О письмах преподобного Нила Синайского
О жизни преподобного Нила известно немногое, однако даже скудные факты поражают своей необычностью. Подвижник происходил из знатной семьи, получил прекрасное образование и уже в молодом возрасте стал префектом столицы Византийской империи, иначе говоря — мэром Константинополя. Огромное влияние на преподобного Нила и его семью (а у него была семья — жена и двое детей, сын и дочь) оказали проповеди святителя Иоанна Златоуста. Знатный префект, раздав все свое имущество, вместе с сыном удалился на Синай, а его супруга и дочь — в один из египетских монастырей.
Жизнь в монастыре не прервала связи преподобного Нила с миром. Он вел обширнейшую переписку с совершенно разными людьми. Всего известно более тысячи писем преподобного Нила, не считая других сохранившихся творений. Такое огромное количество писем, дошедших до наших дней, свидетельствует о высоком духовном авторитете синайского подвижника. Сложно представить, сколько людей обращались к преподобному со своими недоумениями. Священники, монахи, миряне, государственные чиновники — никто из них не остался без ответа, без слова утешения. Количество тем и вопросов, затронутых в письмах преподобного Нила, так же огромно, как и число самих писем: объяснение трудных мест Священного Писания, ответы на догматические вопросы, размышления о действиях Бога и Промысле, объяснения смысла и значения церковных Таинств, письма о молитве, советы по борьбе с греховными страстями, обличения злоупотреблений и призывы к духовной жизни. Этот список можно продолжать очень и очень долго…
Письма всегда открывают окно во внутренний мир человека. Письмо можно сравнить с личным разговором, в котором обсуждается сокровенное. В собрании писем преподобного Нила отсутствуют адресованные ему вопросы, но по самим ответам можно понять, насколько важно было для вопрошающего получить ответ. Это можно сравнить с глотком воды в жару, когда даже капля свежести прибавляет человеку сил. Такой каплей становились для многих послания преподобного Нила Синайского, человека, нашедшего в себе решимость отказаться ото всего ради Христа. В таком отречении от всего мирского можно увидеть глубокое упование на Бога, на Его милосердие и помощь. К этому святой призывал и своих адресатов: «Видишь ты позади себя преследующее тебя полчище мысленных египтян, а впереди — море пенящихся и скверных страстей, но не приводишь себе на мысль, что защищает тебя, и невидимою рукою и высокою мышцею отражает врагов, и избавляет тебя — Бог». Или слова из другого письма: «При постигших бедствиях не давай ослабевать доброй надежде и не выпускай из рук рога Божественного упования. Богу, если угодно Ему, не трудно и горестное переменить в светлое и радостное».
Преподобный Нил пишет: «Сын Божий Иисус Христос не пощадил Себя, чтобы пощадить нас, и Единый Безгрешный умер за грешников. Посему не отчаивайся, но поспеши ко спасению». В нашей обычной жизни мы спешим, чтобы, например, не опоздать на поезд, спешим что-то сделать, потому что чувствуем важность и необходимость этого дела. Преподобный просит спешить ко спасению. Спешить, потому что это самое важное дело для каждого христианина. Спасение же неразрывно связано с упованием. Мы уповаем, мы верим, что Бог может нас спасти. Вернее, Бог уже спас каждого человека Своей смертью и воскресением, от нас требуется только поспешить приобщиться к спасительному подвигу…
Приобщение к спасению начинается для христианина в церковных Таинствах. В письмах преподобного Нила значительное место отводится для объяснения смысла Таинств, особенно — Таинства Причащения. По мысли преподобного, причащаясь, верующие становятся участниками смерти и воскресения Христа: «Если Бог всяческих и Благодетель Христос, действительно умерев, не восстал истинно из мертвых, то "тщетна вера наша" (1 Кор. 15, 14), напрасно едим таинственное Тело и пием Кровь для собственного нашего очищения, чтобы возвещать не только смерть и погребение, но и Воскресение, и славу, и непрекращающееся Царство Христово» и «причащаясь Плоти и Крови Бога Слова с благоговением и любовью, наследуем жизнь вечную. Ибо вкушающий и пиющий с правым сердцем ублажается». Нет другого пути к спасению, как только через участие в церковной Евхаристии и вкушение Тела и Крови Христовых: «Спастись, получить отпущение прегрешений и сподобиться небесного царствия не иначе возможно верующему, как со страхом и любовью приобщившись таинственных и пречистых Тела и Крови Христа Бога».
На свете есть много разных людей, приходящих к Богу, — и точно так же много разных путей, которыми человек может идти к спасению. Преподобный Нил Синайский в одном из писем сравнивает Церковь с больницей, говоря о множестве болезней и о различных способах излечения: «Во врачебнице настоящего века много больных и расслабленных: не всем пригодно одно и то же лекарство, не всем прилична одна и та же трапеза. И врач назначает каждому особый способ лечения, особый образ жизни. Этот больной, говорит он, пусть чаще услаждается медом, а другой пусть поморщится от горечи полыни, и иной пусть отведает и невкусной чемерицы. И с каждым обращаться будет по-особому, как с кем должно. То есть: этот да проводит жизнь в приятности добродетелей, радуясь и благоуспевая, а другой, часто вразумляемый горечью и суровостью оставлений Богом и проливая слезы, тем да привлекается ко спасению. Один да увеселяется всегдашним успехом в достижении, согласного с его желанием и намерением, при успешности беспрепятственно совершая путь временной жизни. А другой, при тысячах преткновений, скорбей и печалей, едва наконец да воспримет освобождение и совершенное избавление от зол. Ибо я, как обращающий внимание на сокровенное, знаю, что каждому полезно; и с каждым поступить так, как полезно для души его».
Как сложно для нас во всех жизненных обстоятельствах увидеть действие Божие, попытаться понять, что все происходящее может принести пользу для духовного возрастания. Наверное, это самый сложный подвиг. Главный вопрос: как нам научиться это делать? Как почувствовать присутствие Бога в собственной жизни? Нет другого пути, кроме надежды и веры: «Будем надеяться на Бога… будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и не легко получаем просимое, и даже не знаем, что еще впоследствии случится с нами. Ибо угодно Богу, чтобы всегда надеялись мы на Него, все устроившего так, чтобы те из нас, которые прежде надеялись, могли и наслаждаться испрошенными — и временными, и вечными — благами». В этом, по слову преподобного Нила, «лучшее любомудрие и ведение», прикоснувшись к которым «человеку-христианину не месяцы, годы и недели надлежит наблюдать и таким образом праздновать, но вся жизнь у него, озаряясь добрыми делами и обогащаясь честным житием, должна быть святым праздником. Такой человек, по моему мнению, царственнее царей и всегда духовно празднует, торжествуя праздников праздник».
Жизнь христианина есть радость пребывания с Богом, радость вдохновения Божественной благодатью, которой живет Церковь. Научиться «духовно праздновать» мы можем через пример святых, прикасаясь к их живому слову через дошедшие до нас творения. Преподобный Нил Синайский — один из таких учителей, общение с которым принесет несомненную духовную пользу каждому из нас.
Газета «Православная вера» №14 (490)