Древний западно-украинский Дрогобыч встретил нас мокрым февральским снегом и приветливым участием офицеров пенитенциарной службы Львовской области.
Как известно, храбрые воины пострадали за Христа в 4-м веке и являются покровителями всех «страждущих и обремененных», кто обращается к ним за помощью.
Такую аналогию выбрали сами заключенные, создатели нового
тюремного храма – сороковая колония и Сорок
мучеников Севастийских. День памяти — 22 марта.
Ровно за месяц до этого события, 22 февраля, храм должен
был быть освящен епископом Львовским и Галицким Филаретом
(Кучеровым) и в нем должна совершиться первая Божественная
литургия с участием самих заключенных.
Божий храм за тюремной стеной
Работы длились три года. Нашелся и меценат из местных жителей, помогавший строительными материалами, и в приобретении церковной утвари. В прошлом году колонию посетили и насельники Киево-Печерской лавры, духовную связь с общиной поддерживает также братия Свято-Михайловского Грушевского монастыря из Закарпатья во главе с иеромонахом Пименом (Мацолой). Отец Пимен — известный духовник и молитвенник, автор книжных изданий о монастырях Закарпатья, несмотря на отсутствие зрения, проводит большую попечительскую работу в местах лишения свободы. Он с другими монахами монастыря также прибыл на освящение храма колонии.
Нашим спутником был также представитель департамента
государственной пенитенциарной службы Украины подполковник
Виталий Хведчук. Он поведал о том, что в настоящее время в
местах лишении я свободы пребывает около 150 тысяч
человек, из которых более 40 тысяч посещают богослужения
различных конфессий, преимущественно храмы, часовни и
молитвенные комнаты Православной Церкви.
Миновав живописный Дрогобыч, мы подъехали к старинным
корпусам колонии, где нас встречало ее руководство во
главе с подполковником В.Кутовым. Ожидали прибытия
Преосвященного Филарета, епископа Львовского и Галицкого.
Вскоре владыка приехал в сопровождении львовского
духовенства и певчих. Остались формальности — пройти
строжайший пропускной контроль на территорию колони...
«В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:36)
Как заметил в беседе протоиерей Виктор Яценко, глава Синодального отдела по тюремному служению УПЦ, в колониях Украины, как ни в одном другом месте, сконцентрирован грех и преступность, и от Церкви во многом зависит, чтобы этого зла в стране было как можно меньше.
Места лишения свободы — это не просто изоляция. Это и место великих страданий и ожиданий, тяжелых дум, горьких слез, отчаяния и надежды. Это своеобразный индикатор духовно-нравственного состояния общества, в котором рождается преступление перед государством, социумом и Богом. Зачатки преступлений и их проявления, пусть в эмбрионном состоянии, каждый без труда отыщет в своей душе. Как-то — злость, зависть, алчность, сребролюбие, любодейство, многостяжание, любовь к роскоши и нежелание трудиться, и многое другое, часто невидимое для постороннего глаза, но хорошо известное падшей человеческой природе. Так что, по высказыванию Достоевского, прошедшего каторгу, «все согрешили и все участники единоличного и общемирового греха», но расплачиваются за него лишь «самые несчастные».
Еще двадцать лет назад о присутствии священника на территории исправительного учреждения не могло быть и речи. Тем более о создании храма и проведении богослужения. Правда, бывали исключения и в советское время. Бывший настоятель Свято-Кирилловского прихода г. Киева протоиерей Федор Шеремета (†2012) рассказывал, как в бытность его служения клириком Свято-Покровского монастыря ему приходилось по просьбе и ходатайству родственников исповедовать двух расстрельников, приговоренных советским судом к высшей мере наказания. И произошло буквальное повторение евангельского сюжета.
Один из приговоренных, совсем еще молодой человек, на исповеди в камере принес чистосердечное покаяние, молил Господа о прощении его тяжкого греха. Другой же, закоренелый уголовник, не пожелал исповедоваться. И что удивительно: раскаявшемуся преступнику смертная казнь была заменена 15-летним сроком, а другому – приведена в исполнение. Мало того, исповедовавшийся преступник переписывался с отцом Федором и по молитвам Церкви получил досрочное освобождение.
Как известно, после распада СССР в начале 1990-х в новообразованную демократическую Украину хлынули разного рода проповедники и миссионеры неорелигий, часто носившие деструктивный характер. И большая часть из них тут же сориентировалась на проповедь в украинских тюрьмах и исправительных колониях, получив туда доступ. Пока руководство исправительных учреждений не забило тревогу. В 1998 году между Департаментом по вопросам отбывания наказаний и Украинской Православной Церковью был заключен договор о сотрудничестве, после чего практически за каждым учреждением был закреплен православный священник. В настоящее время на территории исправительных учреждений Украины действует 132 храма и часовни, преимущественно православных, также 188 молитвенных комнат. Духовную работу с осужденными проводят более трех тысяч священнослужителей и волонтеров.
