Протоиерей Евгений Соколов |
О происхождении и особенностях так называемого «Заостровского раскола» в интервью «Русской народной линии» рассказывает наш постоянный автор, руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.
Впервые я познакомился с деятельностью общины прихода Сретения Господня в селе Заостровье более 10 лет назад. Однажды в храме ко мне подошла женщина, которую я ранее катехизировал и крестил, и со слезами сказала, что ее выгнали с Литургии верных из заостровского храма. Это сообщение вызвало у меня горечь и изумление. Женщина спросила меня: «Батюшка, неужели Вы неправильно меня крестили? Почему меня оттуда выгнали?» Тогда я даже не нашелся, что ей сказать. Меня захлестнуло возмущение: ну как же так, на каком основании ее выгнали с Литургии верных?! Она рассказала, как остановили богослужение, и все прихожане на нее уставились, вынуждая уйти. Изгнанная из храма женщина призналась мне, что она так и не смогла понять, почему ее прогнали. Потом ей объяснили, что на Литургию верных допускается только тот, кто прошел какое-то специальное оглашение у отца Иоанна Привалова. Поступок священника меня покоробил, я никак не мог понять, как он может так поступать, ведь мы несем служение в одной епархии, сидим рядом на епархиальных собраниях, причащаемся из одной Чаши. И вдруг такой странный поступок.
Но дальше – больше. Я стал больше узнавать о заостровской общине, например о том, что богослужение в этом храме идет исключительно на русском языке. Тогда я попытался понять, почему они «паки и паки» заменяют на «снова и снова», а не, скажем, на «опять и опять» или «еще и еще раз». И кто постановил, что именно этот перевод должен использоваться на богослужении? Насколько я знаю, владыка Тихон не благословлял отца Иоанна служить по-русски, и все его начинания были самочинием. А ведь мы приносили священническую присягу, в которой клялись перед Господом «Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя».
Затем я узнал, что в этом храме академик Сергей Аверинцев и священник Георгий Кочетков признаются едва ли не за учителей Церкви и творцов канонов. Это обстоятельно тоже меня покоробило. Безусловно, академик Аверинцев – умнейший человек, но он же – не Отец Церкви. И, несмотря на это, в Сретенском храме во время Литургии читается Евангелие, переведенное на русский язык Аверинцевым.
Потом мне пришлось напрямую столкнуться с общиной отца Георгия уже в Артемиево-Веркольском монастыре. В обители был престольный праздник, на который меня пригласил игумен монастыря. После Литургии я со своей общиной решил отслужить акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. И после акафиста ко мне подошла экскурсовод и попросила о помощи. Женщина сказала: «Батюшка, здесь община отца Георгия, они просто "съели" меня, для них все не так, все плохо, все неверно». Я подошел к группе кочетковцев (их было человек 40), я поздоровался, представился и предложил поговорить о том, что конкретно им не нравится. Когда мы начали разговаривать, я попросил их перевести строчки из 13-го псалма: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог! Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша...» И в, частности, попросил дать точный перевод последних слов «вкупе неключими быша». Они попробовали несколько вариантов, потом один из них наконец-то признался, что этот отрывок без ущерба для смысла непереводим. Тогда я спросил их, как же они дерзают переводить текст Божественной Литургии, если не могут перевести даже простую фразу из Псалтири. Далее, я их спросил, в чем заключается смысл Нового Завета, и попросил раскрыть суть слова «Завет». Они долго гадали, пока ни пришел некто и ни позвал их. Вдогонку я лишь успел заметить, что, прежде, чем критиковать церковные правила, нужно хотя бы изучить догматику.
Позже у меня состоялась дискуссия с самим отцом Иоанном Приваловым. Он очень часто давал интервью одной из главных областных газет. Причем его беседы преподносились как мнение всей Православной Церкви. В одном из интервью был поднят вопрос, является ли душа смертной или бессмертной. Отец Иоанн так и заявил журналисту, что представление о бессмертии души – чисто языческое, и добавил, что все грешники после смерти полностью растворятся в небытии. Вот так, ни много, ни мало! И это говорил ни свидетель Иеговы, ни адвентист Седьмого дня, а священник Русской Православной Церкви!
