Проповедь о проповеди

Писание привычно умножает слова для усиления смысла и словно возводит их для этого в квадрат. Есть небеса, а есть небеса небес. Есть смерть, а есть «смертью умрешь». Есть Святое, и есть Святое Святых. Есть еще «проклятием ты проклят», «умножая, умножу» и многое другое. В мире бизнеса есть подобное удвоение. Есть не только продажи, но и «продажи продаж», т.н. «франчайзинг». У нас назрела необходимость в проповеди о проповеди. Она должна быть направлена на самих проповедников, чтобы разбудить, взбодрить и научить.

В этом нети ничего странного. Есть ведь учителя, то есть те, кто учит детей и взрослых. Но есть и учителя учителей, т.е. те, кто учит учителей. Для студентов есть профессора. Для профессоров – академики. Есть лестница вверх по мере усложнения задач. Один режиссер снимает фильм для массы потребителей. Другой – для некоторых режиссеров. Одним словом, это – стандартное явление в мире людей, и нам нужна проповедь о проповеди, и проповедь для проповедников.

Им нужна, к примеру, хорошая память. Ее нужно разрабатывать. Когда-то были мастера-чтецы или декламаторы. Они могли перед аудиторией наизусть читать огромные куски художественной прозы, и, поверьте, на выступлении такого мастера полет мухи слышно было. Почему бы и нам не тренировать память на лучших образцах хорошей литературы?

Еще есть ораторское искусство. Найти тему, развить ее и донести до слушателя – задача такого искусства. Этим надо заниматься. Демосфен с камешками во рту и Цицерон над речью в свете масляной лампы – наши хорошие товарищи.

Гомилетика – наука о произнесении проповедей – у нас существует. Но существует по остаточному принципу, как культура – в Советском Союзе. Кое-что есть? – Этого хватит. А в это время реклама проповедует, сатирики и комики говорят без отдыха (все упорно тренируются, надо сказать), политики «толкают» спичи, кино и музыка тоже занимаются своеобразной проповедью. Можно ли молчать в это говорливое время? Навряд. Но священники сомневаются в своих возможностях. Они не уверены, получится ли у них. Еще им совесть связывает язык (самый благочестивый и опасный враг проповедника). Еще они боятся осуждения коллег, зависти, неодобрения начальников. Поэтому многие служат так, как служил отец Иоанна Предтечи после зачатия сына – молча. Открывают рот только для возгласов и объявления служб на следующую седмицу.

Или этой практике придет конец, или нам всем придет конец, что сказано не для красного словца, а по истине.

Говорение это творчество, и говорение это Таинство. Говорение открывает тайники и обнаруживает скрытое во мраке. (Вот почему коллеги могут осуждать, и начальники могут быть недовольны сказанным). Говорение это предоставление возможности Богу действовать здесь и сейчас. В бессловесном мире Бог действует грозами и бурями, потопами и землетрясениями. А в нравственном мире Бог меняет людей посредством слова.

Мы, священники, должны были бы часто собираться для того, чтобы поделиться опытом успехов и поражений, поделиться темами, поднятыми в приходах, ободрить и окрылить друг друга. Это так же естественно, как семинары врачей и собрания педагогических коллективов. Дело за малым – перевести желаемое в сферу действительного. Когда нужное слово сказано, то полдела уже сделано. Вот я сейчас пишу эти строки, и если их кто-то прочтет, то процесс не сможет не запуститься. Пусть меньше, чем нужно и хуже, чем хочется, но он начнется. Таково свойство сказанного слова.

Павлу неоднократно являлся Господь Иисус и велел не бояться и не умолкать. Петр и Иоанн, после битья по слову архиерея, отказались молчать о Воскресшем Христе. Исайя велел не умолкать всем, говорящим о Господе. Иезекииль по слову Божию даже сухим костям проповедовал, и это слово не было без плода. Иеремия хотел было, но не смог сдержаться и давал выход словам, горевшим в груди его, как огонь в хворосте. Всюду делу сопутствовало слово, дело рождалось словом и слово меняло жизнь.

Нужны группы для изучения Писания и святоотеческой письменности. Саму письменность эту надо осознанно разделять на аскетическую, догматическую и нравственную. Эти области не стоит смешивать, чтобы знать, что и для чего читать; что и кому проповедовать. Группы ревнителей христианского образования нужны. Группы любителей Слова. Группы общения единомышленников. Все это нужно весьма и весьма, и если кто должен чувствовать в этом нужду, то священник – первый. Не всю же жизнь быть требоисполнителем, и оплачивать «тихое и безмолвное житие» невежеством паствы.

