Варшава, 16 августа 2012 г.
За богослужением молились Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, члены делегации Русской Православной Церкви: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов, а также множество верующих, наполнивших кафедральный храм.
«Ваше посещение нашей страны, в этот раз — как Предстоятеля великой святой Русской Православной Церкви, с которой мы сроднены духовными и историческими узами, — имеет большое значение в широком общественно-государственном измерении. Приветствуя Вашу Святыню, принимаем Вас с открытым сердцем и братской любовью в надежде, что Ваш визит принесет обильный плод в широком понимании этого слова и послужит благу святого Православия и благу наших народов — польского и русского».
В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:
«Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Сердечно благодарю Вас за братское приглашение посетить Святейшую Польскую Православную Церковь. Рад был вновь ступить на польскую землю, рад видеть в добром здравии Ваше Блаженство и возлюбленных собратьев-архипастырей и вознести с вами совместную молитву под сводами этого прекрасного собора во имя равноапостольной Марии Магдалины, где прежде мне не раз доводилось бывать. Однако в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я здесь впервые. Более того, впервые Патриарх Московский и всея Руси посещает Польшу. Тем не менее, наши связи имеют давнюю и славную историю.
Как на Русь, так и в Польшу христианство восточной традиции принесено было учениками святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Оно преобладало на польских землях во времена объединителя Польши Великого князя Мешко I и имеет столь же прочное и древнее основание, как и сама традиция польской государственности.
На тесном пути исповедничества, которым суждено было долгое время следовать Польскому Православию, оно получило активную поддержку Русской Православной Церкви. Именно Русская Церковь-Мать положила начало становлению в Польше Православной Церкви, чтобы затем ввести ее как свою честнейшую Сестру в семью Поместных Православных Церквей.
Отрадно, что Польская Православная Церковь свято хранит традиции, принятые ею у Русской Православной Церкви. Наше единство запечатлено и в церковном строе, и в архитектуре храмов, и в языке богослужения. Вместе с тем, эти русские традиции получили в Польше и самостоятельное творческое развитие, что нас тоже очень радует.
Испокон веков мы почитаем одних и тех же святых. Земная жизнь некоторых из них связана и с Польшей, и со странами Святой Руси. Их память и почитание соединяет наши сердца в любви к Подвигоположнику Господу Иисусу Христу. Такими святыми стали для нас преподобный Моисей Угрин и преподобноисповедница Параскева Дмитровская. Так же близок и дорог нам уроженец Холмщины, наш общий небесный заступник и ходатай священноисповедник Роман Медведь — клирик Русской Православной Церкви, который явил непоколебимую твердость веры во время жестоких гонений на Церковь Божию. Ныне он почивает своими святыми мощами в одном из храмов града Москвы.
Частицу мощей святого Романа я привез с собой в дар братской Польской Православной Церкви и хотел бы передать эту святыню Вашему Блаженству как знак нашей любви и духовного единства во Христе. Пусть сей угодник Божий зримо присутствует на польской земле в своих честных останках и, невидимо предстоя Престолу Господа Вседержителя, неусыпно ходатайствует о мире, здравии и спасении православных христиан Польши.
Мы знаем о той большой социальной, миссионерской и просветительской работе, которую ведет Польская Православная Церковь. Нам стало известно о том, что в Варшаве создается Центр православной культуры. Мне особенно приятно, что храм при этом Центре будет посвящен
Благодать и неизреченная милость Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да пребывают всегда с Вами, Возлюбленный Собрат, и со всей Вашей боголюбивой многонациональной паствой».
***
Варшавский кафедральный собор во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, построенный в русско-византийском стиле, был заложен в 1867-м, а освящен в 1869 году. В 1892 году освящен боковой придел во имя преподобного Иова Почаевского. В 1915 году при наступлении немецких войск часть имущества храма была эвакуирована и впоследствии не возвращена храму.
После уничтожения варшавского собора святого благоверного князя Александра Невского храм святой Марии Магдалины в 1921 году получил статус кафедрального. Впоследствии в дом причта была перенесена резиденция и канцелярия Предстоятеля Польской Православной Церкви. В 1928 году освящен нижний храм в честь Страстей Христовых.
***
Преподобноисповедник Роман Медведь родился в 1874 году в селе Замостье Холмской губернии в семье мещан.
В 1892 году окончил Холмскую духовную семинарию, а в 1897 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Был духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского. Занимал должность инспектора Виленской духовной семинарии.
В 1901 году рукоположен во диакона и во пресвитера. Служил в Черниговской губернии, а с 1902 года — в Санкт-Петербурге, где организовал общество трезвенников и стал известен как проповедник.
В 1907 году был настоятелем Свято-Владимирского Адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным береговых команд Черноморского флота.
В 1912 году вел пастырскую работу с матросами, арестованными за восстание на линкоре «Святитель Иоанн Златоуст».
Был лично знаком с Патриархом Всероссийским Тихоном, который являлся ректором Холмской духовной семинарии в годы его обучения.
Был настоятелем Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. С осени 1919 года стал настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке, где учредил Братство ревнителей Православия в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В 1920-е годы активно поддерживал митрополита Сергия (Страгородского).
6 февраля 1931 года арестован вместе с прихожанами. 10 мая 1931 года приговорен к расстрелу, но приговор впоследствии заменили заключением в лагерь сроком на 10 лет. Был освобожден досрочно по состоянию здоровья и в 1936 году поселился в Малоярославце.
18 августа 1937 года пострижен в монашество с именем Иосиф. Вторичного ареста избежал ввиду крайне тяжелого состояния здоровья и спустя несколько дней, 8 сентября 1937 года, скончался.
3 августа 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II честные мощи священноисповедника Романа были обретены и перенесены в Москву в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе. Причислен к лику святых в 2000 году.