Меня тогда мои прихожане спросили, если душа смертна, если нет рая, то зачем тогда мы постимся, молимся, причащаемся? Я не выдержал, пошел к руководителю пресс-службы епархии и взял разрешение позвонить при нем отцу Иоанну и задать один вопрос. Я позвонил и спросил, на каком основании он утверждает, что душа смертна. Он попросил меня немного подождать, затем принес книгу протоиерея Георгия Флоровского и минут 15 зачитывал текст на тему смертности души. Я возразил, сказав, что перед мной лежит самая читаемая газета региона, а в ней фраза отца Иоанна о том, что вера в бессмертие души – это язычество. И в интервью нет никаких ссылок о.Г.Флоровского. Тогда я сказал отцу Иоанну, что его заявления смущают простых, маловоцерковленных людей. Я его спросил, зачем он вносит смуту и распространяет учение, противное Православию. Писание рассказывает о геенне огненной, темноте и скрежете зубов, о сошествии Христа во ад, но ни в Священном Писании, ни в Священном Предании не говорится, что душа после смерти тела бесследно исчезает.
Я сказал, что подобные вопросы еще можно обсуждать на богословских конференциях, но нельзя высказывать их под видом православного вероучения на страницах светской печати.
Отец Иоанн пообещал, что постарается воздерживаться. Но вскоре после этого пригласил к себе в гости артиста Сергея Юрского, сподвижника отца Георгия Кочеткова. Юрский в интервью все тому же изданию заявил, что Христос, избрав апостолом Иуду, ошибся. На недоуменный вопрос журналиста, как мог допустить ошибку Сын Божий, актер ответил, что Иисус был Богочеловеком, а, значит, мог ошибаться. Дальше Юрский сказал дословно следующее: «Христос не знает заранее решение всех вопросов. Когда приводят к Нему грешницу Марию-Магдалину Он сидит и чертит на песке, Он же в это время думает, Он не знает ответа. Если Он Бог, Он все знает, все ответы, у Него полный покой. Но нет у Него покоя».
Я понимаю, конечно, что известный актер не знаком с догматическим учением Церкви, с положениями Халкидонского собора. Но каково же было мое удивление и возмущение, когда я обнаружил еретические высказывания актера Юрского в книжке, вышедшей в архангельском издательстве большим тиражом. Эта книга на две трети состоит из интервью священника Иоанна Привалова, на обложке стоит его фотография, он рецензировал книгу и благословлял автора на ее написание. И как можно благословлять богохульство?!
В заключение хотелось бы сказать, что деятельность этой общины – это крайняя степень ереси. Последователи о.Г.Кочеткова в Архангельске допускают даже хулу на Господа нашего Иисуса Христа, и не как оговорку, а как норму, достойную публикации. Община священника Иоанна Привалова, на мой взгляд, уже подошла к той границе, за которой возврат к Православию невозможен. И единственный выход для них – принести покаяние в своей ереси и возвратиться в лоно Матери Церкви. Хотя надежды остается все меньше и меньше. Для разрешения сложившейся ситуации недостаточно простого увещевания, необходимо принять административные, дисциплинарные, канонические меры.
К сожалению, по сей день Георгий Кочетков не только не отказался от своих еретических взглядов, но и пытается распространять их, причем под видом православного учения. Количество «катехизируемых» по его системе растет в геометрической прогрессии. На наших глазах сбывается горькое пророчество старца о. Иоанна (Крестьянкина): «Если мы не разорим это движение, то они разорят Церковь».
Известный московский протоиерей посетил в Псково-Печерском монастыре старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и задал ему вопрос:
– Батюшка, как-то рука не подымается вынимать частицы на проскомидии за священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова. Можно ли их поминать?
О. Иоанн ответил:
– Поминать нельзя! Они похулили Божию Матерь.