Для стимула можно пойти священнику на репетицию любого театра. Сколько труда интеллектуального, и эмоционального, и физического нужно затратить актеру, чтобы сказать что-то людям со сцены!

А еще можно пойти на тренировку спортсмена-олимпийца. Сколько пота нужно пролить, сколько всякой ненормативной всячины от тренера выслушать, чтобы в конце концов с медалью на груди заплакать на пьедестале под звуки гимна! И так – везде. Так можно ли нам, не для страны, а для Господа, и не на сцене, а на амвоне трудясь, добиваться успеха без соответствующих затрат нравственных, умственных и физических? Вопрос риторический, и ответ «можно» даже поросенок бы не произнес, если бы разговаривать сумел.

Так давайте же засядем за книги, и обменяемся книгами. Давайте будем делать выписки из прочитанного и доверять бумаге яркие мысли, время от времени посещающие всех людей без исключения (!). Давайте разлепим рот, залепленный чем попало, только не страхом Божиим, и начнем говорить с людьми: до службы, в средине службы, после службы, за пределами службы. Со временем из всего этого могут родиться школы проповедников и катехизаторов, столь необходимые жаждущим душам.

Дары ведь имеют свойство умножаться, как только, принесенные нами, попадают в руки Христа. Не верите – прочтите еще раз об умножении хлебов. Сколько еды было, и сколько людей наелось! Рыб так бы и осталось две, а хлебов – пять, если все это лежало в сумке у апостолов или того мальчика, о котором в тексте упомянуто. Но принесли Христу и - накормили тысячи. Мы же часто вообще никого не кормим, потому что семинарские и академические знания храним в дипломах и значках, а людям не несем все, что учили долгими годами. Вот оно и плесневеет, а не умножается.

Простая арифметика. Сложите приблизительно в уме – сколько часов лекций выслушивает за три-четыре года ученик семинарии. А если еще и Академии? Получится страшенная цифра. Теперь попробуйте сложить – сколько часов проповедей произносит условно выбранный священник лет за пять-семь служения? Получится, что в сравнении с выслушанными поучениями за годы учебы, произнесенные поучения в годы служения, это – наплакал кот. Вопрос – зачем учился? Зачем таланты в землю зарыл и в оборот не пускаешь? Не страшно, что ли?

Все ведь когда-то летали, все под ногами земли не чувствовали. Духом пламенели, Господу служили. А потом незаметно мохом обросли, крылья сложили, лишний вес набрали, так что не взлетишь, стали усталыми скептиками и внешне успокоились. Если это – норма, то мы – не христиане. Нужно опять начинать летать. И полет этот должен быть мысленным и словесным. Потом – все остальное.

Это наше Святое Святых, чтобы нам смертью не умереть и не быть проклятием проклятыми.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Важнее воздуха Важнее воздуха
Прот. Андрей Ткачев
Важнее воздуха Важнее воздуха
Протоиерей Андрей Ткачев
Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг.
Острее меча обоюдоострого: Проповеди Острее меча обоюдоострого: Проповеди
Протоиерей Максим Козлов
В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим — известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, «острее меча обоюдоострого», всегда вызывает живую реакцию аудитории.
Нужно, можно, не стоит… Нужно, можно, не стоит…
Протоиерей Андрей Ткачев
Нам вверены словесные овцы. Их нужно кормить не сеном и не силосом. Им нужна словесная пища, от которой можно укрепиться и возрасти во спасение. И пищу эту нужно давать «во благовремении», как говорит Евангелие. Овцам – тучное пастбище, младенцам – чистое словесное молоко, возросшим и укрепившимся – ароматное вино веселия о догматах и вещах сокровенных.
Комментарии
Анатолий10 ноября 2014, 17:24

