Москва, 25 января 2013 года
25 января 2013 года в Новоспасском монастыре г.Москвы в рамках XXI Международных Рождественских Образовательных Чтений была проведена работа направления «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире», включившая в себя общее пленарное заседание, а также конференции по двум секциям и дискуссии на трех «круглых столах».
В течение заседаний, дискуссий были заслушаны доклады, сообщения по самым актуальным вопросам современной монашеской жизни, обозначены наиболее острые проблемы, изложены примеры из живого монашеского опыта.
По итогам насыщенной работы, проходившей в духе братской любви и взаимопонимания, можно сформулировать следующие основные выводы:
Были выделены важнейшие условия благополучного устроения внутренней жизни в монастыре.
а) Общежительный устав, который дает возможность наиболее полно соблюдать монашеские обеты. Главными его чертами являются: добровольное, по любви к Богу, послушание игумену во внутренней и внешней жизни, соблюдение монастырских порядков и послушание братии, неопустительное участие в богослужениях, исполнение келейного молитвенного правила в определенное время, общая трапеза, в имущественном отношении – полное нестяжание. Особое внимание должно обратить на крайнюю осторожность общения с внешним миром, так чтобы все выходы в мир, а также сообщение через переписку и современные технические средства совершались только по благословению игумена.
б) Духовное руководство монастырем вменяется игумену (игумении) как его важнейший долг. В первую очередь игумен/игумения отвечает за духовную жизнь в обители, а уже потом– за ее благоукрашение, хозяйство и пр.
в) Ради сохранения порядка внутренней жизни обители предпочтительно определенное зонирование территории обители, так чтобы братская территория была отделена от общей монастырской, доступной для паломников и трудников– мирян.
г)Обеспечение условий для духовного образования монашествующих, прежде всего внутри обители. Особое значение для обогащения духовным опытом имеют встречи с духовными людьми, а также проведение игуменом (игуменией) бесед с чтением душеполезной литературы.
Все эти аспекты предлагается отразить в Положении о монастырях и монашестве, а также во внутренних монастырских уставах.
1. Сам образ жизни монаха и монастыря в целом является проповедью. Паломники и богомольцы, посещающие обитель, должны видеть и чувствовать в монастыре дух братолюбия, мира, терпения, смирения и других добродетелей христианских, так как они приходят туда из мира, где правит зло, и более всего нуждаются в любви.
2. Самостоятельной областью в рамках просветительской деятельности становится в современных обителях прием паломников в духе монашеского гостеприимства. Это и проведение ознакомительных бесед по истории и святыням обители, и угощение на трапезе, и размещение в гостинице, а для некоторых обителей– и организация паломнических поездок.
3. Большое значение в практике современных обителях имеют такие формы воспитательной и просветительской работы как проведение духовных бесед в детских домах и тюрьмах, организация катехизаторских курсов и воскресных школ, издание и публикация душеполезной литературы.
4. Глубокое значение, формирующее мировоззрение человека и его круг ценностей имеет миссия монастырей по сохранению духовной культуры, через возрождение в обителях традиционных церковных искусств (иконопись, церковное пение и др.), а также разнообразных рукоделий и мастерских (вышивка, художественная резьба и пр).
III. В условиях духовного и материального кризиса современного общества особое значение приобретает деятельность монастырей по оказанию помощи и заботе о наиболее социально незащищенных членах общества– престарелых, инвалидах и детях-сиротах. Такая деятельность, являющаяся по своей сути традиционной, в современных условиях имеет определенные, новые формы. При многих обителях существуют богадельни, приюты, некоторые монастыри духовно окормляют и осуществляют уход за тяжелыми больными в больницах и хосписах.
Острой, наиболее актуальной была признана проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Многие монастыри, откликаясь на эту проблему, создают детские приюты. Однако, существуют определенные трудности в организации и деятельности таких приютов в связи с отсутствием правовой базы. На заседании круглого стола «Миссионерское служение монастырей» было высказано предложение о разработке и принятии правовой юридической базы РПЦ совместно с государственными законодательными органами законодательства, позволяющего создать полноправные детские церковные учреждения (в т.ч. в монастырях и на приходах), в случае необходимости брать нуждающихся в защите детей, получать от государства равные с государственными учреждениями правовые и материальные возможности для обеспечения социальных прав и гарантий детей-сирот.
По окончании работы стала очевидной необходимость продолжить обсуждение вопросов и проблем устроения внутренней жизни монастырей и их общественного служения, для чего представляется целесообразным регулярное проведение встреч руководства монастырей для взаимного обогащения живым духовным опытом монашеской жизни.