Весной 2011 года, в дни Светлой Пасхи, в стенах правительства Саратовской области работала выставка картин саратовского художника Павла Жукова — своего рода знак общественного признания мастера. Сегодня его работы можно увидеть в любой церковной лавке — в наборе открыток, который носит то же самое название, что и весь цикл Жукова, — «Купола».
Картины Павла Николаевича отличаются спокойным, очень светлым звучанием, храмы на них вполне узнаваемы. Однако при этом саратовский художник постарался придать каждой «модели» свое неповторимое лицо, показать изюминку каждой церкви.
Диктатура ракурса
Любовь к нему остается неизменной: это становится понятно, если взглянуть на полотна, посвященные старому Саратову – уходящему, почти уже исчезнувшему, промытому осенними дождями или освеженному летним ветром с Волги. С недавних пор Саратов Жукова пополнился картинами с изображениями местных храмов.
«Работа над проектом ведется с лета 2010 года: тогда мне заказали две картины – изображения Покровского и Духосошественского кафедральных соборов, – рассказывает художник. – Когда трудился над вторым полотном, познакомился с митрополитом (на тот момент еще епископом) Саратовским и Вольским Лонгином. Это оказало на меня довольно сильное влияние, и я как-то спонтанно решил не оставлять избранного пути, решил посмотреть, насколько меня хватит…»
Павла Жукова хватило надолго – видов храмов у него более двух десятков. В набор открыток вошли 19 изображений. Но и сегодня проект продолжает пополняться новыми работами. Недавно художника попросили написать восстановленный Казанский храм в Петровске. Павел Николаевич ездил в командировку, осматривал церковь со всех ракурсов, фотографировал, думал, как лучше подать величественную «модель».
Вообще, первый шаг в картинах серии «Купола», по признанию Жукова, – фотосъемка. Иногда храм приходится снимать подолгу, в разных состояниях, с разным освещением, в разное время суток. Выбор ракурса диктуется тем главным, ради чего пишется картина.
«Для меня лично самыми главными вопросами являются, ради чего написана картина, что в ней главное, – объясняет Павел Жуков, указывая на картину с изображением Свято-Троицкого собора. – Для себя я тоже выбираю что-то, что хочу показать ярче всего, а все остальное – только поддержка этого главного…»
И действительно: с одной стороны, самый древний саратовский храм, который помнит еще Емельяна Пугачева, написан вроде бы с обычного ракурса – с того места, где заканчивается улица Московская и начинается пространство Музейной площади. А с другой, художник выбрал такой вид собора неслучайно. «Мне хотелось усилить перспективу, передать эффект от движения к спуску, но самое главное – показать фронтон, – отмечает живописец. – Свято-Троицкий собор изображен летним тихим вечером, на закате, когда последний луч падает на золото мозаики с изображением Святой Троицы. И это – центр картины».
Возвращение города
Самым любимым храмом Жуков называет Покровский храм на улице Горького. Дался сразу, хотя колокольня, казалось бы, огромная, но она на полотне есть – стала своего рода «входом» в композицию картины.
Дедушка, читающий газету. Мать, которая ведет ребенка за руку, а ее платье раздувает куполом ветер. Мужчина с авоськой. Коляски, автомобили, прихожане храмов и еще множество народу – картины Павла Жукова вообще густо населены. В этом смысле очень показательна работа, на которой изображен Свято-Никольский мужской монастырь на улице Дегтярной. Он выписан сбоку, с улицы Железнодорожной. Не видно фасада…
Есть в серии «Купола» и изображения утраченных храмов, например, Александро-Невского кафедрального собора, который раньше возвышался возле «Липок» на месте стадиона «Динамо»… Чтобы приступить к работе, Павел Жуков собрал всю информацию о храме, все доступные его изображения, фотографии окружающей обстановки того времени. Например, он детально исследовал памятник Александру II, на месте которого сегодня можно увидеть задумчивую фигуру автора знаменитого романа «Что делать?». Памятник царю-освободителю был лишь частью комплекса, в который входили еще четыре скульптуры. На архивных черно-белых фотографиях очень трудно было рассмотреть, кого изобразили в граните, пожалуй, только о памятнике, теперь стоящем в сквере Первой Учительницы, известно все. Остальное пришлось восстанавливать историческими методами: крестьянин, совершающий крестное знамение, благодарная болгарка с девочкой, памятник юстиции… На этой же картине изображены беседующие о чем-то дворник и городовой, две узнаваемые фигуры XIX века – снова люди. Вполне идиллическое раннее саратовское утро, которое могли бы застать наши прабабушки и прадедушки…
Живопись как чудо
Павел Николаевич рассказывает, что изначально относился к работе над проектом несколько… поверхностно. Однако ощущение себя как человека православного проявилось с новой силой. «Я вполне осознанно крестился после службы в армии. Очень захотел, – рассказывает художник. – Но признаюсь, что решение мое во многом было обусловлено тем, что я долгие годы занимался русской традиционной культурой, фольклором – под началом Александра Куриленко. И, пожалуй, мое крещение стало актом самоидентификации: хотелось определить себя русским, именно русским человеком. Дальше этого дело у меня не пошло. Возможно, причина в эпохе: я крестился в то время, когда Крещения были массовыми, происходили без особой подготовки, и поэтому Таинства я не ощутил. Но отторжения от Церкви, охлаждения никогда не было – иначе и не было бы «Куполов».
Пока воцерковленным человеком Павел Жуков не стал. Когда он говорит об этом, то совершенно искренне добавляет: «Мне очень стыдно. Проще всего было бы, конечно, сказать, что это очень личный момент, и отказаться говорить… Я из поколения, которое выросло на идеях комсомола, коммунизма и атеизма. А потом на наших глазах произошло «второе крещение Руси» – возрождение веры, которое очень потрясло. Надо было уже делать выбор, нельзя было к этому новому миру относиться безучастно…».
Павел Николаевич искренне и честно говорит о том, что духовная жизнь – очень сложная вещь, без достаточной ответственности к ней подходить нельзя. Практически так же, как… к любви. «Любовь – это дар, – убежден художник. – Чтобы принять его, нужно быть к этому готовым. Наша жизнь – путь неожиданный. В детстве никто бы не подумал, что я буду интересоваться куполами, церквами, людьми Православия. А я бы никогда не подумал, что могу работать с такой отдачей, как это было с картинами из серии «Купола». За время работы не испытывал никакой вполне понятной для творческого человека лени, досады и чего бы то ни было негативного. Не было нелюбви в сердце. Легко работалось. Это совершенно точно…»
Может, эта легкость и радость – и есть уже принятый дар Любви?..
Газета «Саратовская панорама» № 46 (923)