Сомневаюсь,что нужно всем говорить,не умолкая.Знаю одного священника,обилие слов,мыслей мало.В течение одной литургии умудряется в общей сложности 40-50 минут наговорить,да еще
с криками,оскорблениями,непристойностями,я,дескать,по простому, принимайте меня каков есть.Люди уходят в раздражении и недоумении.Уж таким проповедникам с листа и не более 5 минут.В противном случае, более ранят, чем врачуют.
Олег20 июля 2014, 16:11
Только сегодня(спустя год после публикации)прочитал статью.
Наконец-то, хоть кто-то всё это озвучил. Семя брошено, о.Андрей! Бог в помощь! Сомневающиеся и "начитанные" будут кричать:"...ему ещё нет 50-ти для проповеди!",а потом:- распни Его!
Ирина13 августа 2013, 15:03
И тут батюшкам хорошо бы помочь. Есть же духовные образовательные учреждения, которые могут организовать программы дополнительного образования (возможно по обновленным методикам, возможно с применением дистанционных технологий). Но хорошо бы не с наскока, не загонять на образовательные "галеры", а строить по кирпичику фундамент непрерывного/регулярного (посильного) образования клириков и приходских помощников (что тоже очень-очень важно). Наш посильный труд и есть соработничество Богу, а Божественная благодать наше немощное уврачует и оскудевающее восполнит. Батюшки, прошу подправить, если в чем-то ошибаюсь. Заранее благодарна.
Ирина13 августа 2013, 15:02
Дары, конечно, разные, но священник, как Апостольский преемник, должен нести Слово Божие людям по мере своих сил. Тут, наверное, нужны и усердие, и знание, и навык. И Господь благословит.
Многие учились, но не все могут применить полученные знания. В образовательном процессе есть определенные законы: недостаточно прочитать, услышать и даже пересказать - знания надо УСВОИТЬ и получить НАВЫК применения. Тогда сможешь свободно ими пользоваться. Возьмем к примеру простой урок литературы (замечу: на родном языке, а не на иностранном). Казалось бы, слова все знакомые. Прочитал произведение, хрестоматию по теме и дело с концом. Но не тут-то было. Попроси ученика порассуждать на тему и написать сочинение. В большинстве случаев получится "бледно". Поэтому учитель применяет определенную методику, чтобы ученики усвоили материал: чтение, пересказ, вопросы, ответы, обсуждения, диктант, изложение и, наконец, сочинение или какое-то другое творческое задание. Более того, знания нужно постоянно поновлять...
Кристина 8 августа 2013, 17:08
Спасибо,отец Андрей!
Люди действительно ооочень ждут качественной проповеди,интересной,плодотворной,которую хотелось бы слушать,а не себе под нос с листика на 5 минут без выражения. Было бы замечательно если бы батюшки прислушались к Вашим словам и начали проповедовать. Будем ждать этого с нетерпением.
Василий Украинец 5 августа 2013, 23:25
Ох не легкая это работа - из болота тащить бегемота!
Помоги Вам Господь, отче Андрее!
Ольга 3 августа 2013, 22:22
«Давайте разлепим рот, залепленный чем попало, только не страхом Божиим, и начнем говорить с людьми: до службы, в средине службы, после службы, за пределами службы»