Кто хочет идти за еретиками - дело ваше, но это путь к погибели.
Странно, вот, Синодальная богословская комиссия по поручению патриарха разбиралась, и обвинений в ереси не было. Так почему Вы позволяете себе так запросто игнорировать их определение!?
Таким образом, свящ. Георгий Кочетков действующий священник РПЦ. Синодальная богословская комиссия не подтвердила тех обвинений, которые сейчас (да и раньше) так любят цитировать в интернете.
В итоге вопрос: почему пристрастные и неверные обвинения «правдолюбовской» комиссии все время всплывают в обсуждениях до сих пор!?
Сколько ни спрашивал кочетковцев насчет запрещения и отлучения от Причастия, к примеру, в той же Твери в 2007 году ответ лишь один - ошибся архиерей. А с запретом Г.Кочеткова ошибся патриарх.
НИ РАЗУ КОЧЕТКОВЦЫ НЕ ПРИЗНАЛИ СВОИХ ОШИБОК И ЗАБЛУЖДЕНИЙ!
О чем здравомыслящему православному народу это говорит - и так понятно.
Дело в еретических воззрениях священника Георгия Кочеткова.
Вот из его катехизиса:
"Итак, можно думать, что человек-грешник живет в аду не в божественной вечности, а уже здесь, на земле,в этой безблагодатной земной жизни, наполненной бессмысленными страданиями. Не исключено, что, становясь прахом, он уходит в небытие. Как знать, но, скорее всего, и это происходит не сразу. Он, может быть, еще долго блуждает астральными останками своей души в падшем, объективированном мире, в том "космосе", который люди часто "видят" сразу после своей клинической смерти. Это больше походит на вечную муку постепенного и полного саморарушения".
(свящ. Георгий Кочетков. Катехизис для катехизаторов. М., 1999, с. 595.)
Это уже оккультизм, но НИКАК не Православие!!!
Помоги им Господи!
Печально, братья и сестры во Христе...Один лишь здравомыслящий голос - Галины! Остальные - поверили в неправду....полагаю, что прихожанку попросили покинуть храм только потому, что она не собиралась в этот день причащаться. А значит - не должна была участвовать в Литургии верных, как в таинстве, ее (сегодня) не касающемся. Все просто! И оглашение здесь вообще ни при че
м! Но...надо же искать врага!-??????????????????????
,Ответ этой "православной" Елене.Ты именно ты.Ты вобще-то понимаешь что ты написала полную ересь.Не хочешь причащатся а перед этим покаятся ,не надо.Ни кто в Рай насильно не тянет.НО!ни кто и ни когда из-за этого, из храма Божего ни кого не выгонял.Я за свои 52 года впервые слышу и прочёл.Это полное безумие свяеннослужителя.И то что с ним произойдёт далее ему будет надеюсь(хотя напрасно)в пользу.Настоятель храма куда его направят ,надеюсь вправит ему мозги.А если честно то это безполезная трата времени,его уже не исправишь.Выход один лишение сана.
На вопрос "доколе" и почему их еще всех не запретили и не извергли есть очень простой ответ. Потому что это не секта, о.Георгий не сектант и не еретик, а так же не раскольник. Никогда им не был и сейчас не является. Он канонический священник РПЦ, Епископ которого сам Святейший. Он регулярно служит в г. Москве в Новодевичьем монастыре и это о многом говорит само по себе.
А то, что отдельные громко и много говорящие люди (пусть даже и священники) считают иначе - так это их частное мнение. Есть много других людей, которые с ними не согласны. Если все говорят, что нужно прислушиваться к священноначалию, то факт отсутствия прещений говорит сам за себя. А если мы будем рассуждать так, что "они там" (Святейший и прочие епископы) ничего не смыслят, не видят и не понимают, зато мы все хорошо знаем и им сейчас громко и настойчиво советовать будем, то, извините, такой подход мне кажется более чем странным.
Даже более того скажу: сколько лет слежу за полемикой по разным подобным вопросам, всегда очень удивляюсь такому подходу. Неужели никто это не смущает?!
