Честное слово

Если Церковь просто «дана», то данное надо просто защищать. Как Брестскую крепость, сколь героическую, столь и обреченную. Спорить тут не о чем. Но если Церковь не только дана, но и задана, то спорить есть о чем.

*

Российскую империю разрушили газеты. Га-зе-ты! Вслушайтесь в фонему! Пушками в газету не стрельнешь, поскольку – бестолку. Мысль в мозги залезла – либо мозги выстрелом вышибай, либо вытесняй из этих мозгов одну идею другой. Последний вариант сложнее, но надежней. Иначе – репрессии, сколь масштабные, столь и безнадежные. Теперь сравним газетную эру считанных грамотеев с нашим временем и – вздрогнем!

*

Мы живем в царстве обесцененного слова, и при этом покланяемся Богу-Слову Воплощенному.

Перечитайте, прошу вас, сказанное выше.

*

Человек верит не столько тому, что поистине есть, сколько тому, что в нем есть. То есть, человек, ложью пропитанный, верит лжи охотнее! Или вы этого не знали? Знали это вы все. Человек гораздо больше знает, нежели понимает и держит в активном запасе. (Эти слова тоже перечитайте). Итак, все всё знали, только «включали дурака» и делали вид, что все в порядке. Ну, и сколько еще будем делать вид, что все в порядке?

*

В Царстве слова есть место и для церковного слова. И как ему не быть, если первые слова, написанные кириллицей были: «В начале было Слово». Глянем-ка туда.

В 19-м веке Розанов писал: «Светская литература полна самобичевания, но возьмите духовные журналы: это сплошное счастье, самоуверенность, самодовольство» (О духовенстве 1902-1903 гг.)

Времена изменились, а с ними – и нравы. Светская литература давно уже не «самобичуется». Она самовыражается. Все самовыражаются, не замечая, что выражать нечего. А церковная пресса привычно, как и в веке 19-м, «рапортует» о великих свершениях. Для нас времена не изменились. Мы храним Истину и отчитываемся о надежном хранении.

*

Читаешь нашу прессу и берешься за сердце. Не лучше ли отдать деньги, потраченные на печать, в нуждающиеся руки? Мы все еще «выдаем на гора» и «засыпаем в закрома» свои успехи, словно отчитываемся перед кем-то из статистического отдела.

«Что за гадость?», — хочется спросить. Кто внушил нам мысль, что церковная пресса должна на всех страницах хвалить окружающий мир и себя в нем? Себя в нем – особенно! «Вот мы – то», а еще «мы – это». Тут «мы даже вот это успели», а здесь «у нас вот что получилось». Ну не чудо? Возникает вопрос: почему это мир все еще во зле лежит? И возникает ответ: «Видимо оттого, что к нам не приобщился». Таков неумолимый вывод. Но ведь он ложен, ло-жен!

Да, неужели же вопросы есть только к Министерству Образования, да Обороны, да Культуры, а к нам самим вопросов нет никаких и быть не может?

*

Дело в той мысленной константе, о которой вскользь упомянуто. «Церковь», — дескать, — «дана изначала готовой (как Коран у магометан с неба упал), а мы – Ее охранители. Все, что надо, по описи получили. Теперь ни дать кому – чего, ни взять у кого – чего, равно – не полагается!» Не положено!

Прошу вас, всмотритесь в эту картинку! Она ужасна правдивостью. Но это не просто картинка. Это – смертный приговор! За это в прошлом веке сотни тысяч людей расстреляли. «Такой-то и такой-то за полное пренебрежение к жизни, кипящей на улице, за безразличие к ней и нуждам ее приговаривается к расстрелу! Приговор исполнить немедленно»

*

Заметьте также, что лучших людей у нас расстреливали первыми. Это потому, что лучшие люди понимали всю лживость общего направления, понимали до дна, и делали, что могли, до изнеможения, но саму систему не меняли. Не могли, потому что. Слишком сильны были «охранители исторических ошибок», мнившие себя защитниками святынь. Оттого благие делатели и врагам заметны были, и «своими» пренебрегались. Они были заметны, как носители черной рясы на фоне белых снегов. Их и расстреливали первыми.

*

Хватит хвалиться. Хватит!

Хватит делать вид, что это только «мир слетел с катушек», а у нас самих все «в ажуре». Ложь это, и на лжи ничего не построишь. Нужно взять на себя нравственную ответственность за все происходящее, коль скоро у нас этой ответственности ни с кого, кроме Церкви, и не спросишь. И самобичеваться не надо! Враги быстро нашу чувствительность в слабость запишут. Шиш им, а не самобичевание! Нужно только быть хоть на каплю честнее перед Богом, и перед собой, и перед собратьями, окружающими Престол. А честное слово, да в простоте, да со слезами, каких стен не ломало?