Давайте!! Понимаю, что очень сложно говорить, когда... не Духом Святым, когда не дан «дар духовный» - дар проповеди, но ведь «служения различны».
Начали бы, как совершенно справедливо пишет иер. Петр, «с малого» - организовали интернет-площадку... где можно было бы задавать вопросы священству. И желательно при этом всё-таки получать ответы (нет уверенности, что и сам комментарий-то здесь разместят, а задавать вопросы, так вовсе бессмысленно). Вот Елена пишет: «в интернете информации такой больше чем достаточно». Её не то, что «больше, чем», а крайне мало; той же, что нужна, вообще, не найдёшь. Я, например, на простенькие, почти, детские вопросы, не могу найти ответа. Ведь нужна не «отсебятина», а ответ основанный на Писании и Св. Отцах.
Нужно общаться с паствой, обязательно нужно! Св. Игнатий пишет: «Я желал быть под руководством наставника, но не привелось мне найти наставника... Отцы, близкие к нашему времени, называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности...» А, уж, что говорить о нас!..
Елена.Украина 1 августа 2013, 23:21
Не все могут быть Златоустами. Да и не надо это. Каждому Господь дает дар,через который он может послужить Ему и людям. Один священник хорошо проповедует,другой исповедует так,что душа сама раскрывается и плачет в покаянии,третий - прекрасный духовник и молитвенник,а четвертый так живет и всем светит,что никакой проповеди не нужно,сама его жизнь - лучшая проповедь и пример для всех. А если чувствуем нехватку хорошей проповеди,так это можно всегда восполнить самому: миллион духовных книг издано,в интернете информации такой больше чем достаточно.Конечно,ничто не может заменить живого общения с другими. И есть такие,которые,как Серафим Саровский излучают духовную радость,тепло и любовь.И встреча с таким человеком обычно переворачивает всю жизнь,приводит к покаянию,направляет на истинный спасительный путь. Человек после такой встречи находит Христа. И проповеди никакой не было,только два слова:"Радость моя",а все изменилось внутри,прошло через самое сердце.Потому что Бог дал этому человеку дар любви,недостаток которой ничто(даже самая лучшая проповедь)не может заменить.Но любовь эта заменяет собой недостаток всего. "СЛУЖИТЕ ДРУГ ДРУГУ КАЖДЫЙ ТЕМ ДАРОМ,КАКОЙ ПОЛУЧИЛ,КАК ДОБРЫЕ ДОМОСТРОИТЕЛИ МНОГОРАЗЛИЧНОЙ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ". 1Пет.4.10.
р.Б. Тамара 1 августа 2013, 07:05
Я на 200 % согласна с Вами, отец Андрей! Священник должен прежде всего трудиться над Словом Божиим, должен жить им, трудиться до седьмого пота, чтобы можно было с амвона произнести и дать нужное и полезное. А в действительности все это далеко на так: не умеют работать над собой слуги Божии, а отсюда и отсутствие грамотной доходчивой проповеди, духовная пустота в храмах и душах....
Иван Х.31 июля 2013, 20:24
Хороший призыв, но несколько преждевременный.
Пока мы не приучим себя к святоотеческой литературе, проповедь будет опасным занятием. Это относится не только к священникам, но и ко всем людям.
Говорить нынче очень модно, писать нынче не менее модно. Твиттеры, блоги, каналы Ютюб, личное общение. Результатом является печальный итог: проповедничество приносит вред проповеднику.
Не буду называть имён, но уважаемые мной образцы современной проповеди со временем всё более и более ухудшают свой стиль речи и мысли.
Очень популярно последние годы употреблять в проповеди трёхэтажные, малопонятные, но очень модные слова и словесные конструкции.
Также модно стало шутить в проповеди, да и везде. Как отмечал Задорнов, какой канал не включишь - везде шутят, скоро Новости будут с закадровым смехом.
Грубость в проповеди, a la russkii musik, наряду с провокационными пассажами тоже частое явление.
А обращения к святоотеческим мыслям всё меньше. Даже обсуждаемая статья лишена цитат Отцов, пусть в вольном пересказе.
В то время, как жемчужины святоотеческой проповеди всегда содержат отсылки к опыту предыдущих поколений подвижников.
Святитель Игнатий призывал читать Священное Писание только ПОСЛЕ чтения толкований святых.
Резюме: часто лучше молчать, чем говорить от ветра головы своей.
Виктор31 июля 2013, 17:37
Простите раба грешного! Ай да молодец!!!
Галина31 июля 2013, 10:20
Благословите, отец Андрей!
Статья злободневна! То, о чем Вы пишите волнует мирян.Пишу не в осуждение священников, а - в рассуждение. В наших селах, хуторах, станицах, маленьких районных городках, в большей части, - нет прихожан. На это, моржет быть, есть объективные причины, но чаще эти причины в том, священник - "молчун" или не придает значение проповеди. Горько наблюдать: после Всенощной - только поблагодарили и сказали расписание на следующую службу. А после Божественной Литургии - короткий комментарий Евангельского отрывка и чаще всего формальный пересказ.Единицы, кто готовится, кто выходит с закладками, цитирует, связывает с современной жизнью, с проблемами, получаешь ответ на "молчаливые" вопросы, как будто священник говорит про тебя. Есть такие Отцы, слава Богу!!! Но есть и другие... Поэтому, дай Бог, чтобы прислушались к Вашему обращению. Простите.
Евгений31 июля 2013, 01:33
Важно не только уметь говорить красноречиво, но и знать хорошо, осмысленно, что ты говоришь. Для любого проповедника говорящего народу важно сочетание трех – знания, умения и благодати. И мало пользы в проповеди, если она не прошла через ум и сердце говорящего, а только лишь уста декларируют известные уже всем цитаты. Люблю очень слушать проповеди Иоанна Крестьянкина, но когда увидел, что батюшка читает проповеди с листа (заранее написанные), думаю «чё нельзя как-то без шпаргалки», потом конечно понял как важно значение каждого слова, а не просто вызывание проповедями умиление у народа. Поэтому нужно не стесняться брать карандаш, и будь ты хоть семинарист или академист, но иногда нужно посидеть, попыхтеть над клочком простого чистого листа. Спаси Господи о.Андрея за статью.
Ирина30 июля 2013, 14:29
Прот.Георгию
"Проповеди-то о самом нужном, о едином на потребу произносить страшно бывает. Совесть говорит о том, что себе во осуждение говоришь"

