Москва, 28 января 2013 года
Выступая на ХХI международных Рождественских образовательных чтений, иерарх привел данные опросов, согласно которым число крещеных детей казаков составляет 70%, а венчанных браков — 40%.
При этом, хотя к православным среди казаков относят себя почти все опрошенные, бывает в храме хотя бы раз в месяц лишь половина из них, посты полностью или частично соблюдают 26,5%, «Символ веры» знают наизусть 14%, а «Отче наш» — 57,3%.
По словам владыки, исповедуются и причащаются казаки «совсем нечасто, соборуются — и того меньше».
Он заявил, что существует достаточное количество тех, кто причисляет себя к казакам, но к православию относится либо формально, либо не относится вообще. При этом и среди православных «вера невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения (по охране храмов и защите православных реликвий)».
«Участие же в православных таинствах вообще не осознается подавляющим большинством как жизнеобразующая необходимость и опять-таки воспринимается как некая символика, обрядовость, которая в их, казачьем случае, может быть успешно замещена тем же самым служением по охране», — констатировал митрополит Кирилл.
Он поставил задачу «изыскивать особые пути православного просвещения казачества», учитывая возрастной фактор (воцерковление детей и взрослого населения), традиционный уклад казачьей семьи и подготовку к принятию присяги.
«В настоящий момент данный акт совершается весьма формально, в то время как происходит он по требуемому укладу на кресте и Евангелии. Излишне говорить, что человек, приносящий подобную клятву, должен полностью осознавать, Кому и на чем он присягает», — подчеркнул архиерей.
Он также заявил о сложностях во взаимоотношениях казачьих обществ и чиновничества на местах. Как сообщил митрополит Кирилл, сейчас казаки, занимаясь религиозным и патриотическим просвещением внутри своей среды, пытаются зарегистрировать собственные просветительские центры, где в том числе дают основы знаний Закона Божьего.
«Но даже в этих внутренних рамках, не выходящих за пределы казачьей среды, организаторы встречают противодействие чиновников от образования, упирающих на то, что данная деятельность нарушает светский принцип образования и государственности, требует ограничений и переработок и, в конечном счете, лицензирования как деятельность образовательная», — добавил он.