*

Только будем внимательны. То есть – вонмем! Всякое дело предварим молитвой, и только потом – вперед!

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

8 ноября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Это мое ПУБличное дело! Это мое ПУБличное дело!
Владимир Легойда
То, что религия — частное дело каждого, это конечно, не ложь. Это полуправда. Вера в Бога, безусловно, дело личное и даже интимное. Возможно, самое интимное из всего, что доступно человеку в земном опыте. Но никогда в истории религия не была только и исключительно частным делом (если не брать, конечно, опыт отшельников-аскетов). Иначе верующие сидели бы дома, молились и никуда из квартиры свою веру не выносили.
Отраженная действительность Отраженная действительность
Прот. Андрей Ткачев
Отраженная действительность Отраженная действительность
Протоиерей Андрей Ткачев
Откуда это бандитско-ментовское экранное наводнение и дешевые любовные треугольники, помещенные в богатые интерьеры? Что, больше ничего не происходит?
Православный россиянин в зеркале либерального медиадискурса Православный россиянин в зеркале либерального медиадискурса
Наталия Дьячкова
ПР – это отсталый, невоспитанный человек, гомофоб, он забыл о главной добродетели христианина – смирении, напр.: …оголтелые «православные» громят не понравившиеся им выставки, устраивают походы против сексуальных меньшинств, провоцируют нападения на людей неславянской внешности (К. Л., журналист, блогер); …православный гомофоб ударил Лену Костюченко по голове (В. П., сценарист, журналист, блогер); …смирение, о котором наши воинствующие «верующие» вообще забыли («Грани. ру»).
Ревизор и журналисты Ревизор и журналисты
Протоиерей Андрей Ткачев
Смех обличителей – не смех ради правды и торжества справедливости. Их смех хамский. Им, как мокрицам, без сырости жить нельзя. В чистоте они мрут, и в чистоте они не заинтересованы. И вот это уже совсем плохо. Плохо, что язвительные писаки в принципе не способны врачевать болезни и не заинтересованы в этом, но лишь способны жить на открытых ранах, как кровососущие насекомые.
Кронштадтский светоч и газетные гиены Кронштадтский светоч и газетные гиены
Слово, произнесенное 6 декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе
Священномученик Иоанн Восторгов
Повествуется в одном древнем житийном сказании, что к некоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всех сторон слушатели и почитатели, прося молитв, совета, благословения. Многие и о многом спрашивали его, и всем и каждому он отвечал в меру Духа, ему данного. Только один юноша, всегда посещая старца, сидел у ног его молча и ни о чем не спрашивал. Однажды старец, заметив это, наконец, обратился к юноше с вопросом: почему он молчит и ни о чем его не спрашивает? Юноша ответил: «Отец мой! Для меня довольно только слушать и смотреть на тебя!»
Комментарии
Александр 1 января 2016, 21:31
Низкий Вам поклон, отец Андрей!!! Ваши статьи отрезвляют от суетного мирского дурмана, заставляют задуматься о том, что мы принесли Господу, глупые маловеры. Дай вам Бог крепкого здоровья в Вашем служении!!! Слава Богу за все!!!
Lyudmila Toll 5 февраля 2013, 02:00
Отец Андрей спаси вас Господь
и Пресвятая Богородице сохрани вас !
для меня каждая ваша статья полезна познавательна и Слава Господу Всевышнему что в Православных Духовных Училищах и Академиях воспитывают таких даровитых мудрых наших современных Просветителей для будущих поколений.
Людмила 3 декабря 2012, 06:32
В очередной раз безмерно радуюсь тому, что вы затрагиваете очень острые и наболевшие вопросы, вскрывая гнойник острым скальпелем, как опытный хирург. И чем раньше этот гнойник вскрыт, тем меньше вероятности гангрены. Каждый раз когда открываю Православие ру, сразу ищу ваши новые статьи. Ваш духовный опыт нам очень нужен! Конечно есть и критика со стороны читателей - но только в споре рождается истина. Но самое главное в ваших статьях - их актуальность и своевременнось. Не успел про это подумать - а вы про это пишите! Это же здорово! Возлюбим друг друга за единомыслие. Православные христиане во все времена искали истину и сейчас ее ищут. И найти ее можно только в Церкви. Тогда газеты и телевизор становятся человеку безразличны - потому что там нет истины. Так будем же спасаться от потопа лжи, клеветы, безнравственности на корабле нашей Церкви. Спаси вас Господь!
Геннадий - либерал14 ноября 2012, 08:37
Максиму Исаеву.
Извините за навязчивость, но если будет желание и возможность, то приведите какие-либо положения из Евангелия и вообще из Писаний, обосновавшие Ваше умозаключение: "Мир православной церкви - мир семейный. На нравственно здоровых, христолюбивых семьях стоит церковь - это её мирское основание".
Читая Ваши рассуждения, невольно задаешься мыслями:
- Разве назначение человеку земной жизни это спокойная тихая закрытая ото всех и вся жизнь? Тогда зачем изгнание из Рая? Кто в Вашем понимании "ближний", если Вы глухи к окружающему миру и даже Церкви? Как вообще можно помочь "ближнему", если противопоказано "распыляться"?
- Зачем Господь Иисус Христос говорил о "нищете духа", "кротости сердца", "миротворчестве", "плаче", "искании и жажде правды", "гонении за Имя", "милосердии", если лично Вы и Ваша семья считает это "распылом"?
Мне представляется (возможно я не понял Вашу мысль), что Вы творите себе "идола" - семейный очаг и уют, а вокруг хоть потоп. Может в глазах Бога и такое "хорошо", но русские люди про подобных "христиан" говорят: "Моя хата с краю, ничего не знаю".
Александр Владимирович13 ноября 2012, 18:03
Спасибо, отец Андрей.
Мне кажется, у Вас есть все основания воспринять правду (смысл) и нашей последней - 70-летней (советской) - истории. Богом попущенной. А значит будут основания построить нашу жизнь более достойно и дальше. В том числе, и с Вашей помощью. Ведь она - история - непрерывна? неправда ли? И ВСЕГДА в Богом попущенной истории есть выстраданные камни, основания (достижения духа), на которых можно строить нашу жизнь и дальше. Действительно, надо только не лгать себе.
Спасибо.
Ирина13 ноября 2012, 11:15
Максиму, В ПРОДОЛЖЕНИЕ:
... и статистика известного поисковика о количестве запросов, как мне кажется, это только подтверждает. Это - зеркало.
Ирина13 ноября 2012, 11:09
Максиму:
В храм человек приходит впервые ради личного спасения, к Богу. И остается там на всю жизнь. Если иначе, то, получив желаемое, уходит, не имея смысла дальнейшего хождения.