Всё равно, на мой взгляд, нужно говорить и быть честным с прихожанами. "Вот, есть такая у многих из нас духовная проблема, и у меня она есть, давайте вместе работать над собой, и если не получается, всё равно, как говорил прав.Иоанн Кронштадский, "каждый день и каждый час полагать начало к исправлению". За честность, смелость, открытость, простоту, искренность люди будут прислушиваться к вам.

А то духовные проблемы людей мы знаем, но умолчим о них, пусть сами разбираются. Игумен Никон (Воробьёв) говорил: "священники больше пасут самих себя, чем паству".
Однако священник - это тот, кто поставлен Богом на служение ЛЮДЯМ.
Ирина30 июля 2013, 14:13
Очень важная тема.
Какие могут быть мысли об осуждении коллег и неодобрении начальства, когда священнику вверена забота о пастве, о живых человеческих душах? Он исповедует, он знает духовные язвы людей, какие суеверия распространены среди прихожан. Это всё есть в наших приходах: подмена понятий духовных на материальные, язычество, магизм, фарисейство. Нужно говорить об этом, делиться своим духовным опытом, говорить о том, что действительно полезно слушающим, актуально, важно всем, а не для "галочки" проповедь произносить.
Прискорбно, что так мало священников придают значение проповеди. Ведь если нет в проповеди живой заботы о людях, искреннего желания утвердить прихожан в вере и благочестии, помочь им, то такая проповедь воспринимается так же сухо, как и произносится, с мыслями о том, когда же батюшка закончит, а то мы устали и у нас дела.
иер. Петр30 июля 2013, 12:39
Просто замечательно! Это то что всем священникам необходимо сегодня. Возможно начать надо с малого - организовать интернет-площадку для обмена опытом. Позже можно будет создать некий постоянно действующий семинар...
Ольга30 июля 2013, 11:15
священник на проповеди как-то нас, прихожан отчитывал,что мало денег приносим . Он посчитал, что только 2 % денег "просто так", не за свечи,записки и т.д. А приходик ( храм при больнице, в фойе больничном) состоит на 90% из бабушек возрастом за 60лет. А еще проповедь была на день жен-мироносиц. я вообще была смущена. Сказано было, что женская любовь быстро вспыхивающая и малозначащая, быстро гаснет, несовершенна, а вот мужская,например,Петр, не так быстр на эмоции, не так быстр на веру,что вот это ЛЮБОВЬ. Даже стоящий Иоанн при Кресте... , ах, молодо-зелено... Хорошо ,что есть канал "Союз" и я услышала в противовес сказаному нашим священником слова патриарха, архиепоскопов и других священников. Или еще пример проповеди,что просить у Бога здоровья НЕ надо! я уж думала,что что-то не так поняла, что ум мой чего-то не усвоил и уже не способен. Нет, окаывается. Закончил проповедь поздравлением певчей с днем рождения и подчеркнул,что здоровья не желает, а только спасения. Хорошо что есть книги, православный сайт, "Союз"
Анна30 июля 2013, 01:44
Спаси вас Бог! Так своевременно! Всем рекомендую сходить в Храм Антипы в Колымажном переулке. Настоятель Дмитрий Рощин после службы в среду на страстной седмице прочел такую искреннюю, добрую проповедь, что я до сих пор ее помню Она мне очень помогла лучше исповедаться. Храни Бог наших пастырей, помоги им быть пламенеющими и будить в нас чувство Бога, его вездеприсутствия! Аминь.
Алексей29 июля 2013, 23:28
Светлане Николаевне:
По поводу совести, связывающей язык проповедника... Знаете, я заметил в жизни интересную вещь -- на примере молодых боксёров. Вот один занимается три месяца -- и считает себя могучим бойцом, перед девочками красуется. А другой, который четвёртый год тренируется, себя могучим бойцом уже не считает :) Думаю, с повышением уровня растёт самокритика у любого человека, занимающегося хоть каким-то ростом. Священник любой свой мельчайший грешок видит, отсюда и совесть. И наоборот, многие премерзкие люди считают себя чуть ли не ангелами.
Сергей29 июля 2013, 22:00
