Вериги апостола Петра |
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария отправились в свадебное путешествие по Италии. Сенкевич обдумывает роман о жизни первой христианской общины Рима. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Накануне супруги посетили собор святого Петра, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они пришли в базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в веригах).
– Гляди, дорогой, вот цепи, которыми был скован апостол по приказанию Ирода Агриппы. По-моему, неплохое название для твоего романа – «Вериги святого Петра». В нем просматривается мысль о том, что вера всегда сопряжена со страданием; что добро без искушений ничего не стоит. Зная об этом, Петр не сразу согласился стать апостолом.
– Да, я отлично помню эту историю…
***
15-й год правления императора Тиберия, Галилея, побережье Генисаретского озера. Иисус из Назарета стоял у самой кромки воды, а народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие. И увидел Он две лодки, стоящие на озере. Рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, Он попросил отплыть несколько от берега и, сев, учил народ. Потом сказал хозяину лодки:
– Симоне Ионин! Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова.
– Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Другие рыбаки пришли на помощь и наполнили лодки, так что обе они начинали тонуть. И ужас объял всех от такого лова рыб. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал:
– Отойди от меня, Господи! Потому что я человек грешный.
Иисус же отвечал ему:
– Не бойся, Симон! Пойдем со Мною – отныне ты будешь ловить человеков.
***
Рассматривая вериги святого Петра, супруги Сенкевич увлеченно делились мыслями друг с другом.
– И правда, Генрик, мы уже столь привычно называем этого апостола Петром, так что забываем имя, данное ему при рождении, – Симон, сын Ионы.
– Ты права. Петр – по-гречески «камень». Когда Иисус спросил, за кого почитают его люди, Он услышал разные ответы. И сами ученики Его колебались отвечать однозначно. И только один из них отвечал с тем же дерзновением, с которым выходил из лодки, чтобы идти к Учителю прямо по водам: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И за это Спаситель назвал Симона Петром, то есть камнем, на котором Он построит Свою Церковь.
– Не знаю, Генрик. Если Симон – камень, то почему он колебался последовать за Христом и даже поначалу просил Его отойти от него?
– Полагаю, подобно тому, как невеста бывает смущена при встрече с красивым женихом, если сама она не наряжена, так и человек в присутствии Бога особо остро чувствует свое недостоинство. Святые не лукавили, называя себя самыми грешными из людей: они действительно так себя ощущали. Нам это бывает трудно понять, ведь мы отстоим от Творца несравненно дальше.
– Если так, Генрик, то поражаюсь той ясности и легкости, с которой Богоматерь отвечала архангелу Гавриилу: «Я раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». А ведь Ей было объявлено, что не просто некий святой человек, но Сам Предвечный Бог разделит с Ней бытие в качестве Ее Сына. Выходит, Она действительно превосходит по чести и славе херувимов и серафимов, если даже первый из апостолов на призыв Христа смущенно ответил: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».
– Да, а быть может, Петр боялся подвести Христа в ответственный момент…
***
Иерусалим, 18-й год правления императора Тиберия. Приближается иудейская Пасха. Иисус Назарянин с учениками идут в Гефсиманию.
– Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада.
– Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Даже если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Если придется, жизнь мою положу за Тебя!
– Жизнь положишь? Истинно говорю тебе, Петр, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
Отречение апостола Петра |
Через несколько часов Иуда Искариот навел вооруженную стражу на Учителя. Апостолы в страхе разбежались. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр последовал издали за Христом и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Когда он сидел и грелся у огня, подошла к нему одна служанка.
– Кто ты? Не ты ли был с Иисусом Галилеянином?
Петр смутился и отвечал:
– Что ты, женщина? Я не понимаю, о чем ты говоришь! Я не знаю Его!
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая служанка и сказала бывшим там:
– Глядите-ка! Вот этот тоже был с Иисусом Назореем!
И он опять поспешил оправдать себя в глазах окруживших его:
– Что ты, женщина? Что ты? Клянусь тебе перед всеми: не знаю я этого Человека!
Под утро подошли еще какие-то люди и сказали Петру:
– Нет, ты точно один из этих галилеян! Вот и речь твоя обличает тебя!
– Что вы пристали ко мне? Да, я галилеянин, но, клянусь Богом, я не знаю Иисуса Назарянина!
Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, апостол горько заплакал.
***
Солнечный диск уже наполовину скрылся за римскими холмами, когда супруги Сенкевич подходили к Палатину.
– Говорят, святой Петр до самой смерти не мог без слез переносить петушиного крика, потому что каждый раз слышал в нем те свои слова: «Я не знаю Иисуса Назарянина». Знаешь, Марыся, а ведь Петр дважды призванный апостол! Вторично Господь призвал его уже после Своей крестной смерти и Воскресения – и тоже во время рыбной ловли! Во дворе первосвященника апостол отрекся от Учителя три раза – и трижды должен был вновь присягать на верность…
***
Генисаретское озеро, некоторое время спустя после распятия Иисуса Назарянина.
– Куда ты, Петр? Что ты собираешься делать?
– Иду ловить рыбу, Иоанн.
– Подожди, пойдем вместе!
Всю ночь трудились апостолы, но ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали Его. И Он заговорил с ними:
– Дети! Есть ли у вас какая пища?
– Нет, добрый человек. Наши сети пусты.
– Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.
Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда Иоанн сказал два слова:
– Это Господь.
Явление Христа при море Тивериадском |
Симон же Петр, услышав, что это Господь, бросился в море и что есть сил поплыл к берегу. А другие ученики приплыли в лодке – ибо недалеко были от земли – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, увидели разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус сказал им:
– Принесите рыбу, которую вы поймали. Придите, обедайте.
Когда же они обедали, Иисус заговорил с Петром:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?
– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
– Паси овец Моих.
И снова Христос спросил Петра:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?
– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
– Паси овец Моих.
И в третий раз услышал апостол все тот же вопрос:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? – и сказал Ему:
– Господи! Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя.
– Паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Иди за Мною.
***
Писатель молча смотрел на жену. Ее лицо выражало глубокую задумчивость.
– Генрик, только не говори мне, что это не годится тебе в качестве отправного пункта романа.
– Увы, Марыся! Отдохнем, пожалуй. Завтра попросим помощи у тех, о ком я собираюсь писать, – у раннехристианских мучеников. Утром мы отправляемся в катакомбы святого Каллиста – это те, что находятся к югу от города по старой Аппиевой дороге. Предчувствую, что там я найду то, что ищу.
(Окончание следует.)
Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви
Спасибо.
От себя бы добавила, что подобные рассказки привлекают внимание людей чувствительных, не раскрывая при этом опасных мест романа: имею ввиду католические догматы, которые в приятной литературной форме могут просочиться в сознание и засесть там.
Ссылки на Библию не выставлены. Автор же не наизусть пересказывал?
Фрагменты с Сенкевичем написаны ужасно! Это не диалог мужа и жены, а фрагмент церковного спектакля на один из приходских праздников, весьма дурно написанный.
И в довершение всего подписано Русской Православной Церковью.
Прошу прощения за резкую критику, но нельзя от лица Святой Церкви такой ширпотреб выдавать.
Если отец Тихон и другие талантливые авторы пишут книги, говорят с амвона, снимают фильмы, то часто делают это намного лучше, а главное, не от лица всей Церкви.
Моё мнение: Священное Писание достойно благоговейного изучения и пересказа, и Церковь заслуживает, чтобы от Её лица говорили святые отцы, а не современные, пусть даже церковные, публицисты.
Да и как "дикие" схизматики (кроме Богуна), то есть мы, показаны в его талантливом романе "Огнем и мечем".
Песня панского польского превосходства (католиков) над "пся крёв" (православными).
Тоска о "старых добрых временах"...