Если таких "целеустремленных" пришло на службу двое или трое, каждый из которых "купует" краткие часы богослужения ради своей главной цели, т.к. "дние лукавы суть", то помятуя статью о.Андрея о "Миссионерских литургиях", это даже хорошо. И реакция из известного анекдота :) вполне понятна.

И мне, грешной, кажется, что это "покаянное одиночество", излитое в молитве и исповеди, как раз привлекает милосердие Божие к человеку. Радость же и ЕДИНСТВО бывает у православных христиан, по Апостолу - "в Духе", плодами которого и делятся - Батюшка в проповеди, певцы - богослужением, молящиеся - в любом личном общении "на всяком месте", т.е. каждый в своей жизненной "нише".

Одиночество - в несении жизненного креста, в отсутствии человека-сотаинника, способного на простое человеческое сострадание. Правдивое и не осуждающее. Вы об этом написали? Скорбь в том, что для поиска таковых можно, вероятно, и в соцсети пуститься, если на приходе сии добродели не культивируют :)
Разделяю, кстати, полностью комментарий Максима Исаева.
р.б. Сергий12 ноября 2012, 13:51
"А честное слово, да в простоте, да со слезами, каких стен не ломало?"
- Если слепой поведет слепого, не оба ли упадут в яму?!
Как нельзя быть чуть-чуть беременной, так нельзя быть на каплю честнее перед Богом, нужно быть просто честным. Поэтому не нужно "ломать стен", нужно просто открыть дверь пред которой давно стоит Господь и стучит в сердце Ваше. Тогда и слово Ваше исполнится честью и непостыдно будет хвалиться Славою Бога.
"Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15: 57)
Наталия11 ноября 2012, 19:59
спаси Господи, о.Андрей!
Часто приходится с этим сталкиваться, когда хочешь поднять какую-то тему, что церковная пресса должна печатать только положительные новости... а беды нас будто бы не касаются... спаси Господи, очень хорошая статья!
Сергей11 ноября 2012, 02:42
Станиславу:
Как же не понятно(?) А Высоцкий тогда , что имел ввиду когда пел : " в церкви смрад и полумрак, дьяки курят ладана..." И повреждение это не внешнее, а во мне оно! Поскольку и Я сам, считая себя человеком воцерковленным вроде и пытаюсь утешится внешним образом благочестия моих хождений в храм, вычитывания молитв, соблюдения постов... Только почему -то совесть моя каждый раз как будто спрашивает: ".. образ принял,- вижу ,а где же у твоего благочести Сила"?!!! Увы- Нету!!! С горчичное бы зерно... Но нет! Если бы было, то и горе грехе, что "предо мной есть выну " мог бы сказать возьмись и ввергнись в море! Но вместо этого я как жена Лотова каждый раз обращаю свои глаза назад , к мнимой сладости греха и нахожу себя ничем не отличающимся от соляного столпа...
От того, наверное и Слово обесценено и в первую очередь во мне самом... Увы мне!
Сергей Порубай10 ноября 2012, 23:25
Может быть многие устояли в период официального безбожия благодаря тому, что родители нас учили говорить правду. А ЧЕСТНОГО слова было достаточно, чтобы тебе поверили даже при самой невероятной информации. А еще честно работать и жить. Все ЧЕСТНО.
И, надеюсь, также и дальше будет.
Максим Исаев10 ноября 2012, 15:47
Читаю статьи о Андрея. Раньше каждую, теперь выборочно. Накопиться может, оказывается, усталость даже от острых тем и умных мыслей.
Мир православной церкви - мир семейный. На нравственно здоровых, христолюбивых семьях стоит церковь - это её мирское онование.
Семье, как я убедился, для её процветания - полезно быть не только глухой к окружающему миру, но и не распыляться даже в церковной среде. Вот тогда, даже тихий шёпот внутри неё - будет услышан.
Я предпочитаю не проповедь, не призывы, не бурную активность, а исповедь - исповедь семейную.
Быть главой семьи, хранить мир семьи, детей воспитывать христианами, участвовать в Литургии и Таинствах, ближним пмогать. И, главное, тихо всё это делать.
Когда мой сосед по прошествию лет спросит, почему у нас хорошая семья, почему наши дети вежливы, почему мы не отказываем в помощи ему и другим, тогда мы скажем: "Потому что мы - христиане".
Вот - спасение людей вокруг.
Но мне кажется, что это не только о земной жизни. Может, это как мы молимся святым, которые стяжали дар от Бога предстоять Ему. Они, святые, Спасшись сам, моляться за тысячи нас, своими молитвами Спасая нас.