Честно, о. Андрея во многом поддерживаю. Есть здоровые и сильные мысли. Но не все. Апостолы тоже не сами по себе глаголили, а в нужный час и в нужном месте. Потому и по 3000 человек обращали, а не по дюжине. Прав о. Андрей в том, что готовиться к проповеди необходимо. Внутренне, с Богом общаясь, не в камешках тут дело. Хотя и для них тоже есть место, особенно, когда сбивается человек с пути - тогда подбрасывают ему камни в огород, иди, собирай.
Но главное всё-таки дерзновение и устремление. Я - никто. Да, я, действительно, никто. Потому что нет у меня власти учить тех, кто научился хранить благословенное молчание в застенках НКВД. Но дать совет, пользуясь тем же званием "никто", я могу. Разменивается официальная Русская Православная по мелочам... Да, возможно, это план. Возможно, иерархи смотрят глубоко вперед. Но сейчас... День Нептуна, выходной в День Крещения Руси... Это важно, само собой. Но главное ли? Почему Церковь не говорит о главном? Именно в СМИ, в Воззваниях к народам? Люди НЕ ЗНАЮТ 10 ЗАПОВЕДЕЙ ГОСПОДА. 80 % даже НЕ СЛЫШАЛИ о блаженствах. 99 % не в курсе, что ИХ ЖДЕТ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ. Можно ли вести диалог или беседу о чем-то еще?... Или Церковь собирается до Армагеддона говорить Сама в Себе и Сама с Собой?
Сергий29 июля 2013, 21:38
Благословите, отец Андрей!
На мой взгляд верный посыл.
Можно добавить, что проповедь должна исходить из следующих моментов: Писание, Предание, в том числе и опыт Святых отцов признанный всеми, всегда и везде, а также личные творческие посылы проповедующего не в разрез с выше перечисленным, чтобы ревнителям не легко было цеплятся за вырванные из контекста фразы.
Например, отца Данииила Сысоева, часто разрывают на фразы, Кураева, Осипова, Смирнова, да и Ваши статьи порой обсуждают некорректно.
Имеющий уши, услышит, а у не имеющего отнимется.
Думаю, поэтому не все решаются проповедывать.
Проповедь должна быть продолжением глубокой внутренней духовности.
Размещаемые здесь статьи епископов поражают простотой и близостью.
Использование инструментов риторики, гомилетики, философии, обаяния и других при закостнелой самоуверенности далеко от благовестия.
Все ли апостолы, учители?!
Кому златые уста даны, пусть умножает во Христе и не ленится.
С любовью же сказать немного должен каждый словесный.
Благодарю!
Прот. Георгий29 июля 2013, 21:07
Светлане Николаевне. Проповеди-то о самом нужном, о едином на потребу произносить страшно бывает. Совесть говорит о том, что себе во осуждение говоришь.
диакон Александр29 июля 2013, 20:49
Светлана, совесть не только глас Божий, но и глас самого человека. Вперемешку. Часто это глас комплексов, страхов, ошибок воспитания... И для очищения этого гласа от примесей нужна тяжкая и большая духовная работа, проверка "гласа совести" учением Церкви и т.д. Прислушиваться надо, нести на исповедь надо, а вот преклоняться, считать, что если нечто вызвало лично у меня некие угрызения, то это Сам Бог мне сказал - не надо. Так как очень может быть я ошибаюсь по причине болезни (греховного состояния) совести.

Отцу Андрею очередная горячая благодарность за слова, действительно как учить и назидать не немногих "чад", а многие сотни прихожан? Воскресная школа? Но не все пойдут, да и не все вообще способны на восприятие академических лекций, пусть и в облегченном варианте. А вот проповедь... Это и есть то место, что сама логика богослужения отдала для учебы прихожан. Литургия оглашенных - учащихся кандидатов в христиане, да и самих учащихся христиан, Литургия слова, Литургия чтения Писания и слушания слов пастыря... Умных, назидающих, а не просто благочестиво заполняющих гладкими утешительными оборотами положенное время. Слов будящих засыпающие души для шествия ко Христу.
Алексей29 июля 2013, 19:38
Спаси Господи!
Вы батюшка, как всегда в десятку. Служба без проповеди, не служба. Нет полноты. А если священнику не дает говорить совесть, то можно хотя бы проповедь на Евангельское, или Апостольское чтение произнести.
Лариса29 июля 2013, 18:13
Статья на грани фола: вроде и правильно говорит автор, но сводит мысль не кто к "Долой! Долой!", не то к "Даёшь!..". Разобраться женским умишкой сложно.