Все, что не от Бога отомрет само, не переживайте, гораздо хуже, если в порыве горячности внесете свою лепту в действие зла в этом мире, за которое придется отвечать уже лично.
Как можно менять то, что дано от Бога, и называть это истиной?! Как можно останавливать Божественную Литургию и выгонять из храма "недостойных" людей?! Человек не имеет права так поступать, и если Литургия была прервана ввиду непредвиденных обстоятельств, она должна быть продолжена. Это и ежу понятно. пример: неоконченная Литургия в Константинополе. Слова Юрского меня вообще "порадовали". Он даже не знает, что Мария Магдалина и блудница, о которой написано в Евангелии от Иоанна, это разные люди, и еще смеет что-то изрекать. Я просто поражаюсь долготерпению Бога. Он действительно Щедр и Милостив, долготерпелив и многомилостив, потому что может смотреть на это богохульство, ожидая от людей обращения к Истине и покаяния до последней капли.
Священник Константин Буфеев -
Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»
http://www.blagogon.ru/digest/173/
Истина где-то посередине.
Такой акт будет очень тяжел и болезнен для самой церкви, ибо резать придется по живому. Сейчас "община Кочеткова", если верить русской линии (а не верить ей нет оснований) отдаляет себя от матери-церкви. Однако, не порванное литургическое общение позволяет его членам участвовать в жизни церкви и причастие даже на такой видоизмененной литургии, наверное, остается причастием, а крещение в этой "общине" - крещением. Как и грехи, отпущенные поминаемыми отцами Георгием и Иоанном, будут действительно отпущенными. Однако, отлучение и запрещение сих священников лишит их благодати и для всех членов "общины" все таинства потеряют свою силу: люди будут думать, что крестятся, но будут оставаться нерожденными, причастники - не причащенными, а грехи - не разрешенными. И таковых будет много. При чем, это будут люди не сознательно отказавшиеся от матери-церкви, а введенные в заблуждение. Член организма, отказывающийся получать соки от от общего тела, сохнет и отмирает, но, будучи частью тела, оставляет надежду на оживление. Отсеченный член уже не может быть обратно привит - он останется лежать и гнить в мусоре. Так что пока остается надежда на его выздоровление (хоть и маленькая) - ампутации стараются избежать.
Хочу задать Вам вопрос, как священнику, почему церковь приняла русский перевод Библии из которого исчезло слово Христос, в Ветхом Завете оно появляется всего два раза у пророка Даниила? Патриарх Филарет, чью память совсем недавно совершали, почитается в лике святых. Мне трудно в этом разобраться.
Греки утверждают, что перевод еврейских книг Священного Писания открыл их истинный смысл, это также можно сравнить в Откровением. Бог Слова! Здесь только Он может быть переводчиком. Мы же русские (это я от себя пишу) в очередной раз желая стать православнее православных стали копать как можно глубже, начали опять с еврейского. Меня не интересуют все проблемы и нестыковки переводов, но как не заметить главного?
Стоит ли удивляться и загибать пальцы, что они там нарушили, может обратить внимание на причины?
Простите за резкий комментарий .
Братья, это ж Богохульство !!!
самое прямое! я вот одного не понимаю, почему митрополит и архиреи это терпят ???
не, ну хорошо, они могут сказать ,что этот человек в прелести, но ведь он вводит в прелесть других членов церкви ! Разве такое можно допускать ?!
Нет послушания - нет и смирения, а гордому человеку сложно что-либо объяснить!
События на протяжении всей истории Церкви имеющие догматическое значение православный человек должен помнить и при необходимости упоминать о них.
Проживаю я в глубинке Архангельской области, хоть деревня и умерает но 300 подписей против лжи собрать можно, заостровский же храм в нескольких километрах за чертой города.
Подписи наверняка абсолютно нормальные, их могло и должно было быть(!) гораздо больше, т.к. людей, которым не по душе ересь кочетковская гораздо больше.
prot. Andrei Fillips (RPTsZ, Angliya)