Геннадий - либерал10 ноября 2012, 15:36
Отец Андрей.
В настоящей статье "есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые [(это я про себя)], к собственной своей погибели, превращают как и прочие Писания". Действительно каждый из 10-ти разделов Вашей статьи несет новый предмет осмысления и, может быть, дискуссии, причем очень неоднозначный даже в одном ракурсе рассмотрения, например, с точки зрения исторической достоверности. В общем проигрывает сама цель написания статьи - представить читателю "пищу духовную". Конечно, имеется лукавая выгода: всегда можно парировать оппоненту - "Вы, что не понимаете, главная мысль статьи не в том, о чем толкуете?".
Максим.
Подумайте, если Вам, например, захотелось поесть авокадо, то Вы приходите в магазин и выбираете, из имеющихся на прилавке, лучшие плоды. Если все плоды плохие, то как бы много их не было, Вы (я так думаю) не станете покупать гниль. Если Вы имеете на авокадо аллергию, то благоразумно вообще не покупать эти фрукты, а имеющие в домашнем холодильнике отдать бомжу, в этом случае Вы сохраните свое здоровье в стабильном состоянии и не потребуется завидовать людям былых времен, когда об авокадо знали только много обезьян в Бразилии.
Светлана10 ноября 2012, 04:16
Уважаемый, о.Андрей!Низкий поклон Вам за гигантскую работу в просвещении нас темных и неразумных. Ах, батюшка, по всей видимости все-таки мало просто вполне доступным языком обозначить ту или иную проблему.К сожалению,трудно ждать правильно сделанных нами выводов.Здесь прямо толкование нужно с точными инструкциями.Вот уже вторая Ваша статья,которая ругает православных людей за бездействие и инертность. Сначала речь шла о бездействии православных людей в событиях в Храме Христа Спасителя, обязанных защищать свою веру. Теперь речь идет о затянувшихся "временах застоя" в церковно-приходской жизни. Также само можно обратить внимание на воскресные школы, где детям создается искусственный безоблачный мир.Ведь многое зависит от священника. Мы боимся в силу собственного духовного неразумия неразумно поступить, что будет противоречить уставу.На самом деле и нет никакого противоречия, а есть предрассудки на фоне духовной непросвещенности. Вот поэтому, вряд ли все поймут и проникнутся поднятыми Вами проблемами до тех пор, пока не "дорастут" до них духовно. Может, нам стоит растолковывать, как детям, что в таких ситуациях мы должны делать. А там за соблюдением внешнего благочестия, может, и внутреннее возрастет.Простите, если что-то не так. Просто наши люди не умеют держаться золотой середины. Вот написали Вы, что "Хватит хвалиться", так кто его знает, как это воспримут и поймут? Спаси Вас Господи!
Максим 9 ноября 2012, 17:44
Ирина, так вот это и есть ответственность за все: "спасешься ты, спасутся тысячи вокруг тебя". Надо понимать, чего стоит для мира мой труд над моей внутренней "нивой". А так очень часто среди своих, православных, охватывает одиночество: каждый замкнут в себе, коснешься такого человека в храме - так и ждешь, что он испугается и воскликнет: КТО ЗДЕСЬ? - забывая, что Христос там, где двое или трое соберутся ради Него, где они ради Него будут вместе - с Ним и друг с другом.
Ответственность за все также, полагаю, состоит в том, что гнилой мир вокруг сгнил только потому, что я так сгнил внутри себя. Если я не совершаю всего того, о чем с гневом и печалью говорили Иеремия, Ездра или Даниил, то сгнил я изнутри ровно настолько, чтобы быть готовым все это совершить самому, да и другим не препятствовать. А я и не препятствую – судя по тому, насколько вчерашние газеты напоминают древние пророчества. Слог, конечно, победнее будет – в газетах, разумеется, но суть та же: несправедливый суд, притеснение сирот, вдов и бедняков, стяжательство, разврат и безбожие.
Евгений 9 ноября 2012, 15:03
Очень актуально! Спасибо за статью! И Максиму спасибо за классный комментарий!
Станислав 8 ноября 2012, 23:46
Нифига не понятно из контекста вырваны тезисы к чему они куда модертор смотрит? Вы в своем уме? Такчев обличает неустройства, но читать можно как кроссворд. Тока догадываться что имел в виду.
Ирина 8 ноября 2012, 19:52
о.Андрею:
фраза "взять на себя ответственность за все" несколько насторожила.
Не могу подобрать нужных слов из Евангелия в свое оправдание, но из пережитого опыта выходит что: стало что-то осмысляться только с того момента, когда начала утверждаться на "своей кочке" :), т.е. ощутила свою "нишу" в жизни. И - круг соответствующих ей обязательств, проранжированных в соответствии с Заповедями. Да! Серафим Саровский о личном спасении: "Спасешься ты, спасутся тысячи вокруг тебя".

Максиму:
некоторые и при молчании телефонов и выключенном ноут-буке страдают от того, что не могут побыть наедине с Богом в помысле, хотя-бы несколько минут в день.
Воистину воскрес!
Максим 8 ноября 2012, 17:16
Соцсети соединили СМИ и миллиарды людей, замкнув информационные потоки и превратив информацию в единое пространство. Информационные ниагары и амазонки вливаются в мозг со всех сторон, сметая мысли. Я всюду для них доступен и уязвим. Надо же: сто лет назад душа поэта кричала от боли, когда молчал его – единственный – черный телефон. Тёмный счастливый дикарь, не ведающий своего счастья! Сегодня моя душа ликует, когда не звонит ни один из 3 моих телефонов, и ниоткуда не слышно и не видно никаких новостей. В древности прогресс происходил медленно, потому что требовались века, чтобы по Земле распространились новые идеи. Сегодня для этого требуются секунды. Мы приобрели огромную информационную свободу. Древние бы нам позавидовали. А я вот завидую им. Ведь мы утратили свободу пребывать в покое. В том числе в информационном покое, когда работает и творит ничем не отвлекаемая мысль. Уверен: фундаментальные научные исследования и искусство были плодотворнее до радио, телевидения и интернета. А чем заняты мысли землян сегодня? Популярный «поисковик» выдает мне ответы на некоторые вопросы. Слово «Бог» приносит 104 млн. результатов. Слово «власть» 161 млн. «Секс» 164 млн. «Еда» 217 млн. «Деньги» 272 млн. «Здоровье» 343 млн. «Любовь» 345 млн. Как не вспомнить: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а остальное приложится вам! - А настоящая новость за последние 2000 лет была только одна. Христос воскрес!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×