Не имею права обсуждать священство, а вот о библейских группах мне кажется сказать можно: нет такой доброй вещи которая со словом "много" не стала бы своей противоположностью (свт.Филарет Московский).
Evfrosinija29 июля 2013, 17:39
Спаси Господи!
Н.Н.29 июля 2013, 16:59
Выстрадано, эмоционально... Когда прочитала - со всем согласилась. Но через какое-то время что-то заставило прочитать второй раз - и появились сомнения в какой-то излишней горячности, и, простите, даже провакационности. Но это моё СУГУБО личное мнение, на котором я не настаиваю.
Мне повезло: несколько лет (почти 12!) слушать проповеди своего духовного отца и краешком глаза видеть, как он к ним готовился. Проповедь была выстрадана, прочувствована им самим до глубины души; и самое главное - выверена: он знал, что люди УСЛЫШАТ ТО, ЧТО он хотел до них донести. И никакого артистизма! Только любовь и готовность помочь.
И ещё я пришла к выводу, что не всем священникам даётся дар проповедника, увы.

Елена29 июля 2013, 16:08
Протоиерей Николай Чернышев...
Давно не была в этом чудесном храме...
Если о.Николай служил в храме в 90-х годах, то низкий поклон батюшке.
В этот храм в 90-х пришла с горем, огромной скорбью, исповедала все это горе, которое произошло по моему материнскому недосмотру с моим взрослеющим ребенком, просила о.Николая сугубых молитв...
Ходила в этот храм, правда, прихожанкой не стала, но через несколько лет подошла к о. Николаю с доброй вестью о моем чаде. Батюшка выслушал меня и... заплакал...от радости, что Господь услышал нас и смилостивился...
Эти слезы для меня до сих пор лучше любой проповеди, но если проповедь идет от сердца, болеющего за своих чад, то и мы плачем своим сердцем...

Низкий поклон, о.Андрей.
Елена.

Светлана Николаевна29 июля 2013, 14:49
"...им совесть связывает язык (самый благочестивый и опасный враг проповедника)"

Среди всех красивых слов промелькнула-таки та мысль, которая объясняет немногословие православных священников по сравнению с пятидесятниками, мормонами, иеговистами и т.д., и т.п.
Им совесть связывает язык.
А совесть всегда была и есть гласом Божиим в душе человеческой. И если совесть - враг проповедника, то, простите, о.Андрей, о чем же эти проповеди?
СВЕТЛАНА29 июля 2013, 14:22
СПАСИ ГОСПОДИ.В САМОМ ДЕЛЕ ПРИХОЖАНЕ ПРОПОВЕДЬ СЛУШАЮТ так, КАК БУДТО ХОТЯТ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ, НАПИТЬСЯ ЧИСТОЙ ВОДЫ.
Александр29 июля 2013, 13:50
Спаси Вас Господь отец Андрей.За Ваше ВСЁ что Вы пишете.Вы действительно живой (боевой)священник и побуждаете людей просыпатся.
Наталья29 июля 2013, 13:30
Спасибо протоиерею Андрею Ткачеву за статью "Проповедь о проповеди". Я сама очень нуждалась в наставнике, хотела понять: "Что со мною и с близкими происходит?"," Что и как я могу поменять в себе и помочь измениться близким и окружающим меня людям?". Слава Богу я нашлась у ГОСПОДА, у меня появился мой духовник протоиерей Николай Чернышев из Храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках, который направляет, подсказывает какую православную литературу почитать, что сказать близким и как помочь людям, окружающим тебя, но не пришедшим к Богу. А так хочется помочь , ведь Господь рядом, ты только оглянись,прикоснись и поверь. Многие люди говорят, что у них нет наставника, им бы очень хотелось ближе узнать о вере, о Боге,о людях. Вы своими статьями помогаете мне, а я постараюсь донести это тому, кто рядом.Спаси Вас Господи!
Владимир29 июля 2013, 13:09
Спаси Господи! Умиляюсь статьями Отца Андрея! Долгая Вам лета!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×