В храме Сорока Севастийских мучеников
Трогательно было видеть сидящего в центре храма архиерея, еще достаточно молодого человека, в окружении заключенных в тюремной форме с нашивками на груди с указанием фамилии, отряда и статьи, по которой подсудимый отбывает наказание — своеобразное «клеймо», обозначающее, что ты — преступник. Многие из молодых людей были ровесниками владыки, плотным полукольцом окружившие его со свечами в руках, действительно, как овцы своего пастыря.
Накануне литургии мне удалось пообщаться с некоторыми участниками создания этого тюремного храма — старостой Евгением Шадриным и его помощником Павлом К. Расспрашивать в подробностях о составе преступлений мне казалось неуместным. Спросил лишь у обоих, что изменилось в их жизни в местах лишения свободы, когда они пришли к Богу и стали активными прихожанами. Староста Евгений родом из Крыма, занимался серьезным бизнесом и преступил закон. Получил солидный срок. Осталось немного. На свободе его ждет жена и дочь.
Евгений: «Знаете, на воле я тоже считал себя
верующим. Любил подъехать на своей машине к храму,
поставить свечи, перекреститься. На Пасху куличи освятить.
Бога я встретил здесь, на зоне. Здесь я понял, что такое
покаяние, что такое вера, понял и опытно познал, как
прощает и милует Господь, и как он обновляет душу и тело.
Потому что человек, несущий на себе бремя греха, чаще
всего не знает и не понимает, какую страшную тяжесть несет
его душа, насколько она больна и искалечена. Как человек,
находящийся в душном и смрадном воздухе, привыкает к нему,
и не понимает, отчего ему плохо. Это лишь отдаленное
сравнение. И вдруг он выходит на чистый свежий воздух и
вдыхает полной грудью...
Знаете, в создании, ремонте и оформлении этого храма я видел великую милость Божью, потому что душа моя радовалась, и люди, мои соузники, стали мне понятнее и ближе, и... роднее. Потому что душа моя возродилась. Здесь я это понял и благодарю Бога за мое испытание и наказание, без него бы я оставался, как написано в евангелии, "слеп, глух и нем"»...
Павел родом из Закарпатья. Так получилось, что его родной
брат уверовал в Бога, а Павел с семьей жил в Москве,
зарабатывал на жизнь сперва честно, а потом ступил на
преступную стезю, и, как показалось — легкую добычу.
Статьи тяжелые. Но срок тоже подходит к концу. И что
удивительно — его родной брат монах Петр —
насельник Грушевского монастыря, который и
попечительствует над Дрогобычской колонией. В этот день
монахи приехали сюда, привезли в подарок книги, иконы и
священническое облачение.
Павел: «Накануне нашего праздника я много дней до поздней ночи трудился здесь с нашим настоятелем отцом Романом. Если бы раньше мне сказал кто-то, что я с такой радостью и волнением буду помогать в храме, я бы назвал этого человека сумасшедшим. Конечно, молитвы брата, молитвы Церкви — великая сила. Я почувствовал это на себе, и когда сам стал молиться, не формально, а так, из сердца. Когда стал впервые на исповедь, казалось, что горю в огне. Нужно пройти это, прежде всего — признать себя виновным пред Богом, не только в содеянном перед законом, а во всем остальном, из чего слагается греховный человек. Конечно, нас здесь, православных христиан, мало, из всей колонии человек 30-40. Но здесь у нас молитвенные помещения для других конфессий, я не сужу никого, пусть каждый молится, где считает нужным, и, слава Богу за это. Но я точно знаю, что для меня вне Православия нет спасения... Так что сегодня я соединюсь со Христом в Святой Евхаристии».
В этот день был освящен храм Сорока мучеников Севастийских и вся тюремная церковь причащалась. Это событие останется в памяти этих людей, и этого сурового тюремного замка.
Когда прилетают жаворонки
А еще в этот мартовский день с пением жаворонков приходит весна. И день тюремного престольного праздника эти малые птицы, повисая высоко в небе, разольются трогательным пением, славя Бога.
Возможно, в этот день в колонии будут печь хлебных жаворонков, и однозначно — будет совершаться Святая Евхаристия. Жаворонок – птица весны, красоты и свободы, такой вожделенной и желаемой для узников этого тюремного замка. Как хотелось, чтобы свобода эта стала для них свободой радостной и легкой. Свободой от греха, свободой радости и новой жизни.
Фото автора