Москва, 27 января 2013 года
«Сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России крайне поверхностно знают традицию», — отметил на конференции декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков.
«В поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, что, зачастую является просто отражением гордыни и возведением в абсолют собственной индивидуальности художника и не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», — считает отец Александр. Этап копирования древних памятников, по его мнению, невозможно «перепрыгнуть» и сразу перейти к свободному творчеству: «мы не знаем нашей традиции; мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII».
По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. «Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», — заявил архитектор, автор резонансной книги «Антиискусство» Андрей Яхнин. По его словам, такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной элитой всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, а поэтому равнодушно, или же даже радостно принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.
Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, — изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу, это икону на Украине благословил один из католических епископов). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах.
Эксперты также продемонстрировали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании.
В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности.
В рамках конференции в Международном фонде славянской письменности и культуры до 5 февраля проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, православного института «Со-действие» и иконописной школы имени иконописца Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность».