторника считается неблагоприятным днем для начала дел. Не таким, как пятница 13. Но что-то в этом роде.

– Есть ли какие-то указания на год или день освобождения Константинополя?

– Сложно сказать, в разных легендах по-разному. Но, в общем, говорится. Что это должно произойти лет через 500-600 после его падения.

– Случайно в Греции не служат молебнов об освобождении Города?

– Не знаю. Ничего подобного пока не встречала.

Ольга Богданова

С Ксенией Климовой
беседовала Ольга Богданова

Источник: Татьянин День

28 мая 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×